Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 13:44, лекция
Конкурентное преимущество — это
те характеристики, свойства товара
или марки, которые создают для
фирмы определенное превосходство над своими прямыми конкурентами.
Оценка конкурентоспособности организации и ее продукта
Конкурентное
преимущество — это
те характеристики,
свойства товара
или марки, которые создают
для
фирмы определенное
превосходство над своими
прямыми конкурентами.
Эти атрибуты или характеристики могут быть самыми различными и относиться как к самому товару (базовой услуге), так и к дополнительным услугам, сопровождающим базовую, к формам производства, сбыта или продаж, специфичным для фирмы или товара
Конкурентное преимущество может быть внешним, если основано на отличительных качествах товара, которые образуют ценность для покупателя за счет либо сокращения издержек, либо повышения эффективности
Стратегия, вытекающая из внешнего конкурентного преимущества, — это стратегия дифференциации, которая опирается на маркетинговое ноу-хау фирмы, ее превосходство в выявлении и удовлетворении ожиданий покупателей, недовольных существующими товарами
Конкурентное преимущество является внутренним, если оно базируется на превосходстве фирмы в отношении издержек производства, менеджмента или товара, которое создает ценность для изготовителя, позволяющую добиться себестоимости меньшей, чем у конкурента
Стратегия, основанная на внутреннем конкурентном преимуществе, — это стратегия доминирования по издержкам, которая базируется главным образом на организационном и производственном ноу-хау фирмы
Виды конкурентного преимущества и стратегий
Интенсивность
и конкретные формы
конкурентной борьбы
между прямыми соперниками
на рынке варьируют
в зависимости от характера
конкретной ситуации.
Она отражает степень
взаимозависимости
конкурентов, возникающей
на конкретном рынке
в результате их действий
При анализе ситуации на конкретном рынке опираются на различные конкурентные структуры:
Модель чистой конкуренции характеризуется присутствием на рынке большой группы продавцов, противостоящей большой группе покупателей, причем ни одна из этих групп не обладает достаточной силой, чтобы повлиять на цены
Олигополия — это ситуация, когда число конкурентов невелико или несколько фирм доминируют на рынке, создавая сильную взаимозависимость
Результат стратегического маневра сильно зависит от того, будут ли на него реагировать конкуренты.
Под конкурентным поведением понимается позиция, которую в процессе принятия решения занимает фирма по отношению к своим конкурентам.
Реально наблюдающиеся позиции можно сгруппировать по пяти типам поведения
Монополистическая, или несовершенная, конкуренция занимает среднее положение между чистой конкуренцией и монополией. Конкуренты многочисленны, и их силы уравновешены. Однако их товары дифференцированы, т. е., с точки зрения покупателя, они обладают отличительными качествами, которые воспринимаются всем рынком в качестве таковых
Монополистическая конкуренция проистекает из стратегии дифференциации, основанной на внешнем конкурентном преимуществе
Для успешной реализации стратегии дифференциации необходимо выполнение следующих условий:
Монопольная конкуренция, как и чистая, представляет собой предельный случай. На рынке доминирует единственный изготовитель, который противостоит большому числу покупателей
Подобная ситуация наблюдается в фазе жизненного цикла, соответствующей введению товара на рынок, в зарождающихся секторах, характеризующихся технологическими инновациями
Важным фактором становится ожидаемая длительность монополии, зависящая от масштаба инновации и существования высоких барьеров входа для новых конкурентов
Более часты случаи государственной монополии, логика которых отличается от логики частных фирм. Это уже логика не прибыли, а общественного блага. Трудность при этом заключается в отсутствии рыночного контроля над служением общественным интересам, что способствует развитию централизованного управления, сконцентрированного скорее на собственных внутренних задачах
Оценка уровня конкурентоспособности различных объектов представляет собой очень сложную работу, т.к.:
Конкурентоспособность простых и недорогих объектов целесообразно определять на основе экспертной оценки или пробных продаж нового товара
Исходные данные для оценки конкурентоспособности товаров, организации и ее конкурентов:
1. Полезный эффект товара
В том числе:
нормативный срок службы (использования, хранения)
коэффициент безотказности
коэффициент готовности
коэффициент сохраняемости
Исходные данные для оценки конкурентоспособности товаров, организации и ее конкурентов:
Совокупные затраты за жизненный цикл единицы товара
Методика оценки конкурентоспособности товара на основе его эффективности и рыночных факторов
Конкурентоспособность анализируемого объекта (товара, услуги) желательно измерять количественно, что позволит управлять ее уровнем.
Для
измерения
Полезный эффект — это отдача объекта, интегральный показатель как система используемых в конкретных условиях частных показателей качества объекта, удовлетворяющих конкретную потребность
Количественную оценку конкурентоспособности объектов можно осуществлять по формуле:
где К — конкурентоспособность анализируемого образца объекта на конкретном рынке, доли единицы;
Эффективность объекта рассчитывается по формуле:
где Пс — полезный эффект объекта за нормативный срок его службы в условиях конкретного рынка, единица полезного эффекта;
Совокупные затраты за жизненный цикл единицы объекта можно определить по формуле:
где Зниокр — сметная стоимость маркетинговых исследований, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
Информация о работе Оценка конкурентоспособности организации и ее продукта