Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 13:45, курсовая работа
Для правильной оценки работы предприятий в условиях рыночной экономики необходимо проводить постоянное и всестороннее исследование рынков, на которые они вышли и хотят закрепиться и осуществлять свою деятельность. Для этого проводится SWOT-анализ.
При анализе рынков наибольший интерес представляют следующие показатели:
- емкость рынка, то есть возможные объемы продаж того или иного товара;
- конъюнктурные и прогнозные исследования сбыта;
- исследование поведения покупателей;
- изучение практики деятельности конкурентов.
Введение……………………………………………………………………….
1 Выявление сильных и слабых сторон организации, как
неотъемлемая составляющая управления…………………………………...
1.1 Понятие и сущность организации……………………………………...
1.2 Характерные черты SWOT-анализа…………………………................
1.3 SWOT-анализа, как неотъемлемая составляющая управления и
планирования организации
2 Оценка сильных и слабых сторон организации «» на основе SWOT-
Анализа
2.1 Организационно-экономическая характеристика «»
2.2 Анализ сильных и слабых сторон «»
2.3 Мероприятия повышения конкурентоспособности организации «»
на основе проведенного SWOT-анализа………………………………........
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованных источников………………………………………...
ЗАО «Белгородский цемент» имеет два дочерних общества:
1. ООО «Рекорд - Центр». Виды деятельности: оптовая и розничная торговля, гарантийный и постгарантийный ремонт аппаратуры.
2. ООО «Родничок». Виды деятельности:
торговля продовольственными
Экономическая характеристика.
«Белгородский цемент» - одно из крупнейших предприятий отечественной цементной промышленности. Его мощность составляет 2,6 млн. т. В 2004 г. здесь выпущено 1,7 млн. т. цемента или на 13% больше, чем в 2003 г. Всего за 55 лет работы предприятием было отгружено более 100 млн. т. продукции.
За 9 месяцев 2005 года увеличено производство на 15,4%. Всего за этот ᴨȇриод было выпущено 1,45 млн. т. цемента.
Предприятие выпускает продукцию:
1. Портландцемент (ГОСТ 10178-85): ПЦ 600 ДО; ПЦ 550 ДО; ПЦ 500 ДО;
ПЦ 500 ДО-Н; ПЦ 400 Д20; ШПЦ 400 ДО.
2. Портландцемент для
3. Клинкер портландцементный.
Все марки цемента выпускаемые на заводе, сертифицированы в системе добровольной сертификации ГОСТ Р. Две марки сертифицированы испытательной лабораторией Организации контроля качества Союза немецких цементных заводов (Дюссельдорф, ФРГ) по EN-197-1:2000 на соответствие СEM I 42,5 N и CEM II/A-S 32,5 N. Кроме того, эти марки цемента сертифицированы в Украине, Венгрии, Польше, Словакии, Эстонии.
Продукция завода не раз отмечалась различными международными организациями, а два вида цемента ПЦ 500-ДО и ПЦ 400-Д 20 в 2004 году награждены Дипломом «100 лучших товаров России».
Основные экономические и финансовых показателей деятельности предприятия показаны в табл. 1. и табл. 2
Таблица 1
Отгрузка продукции (тонн)
2002г. |
2003г. |
2004 г. |
||
Цемент |
1628507 |
1025400 |
712711 |
|
Клинкер |
108356 |
90486 |
306341, 44 |
|
Доля экспортной продукции в отгрузке за 2004 год составила 17%.
Таблица 2
Динамика важнейших экономических и финансовых показателей деятельности предприятия (тыс. руб. )
2002г. |
2003г. |
2004 г. |
||
Выручка от реализации |
967995 |
1518412 |
2300543 |
|
Размер прибыли (убытка) |
93530 |
(16035) |
(7399) |
|
Уставной капитал предприятия составляет 168 920 руб. Размещены обыкновенные именные акции номинальной стоимостью 5 рублей в количестве 39425 рублей и привилеᴦᴎҏованные именные акции номинальной стоимостью 5 рублей в количестве 3359 рублей.
При установлении цены предприятие использует метод ценообразования "Средние издержки плюс прибыль". Оно стремится назначить такую цену на цемент, чтобы она полностью покрывала все издержки по его производству, распределению и сбыту, включая справедливую норму прибыли за приложенные усилия и риск (табл. 3).
Таблица 3
Отпускные цены и себестоимость цемента (внутренний рынок) (в российских рублях и долларах США за тонну)
2002г. |
2003г. |
2004г. |
|||
Курс доллара США на конец года, руб. |
28,16 |
30,14 |
31,78 |
||
Цементная промышленность России - в среднем |
|||||
Отпускная цена |
Руб. |
423,56 |
512,41 |
556,20 |
|
Долл. |
15,04 |
17,33 |
17,50 |
||
Себестоимость |
Руб. |
382,00 |
474,36 |
497,94 |
|
Долл. |
13,56 |
15,74 |
15,67 |
||
ЗАО «Белгородский цемент» |
|||||
Отпускная цена |
Руб. |
278,91 |
333,5 |
390,69 |
|
Долл. |
9,90 |
11,07 |
12,29 |
||
Себестоимость |
Руб. |
259,77 |
326,30 |
- |
|
Долл. |
9,22 |
10,83 |
- |
||
Как видно из этой таблица отпускные цены на продукцию ЗАО «Белгородский цемент» значительно ниже в среднем по стране.
Среднесписочная численность работников
на предприятии за 2004 г. составила 1337 чел.
Фонд оплаты труда работников списочного
состава 267 615, 1 тыс. руб., из них среднемесячные
выплаты социального характера на одного
работника составила 162 рубля. Среднемесячный
доход на одного работающего за 2004 год
составил 20447 руб.
Анализ конкуренции
Таблица 4
Доли и емкость предприятий на цементном рынке России
Предприятие |
Производство цемента за 2004 г. (тыс. т.) |
Доля в общем объеме, % |
ЗАО «Белгородский цемент» |
1616, 5 |
4, 29 |
ОАО «Осколцемент» |
2218, 8 |
5, 90 |
ОАО «Мальцовцемент» |
3591, 3 |
9, 5 |
ОАО «Себряковцемент» |
1614, 0 |
4, 28 |
ОАО «Липецкцемент» |
1487, 0 |
3, 95 |
Другие предприятия |
27162, 5 |
72, 08 |
ВСЕГО |
37690, 1 |
100 |
Для наглядного изображения по данным
таблицы построим диаграмму.
Рисунок 2.
Доли предприятий на
Одним из основных конкурентов на рынке Европейской части России и основным конкурентом на рынке г. Белгорода и области является предприятие ОАО «Осколцемент». Преимуществом Оскольского завода является то, что он более новый, а, следовательно, более современный, а значит, оборудование имеет меньший износ и технология производства более современна (сухой способ). На заводе установлена финская упаковочная линия, позволяющая свести на нет потери при тарировании. Качество цемента производимого в Старом Осколе не выше Белгородского, но проигрывает в цене. Старооскольский завод в 1,5 раза мощней Белгородского.
Таким образом, ЗАО «Белгородский цемент» довольно сильный конкурент ОАО «Осколцемент» и ОАО «Липецкцемент», это в большей степени обусловлено экспортом цемента, что, тем не менее, не опровергает сильную позицию предприятия.
Система маркетинга и сбыта.
Обострение конкурентной борьбы на рынке цементной промышленности объективно повышает востребованность маркетинга как основного инструмента исследования рынка.
Маркетинговая деятельность на предприятии представляет собой комплекс мероприятий, ставящих целью исследование таких вопросов, как:
- изучение потребителя;
- исследование мотивов его поведения на рынке;
- анализ собственно рынка предприятия;
- исследование продукта;
- анализ форм и каналов сбыта;
- анализ объема товарооборота предприятия;
- изучение конкурентов, определение форм и уровня конкуренции;
- определение наиболее эффективных способов продвижения товаров на рынке.
В ЗАО «Белгородский цемент» имеется отдел маркетинга, который занимается изучением рынка, его проблемами и перспективами; проводит мероприятия по стимулированию сбыта (всевозможные рекламы, выставки).
Маркетологи следят за тем, чтобы товар соответствовал российским и европейским стандартам, являлся конкурентоспособным и отвечал запросам потребителей. Изучая спрос и предложения на рынке цемента, специалисты маркетингового отдела проводят исследование в целях изучения емкости и характера рынка, уровня цен и ценовой эластичности спроса и предложения, степени и условий рыночной конкуренции и принимает соответствующие решения.
Однако отдел маркетинга на предприятии не занимается разработкой ассортиментной и товарной политики. Для этого в ЗАО «Белгородский цемент» имеется отдел сбыта. В отделе сбыта есть управляющий сбытом, который занимается функционированием спроса на товар и разрабатывает комплекс мероприятий по стимулированию сбыта. В этом отделе также имеется и управляющий ассортиментом, который занимается изучение факторов влияющих на формирование ассортимента предприятия и реализует ассортиментную политику, проводимую предприятием.
Так как на предприятии ЗАО «Белгородский цемент» используется стратегия ограниченного роста, то при этой стратегии цели развития устанавливаются «от достигнутого» и корректируются на изменяющиеся условия.
Основными каналами распределения продукции завода являются: предприятия розничной торговли; оптовые предприятия; непосредственно отдел сбыта на предприятии.
Выгодное географическое расположение предприятия (42 км от российско-украинской границы) позволяют успешно проводить экспортно-импортные операции. Кратчайший путь к портам Азовского и Черного морей, в Европу транзитом через Украину дает возможность экспортировать продукцию с наименьшими затратами по доставке партнерам. Налаженные производственные связи с экспедиторскими фирмами и портами дают возможность заводу доставлять продукцию по требованию партнеров по всему миру.
Наиболее крупными потребителями цемента ЗАО «Белгородский цемент» являются белгородские предприятия, производящие строительные материалы на его основе. На ОАО «БелАЦИ» каждый год поставляются более 16% цемента. Также сбыт цемента осуществляется в Московский регион, Смоленскую, Курскую и др. областях.
Таблица 5
Наиболее крупные потребители цемента ЗАО «Белгородский цемент»
Предприятия |
Потребление |
доля, % |
ОАО «БелАЦИ», г. Белгород, ул. Мичурина |
300000 |
16,5 |
ОАО «Белгородский завод ЖБК-1», ул. Коммунальная 5 |
20000 |
1,1 |
ОАО «Белгородстройдеталь», ул. Мичурина |
15000 |
0,8 |
Мостотряд – 18, г. Москва ул. Земляной вал |
10000 |
0,55 |
Мостотряд – 90, Московская область, г. Дмитров |
8000 |
0,45 |
Дмитровский ЖБК, Московская область, г. Дмитров |
9000 |
0,5 |
ЗАО «Смоленский завод ЖБИ-2», г. Смоленск |
19000 |
1,04 |
ОАО «Курский завод КПД», г. Курск |
8000 |
0,45 |
Магазин ЗАО «Белгородский цемент» |
36000 |
2 |
Прочие |
1399 800 |
76,6 |
Итого |
1824 800 |
100 |
Таким образом, основными потребителями цемента являются предприятия, производящие сборные железобетонные конструкции и изделия, товарный бетон, строительный раствор, асбестоцементные изделия, а также домостроительные комбинаты, строительные организации, осуществляющие как жилищное, гражданское, так и промышленного строительства. Кроме того, имеется довольно перспективная группа потребителей цемента – население, использующего цемент для индивидуального, садового и гражданского строительства.
Основными формами стимулирования сбыта на предприятии являются средства массовой информации (газеты, местное телевидение), наглядная агитация (рекламные щиты) и участие в международных выставках.
Отдел маркетинга старается давать рекламу и в периодические издания, выходящие на территории Черноземья. Это способствует увеличению объемов продаж.
Предприятие имеет свой сайт в Интернет (www. eurocem.ru), на котором размещено много информации рекламного характера (сведения о компании, партнёрах, отраслевые обзоры и т. п.)
Завод участвует в выставках строительных материалов, проходящих как на территории России, так и за рубежом (Украина, Болгария, Югославия и др.).
Анализ финансового состояния.
Займы и кредиты па начало 2004 г. составили 163 000 тыс.руб., на конец отчетного периода 287 170 тыс.руб. Кредитная история по кредитам и займам, полученным от иных организаций.
Таблица 6
Расходы по обычным видам деятельности
На начало года |
На конец года | |
Материальные затраты |
285332 |
149044 |
Затраты на оплату труда |
144151 |
108604 |
Отчисления на соц.нужды |
47316 |
38324 |
Амортизация |
13751 |
11850 |
Прочие затраты |
788450 |
438252 |
Расходы на науч.-иссл. работы |
70085 |
62253 |
Инвестиционная деятельность предприятия — вложения во внеоборотные активы составила:
На 01.01.2004г. 70 300 тыс.руб.
На 01.12.2004г. 103 063тыс.руб.
Расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы составили:
На 01.01.2004г. 150 тыс.руб.
На 01.12.2004г. 123 тыс.руб
Расходы на освоение природных ресурсов составили:
На 01.01.2004г 801 тыс.руб.
На 01.12.2004г. 768 тыс.руб.
Таблица 7
Основные средства (тыс.руб.)
Наименование |
Наличие |
Поступило |
Выбыло |
Наличие |
|||
На начало года |
На конец года |
||||||
Здания |
126351 |
1027 |
- |
127378 |
|||
Сооружения |
118032 |
1913 |
751 |
119194 |
|||
Машины и оборудован. |
195742 |
34388 |
1964 |
228 1 66 |
|||
Транспортные средства |
17436 |
632 |
107 |
17961 |
|||
Произ. и хоз. инв-ръ |
5403 |
2141 |
283 |
7 261 |
|||
Многолетние насажд. |
323 |
323 |
|||||
Земельные участки |
33159 |
33159 |
|||||
Амортизация основных средств |
|||||||
Наименование |
На начало года |
На конец года | |||||
Здания и сооружения |
101658 |
104181 | |||||
Машины, оборудование, транспортные ср-ва |
147063 |
156463 | |||||
Других |
7522 |
8215 | |||||
Передано объектов ОС |
|||||||
На консервацию |
20278 |
16278 | |||||
Информация о работе Оценка сильных и слабых сторон организации «» на основе SWOT- Анализа