Опыт построения ИКС в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:14, курсовая работа

Краткое описание

Время, в которое мы живем, — время стремительных перемен. Наше общество осуществляет исключительно трудную, во многом противоречивую, но исторически неизбежную и необходимую перестройку. В социально-политической жизни это – свершившийся переход от тоталитаризма к демократии, в экономике — от административно-командной системы к рынку. Главной целью и одновременно главным содержанием этого процесса стала реструктуризация предприятий, включающая широкий комплекс форм, методов и инструментов по обеспечению устойчивого развития.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
ГлаваI. Развитие системы информационно-консультационного обеспечения сельских товаропроизводителей в России…………………………………...…7
1.1 Развитие в период до 1917 г…………………………………………...…....7
1.2 Развитие системы информационно-консультационного обеспечения сельских товаропроизводителей в советский период................................12
1.3 Современный период развития системы информационно-консультационного обеспечения сельских товаропроизводителей……..18
ГлаваII. Консалтинг в России……………………………….…………….…...20
2.1 Особенности российского консалтинга…………………………………...20
2.2 Проблемы, решаемые российскими консультантами…………………….33
ГлаваIII. Приоритетные направления развития информационно-консультационной службы……………………………………………………..41
Заключение………………………………………………………………………44
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая ИКС.doc

— 559.50 Кб (Скачать)

«Попредметное разделение труда в агрономических орга­низациях не ограничивается делением на участковых агрономов и специалистов, но идет дальше и выделяет особый пост уездного агронома», - отмечает А.В. Чаянов. На уездных агрономов возлага­лись следующие обязанности:

-         представительство от имени агрономической организации;

-         ведение агрономической сметы и отчетности;

-         консультирование земских управ по сельскохозяйственным вопросам;

-         заведование общеуездными агрономическими учреждениями и начинаниями вроде сельскохозяйственных складов, курсов для крестьян, выставок.

Обязанности уездного агронома иногда исполнялись по очереди всеми участковыми агрономами или возлагались на участкового агронома пригородного участка, который для облегчения работы значительно сокращался. Но обычно масса специальных обязанностей общеуездного характера бывала настолько значительной, что заставляла земства вводить должность освобожденного уездного агронома.

Уездная агрономическая организация, представляющая собою вполне самостоятельную структуру, являлась в то же время как бы частью губернской агрономической организации. Уездные земства и земство губернское не находились в отношении подчиненности одного другому и разграничение их работы было построено на началах сотрудничества, которое не должно было входить в противоречие с принципами самостоятельности, равноправия и свободы инициативы отдельных земств.

Исходя из конкретной ситуации, организация практической работы на местах поручалась уездным агрономическим структурам, а роль губернского земства заключалась:

-         в объединении деятельности уездных земств;

-         в разработке общегубернских мероприятий, возникающих по инициативе как губернского, так и уездных земств;

-         в материальном содействии наиболее слабым уездным земствам в проведении на местах агрономической работы.

Помимо этого губернское земство могло взять на себя проведение самостоятельных общественно-агрономических начинаний имеющих общее значение или не доступных силам отдельных уездных земств: различные исследования, курсы, опыты, ветери­нарные и зоотехнические мероприятия и прочее.

Возвращаясь к схеме агрономической организации, необходимо отметить, что работой общественной агрономии руководили два типа коллегиальных органов - экономический совет и агрономическое совещание. Первый из них, составленный из числа земских гласных, ведал всеми общими, принципиальными вопросами хозяйственной жизни территории и отчитывался перед земским собранием. Агрономическое совещание состояло почти исключительно из приглашенных на земскую службу агрономов, специалистов других отраслей сельского хозяйства, заведующего сельскохозяйственным складом. Оно работало под непосредственным руководством экономического совета и земской управы. Однако на стадии выработки решений по проблемам сельского хозяйства к мнению участников агрономического совещания земские органы прислушивались самым серьезным образом.

 

1.2 Развитие системы информационно-консультационного обеспечения сельских товаропроизводителей в советский период:

К 1917 году в России единоличным крестьянским хозяйствам принадлежало 215 млн. га (58,6 %) сельскохозяйственных земель. Средний размер сельскохозяйственных угодий одного хозяйства составлял около 8,7 га. К категории товаропроизводителей можно было отнести около 1,1 млн. хозяйств, которым принадлежало более 80 млн. га (примерно 73 га на одно хозяйство). Остальные 41,4 % сельскохозяйственных земель являлись собственностью помещиков, царской фамилии и монастырей. Эти земли активно использовались для товарного производства сельскохозяйственной продукции. Деятельность службы общественной агрономии была направлена на первую категорию товаропроизводителей. С представителями второй категории работали наемные агрономы.

В период НЭПа появляется возможность для реализации творческого потенциала представителей «старой школы». В это время при Петровской земледельческой академии по инициативе А.В. Чаянова создается первый в стране научно-исследовательский институт сельскохозяйственной экономии, директором которого стал сам А.В.Чаянов. Эта организация усилила научную составляющую консультационной деятельности. Позднее, в период коллективизации, деятельность консультационной службы войдет в противоречие с курсом партии, и многие представители института будут репрессированы.

С периодом коллективизации в России связана новая аграрная политика государства и как следствие этих изменений - замена службы общественной агрономии на систему, которая лишь частично смогла обеспечить выполнение тех же функций, поскольку была предназначена для решения других задач.

Соответственно изменениям самой отрасли сельского хозяйства изменялся и характер информационно-консультационной деятельности. Если в 1928 году потенциальное число клиентов ИКС составляло 25 млн. хозяйствующих субъектов, включая 23,7 млн. единоличных крестьянских хозяйств и 1,1 млн. сравнительно крупных товаропроизводителей, то к 1940 году число хозяйствующих субъектов сократилось до 3,8 млн. Число колхозов и совхозов за это же время увеличилось с 16,2 тысяч до 241,1 тысяч.

Между кооперативной агрономией, которая по своей идеологии оставалась общественной агрономией, и создававшейся советской формой агрономической работы зародился конфликт, заключавшийся в том, что общественный агроном руководствовался в своей работе нуждами крестьянина и хозяйственными потребностями своего района. В задачу же правительственного агронома входило оказание помощи представителям тех форм хозяйствования, в которых было заинтересовано государство; финансирование консультационных программ осуществлялось из государственного бюджета и определялось интересами государства. Постепенно общественная агрономия стала восприниматься советской властью как реакционная, поскольку она стремилась к сохранению мелких и средних форм хозяйствования и частично вследствие отстаивания своих внутренних интересов.

В период с 1945 по 1967 годы, в новых условиях развития сельскохозяйственного производства прежние функции консультационной службы получили дальнейшее развитие. Широкий размах стало приобретать сельскохозяйственное образование и внедрение в производство передовых приемов науки и техники. Создаются НИИ всесоюзного и зонального значения, имеющие в подчинении опытные станции, поля.

Так, число специалистов с высшим и средним специальным образованием (агрономов, зоотехников, ветеринарных работников, экономистов сельского хозяйства и пр.) в 1940 году в РСФСР составляло 154 тыс. человек. Это в 3 раза больше по сравнению с аналогичным показателем 1928 года. Одновременно увеличился уровень грамотности сельского населения с 55 % в 1926 году до 99.4% в 1970 году.

На базе МТС создаются агрохимические лаборатории, целью которых было изучение почв колхозов и совхозов, составление почвенных карт, осуществление контроля за качеством и применением удобрений, качеством семян, изысканиями залежей гипса, торфа и т.п. В этот же период времени на базе отдельных колхозов и совхозов открываются агрозоотехнические курсы с трехлетним сроком обучения без отрыва от производства.

В 50-е годы создаются машинно-животноводческие станции (МЖС), организованные в районах отгонного и полуотгонного животноводства для механизации трудоемких работ в животноводстве, а также лугомелиоративные станции (ЛМС) для механизации работ по осушению земель и коренному улучшению лугов и пастбищ.

В результате процесса объединения и укрупнения колхозов к 1985 году число сельскохозяйственных предприятий, осуществляющих товарное производство, составило 49,9 тыс. (в целом по СССР). При этом в отрасли (непосредственно на предприятиях) работали 2311 тысяч специалистов с высшим и средним специальным образованием. Из них более 1706 тысяч имели сельскохозяйственную специальность.

Наряду с этим происходит заметный рост энерговооруженности отрасли. Так, общее потребление энергии в сельском хозяйстве увеличилось с 38, б млрд. кВт.ч. в 1970 году до 160,4 млрд. кВт.ч. в 1987 году (т.е. в 4,2 раза). Если в 1916 году во всем сельском хозяйстве общая потребляемая мощность составляла 23,9 млн. л. с., а в 1928 г. - 21,3 млн. л. с., то к 1940 году эта величина возросла до 47,5 млн. л. с., а к 1960 году – до 155,9 млн. л.с.

Созданная система Научно-технической информации наряду с информационной деятельностью занималась также организацией внедрения достижений науки, техники и передового опыта, составлением планов внедрения, осуществляла контроль за их выполнением. Данная информационная система выполняла единые функции по вопросам научно-технической информации, производственной пропаганде и освоению научных достижений, что в значительной степени способствовало ускорению научно-технического прогресса в агропромышленном комплексе. Особенно эффективно такая система работала в инженерно-технической сфере АПК.

В то же время в сельском хозяйстве отраслевая система НТИ была представлена лишь на союзном уровне - Всесоюзным научно-исследовательским институтом информации и технико-экономических исследований в сельском хозяйстве (ВНИИТЭИСХ). В республиках, областях (краях) и районах органов, фокусирующих научно-техническую информацию по сельскому хозяйству, не существовало. Эти функции лишь отчасти выполняли в регионах подразделения по сельскому хозяйству межотраслевых территориальных органов НТИ (ЦНТИ) (Баутин В.М., Красногир Л.К. Информационно-консультационная служба в сельском хозяйстве. - М.: Информагротех, 1995).

В конце 80-х годов система НТИ была преобразована в новую структуру ЕС АгроНТИ. Единая система Научно-технической информации Госагропрома СССР являлась составной частью Государственной системы научно-технической информации (ГСНТИ) и была призвана обеспечивать научно-технической информацией все основные сферы АПК на основе создания, ведения и распространения баз данных информационных изданий и соблюдения единых принципов информационной деятельности.

Данная отраслевая система НТИ (ЕС АгроНТИ) состояла из пяти основных уровней, объединявших в единую систему ЦНСХБ ВАСХНИЛ, НИИ всесоюзного уровня, также их отделения на республиканском, краевом, областном уровнях и службы НТИ, пропаганды и внедрения непосредственно в колхозах, совхозах, на других сельскохозяйственных предприятиях. Элементы этой системы должны были стать связующим звеном между наукой и агропромышленным производством.

После распада Советского Союза ЕС АгроНТИ просущест­овала еще некоторое время, но уже в рамках Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Анализируя опыт деятельности ЕС АгроНТИ с 1987 по 1992 годы, В.М, Баутин делает вывод, что данная система была основным проводящим каналом доведения научно-технической информации до всех форм товаропроизводителей АПК, сферы управления и науки. [2]

В то же время с позиций сегодняшнего дня в организации информационного обеспечения агропромышленного комплекса имелись недостатки, что значительно снижало эффективность деятельности ЕС АгроНТИ.

Во-первых, отсутствовала отраслевая система доведения НТИ до колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий.

Во-вторых, не был налажен механизм обратной связи и как следствие этого – незнание реальных проблем и потребностей товаропроизводителей.

В-третьих, существовавшие принципы управления и организации информационных органов не обеспечивали их тесного взаимодействия с учебными заведениями разных уровней (вузами, техникумами, школами), системой повышения квалификации, научно-исследовательскими структурами.

В-четвертых, специалисты информационных центров, преподаватели сельскохозяйственных учебных заведений, работники научных учреждений были ориентированы на выполнение своих узковедомственных задач и не были объединены общей целью. Организация их работы не предусматривала совмещения функций консультанта, научного работника и преподавателя. В результате предлагаемые ими новые знания были рассчитаны на среднего потребителя; при подготовке информационных материалов часто не учитывались особенности и условия хозяйствования конкретных сельскохозяйственных товаропроизводителей. Предлагаемые слушателям системы повышения квалификации и поступающие в хозяйства отдельные сведения по какой-либо проблеме не были привязаны к технико-экономическим условиям конкретного сельскохозяйственного производителя и, как правило, не могли быть использованы без соответствующей доработки до уровня практического интереса.

В-пятых, перед работниками региональных информационных органов не ставилась задача обеспечить привязку результатов научных исследований к конкретным зональным условиям и соответственно с учетом этого доработать получаемую от исследовательских структур и центральных информационных органов информацию. Не предусматривалось посещение ими сельскохозяйственных производителей с целью оказания консультационной помощи в решении конкретных производственных проблем.

Все это привело к тому, что эффективность деятельности информационных органов и служб, высших и средних учебных заведений, институтов повышения квалификации, исследовательских структур, в которых были заняты высококвалифицированные специалисты, была чрезвычайна низка.

В дальнейшем, вместо устранения имеющихся недостатков, совершенствования системы информационного взаимодействия и интеграции этих структур и сельскохозяйственных производителей система органов НТИ в период распада Союза была практически ликвидирована. В основном остались только научно-исследовательские институты на федеральном уровне.

Только в 90-е годы XX века, спустя столетие с момента возникновения первых служб общественной агрономии, в России началось воссоздание информационно-консультационной службы. Начался процесс возвращения к основополагающим принципам построения системы консультирования товаропроизводителей, описанных Чаяновым, и аналогичных тем, что существовали в России до периода коллективизации. Этот позитивный процесс стал развиваться не «снизу», а именно «сверху», со стороны государства, так как изменилась аграрная политика и консультационная служба, как государственный инструмент реализации этой политики вновь стала востребованной.

Информация о работе Опыт построения ИКС в России