Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 23:50, курсовая работа
Предметом исследования курсовой работы является конкурентоспособность организации. Цель работы - оценка конкурентоспособности предприятия на рынке.
Исходя из цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:
- определить сущность конкурентоспособности предприятия;
- дать основную характеристику организации ИП Демидов А.И. хозяйственный магазин «Исток»;
- предложить рекомендации и мероприятия по повышению уровня конкурентоспособности ИП Демидов А.И. хозяйственного магазина «Исток» на рынке;
Введение 3
Глава 1. Конкурентоспособность организаций. 4
1.1. Понятие конкурентоспособности предприятия. 4
1.2. Конкурентоспособность торговой организации и ее роль в обеспечении эффективной работы на рынке 6
Глава 2. Характеристика предприятия 12
2.1. Экономическая характеристика ИП Демидов А.И. хозяйственного магазина «Исток» 12
2.2. Организационно - правовая форма 13
2.3. Внутренняя среда организации 14
2.3.1. Организация труда работников 14
2.3.2. Структура организации 16
2.3.3. Режим работы в магазине 19
2.3.4. Мотивация персонала 20
2.4. Внешняя среда организации 22
2.4.1. Конкуренты 22
2.4.2. Поставщики 24
Глава 3. Рекомендации и мероприятия по повышению уровня конкурентоспособности 26
3.1. Рекомендации по повышению уровня конкурентоспособности для ИП Демидов А.И. хозяйственного магазина «Исток» 26
Заключение 29
Список используемой литературы 30
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Московский Государственный Открытый Университет
Имени Черномырдина В.С.
Факультет: «Менеджмент и экономическая политика»
Курсовая работа
по дисциплине
«Маркетинг»
на тему:
«Оценка конкурентоспособности организации на рынке»
Выполнила:
студентка 2 курса Кравченко Н.С.
специальность 080200
№911505
Руководитель работы:
Кузьмина Татьяна Ивановна.
Москва, 2013
Содержание
В современном развитии бизнеса можно выделить значимое явление - это расширение и развитие конкуренции на всех рынках, вследствие насыщения рынков товарами, услугами, производителями. По определению «Конкурентоспособность» — это свойство объекта, характеризующееся степенью удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. 1
Актуальностью данной темы является то, что конкурентоспособность - один из основных факторов успешного развития бизнеса. Заинтересованность организации в результатах своей работы усиливает необходимость повышения эффективности ее деятельности. За счет своих рыночных преимуществ предприятие получает возможность потеснить конкурентов на рынке, повысить собственные объемы продаж, в определенной мере воздействовать на среднерыночный уровень цен за счет манипулирования объемом продаж и, в конечном итоге, повысить свои конечные финансовые результаты (величину чистой прибыли).
Предметом исследования курсовой работы является конкурентоспособность организации. Цель работы - оценка конкурентоспособности предприятия на рынке.
Исходя из цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:
- определить сущность конкурентоспособности предприятия;
- дать основную характеристику организации ИП Демидов А.И. хозяйственный магазин «Исток»;
- предложить рекомендации и мероприятия по повышению уровня конкурентоспособности ИП Демидов А.И. хозяйственного магазина «Исток» на рынке;
Повышение уровня конкурентоспособности предприятий любой формы собственности, оптимизация их функционирования и элементарное выживание в рыночной среде – фундаментальная проблема современной экономики. От ее решения во многом зависит качество воспроизводственных процессов, доходность предприятий, их адаптация к рыночным условиям и последующий экономический рост. Конкуренция представляется, с одной стороны, эффективным механизмом естественного регулирования рыночной экономики и отбора, наиболее устойчивых с финансовой точки зрения предприятий, способных функционировать в условиях рынка, а с другой, - это легализованная форма экономической борьбы самостоятельных хозяйствующих субъектов, выпускающих однородную продукцию, за ее рынки сбыта с целью получения более высоких доходов.
Конкурентоспособность на товарных рынках стала основой экономической безопасности страны. Располагая в недалеком прошлом мощным научно-техническим потенциалом (воспроизводство которого стало невозможным из-за недостатка финансирования), дешевой квалифицированной рабочей силой и собственными ресурсами многих видов сырья, Россия имеет огромные возможности для повышения конкурентоспособности.
Данная проблема до недавнего времени практически не рассматривалась в научных трудах отечественных экономистов. И этому есть соответствующее объяснение. Административно-командные методы ведения хозяйства не способствовали становлению конкурентных отношений между предприятиями вследствие ограничения свободы действий предпринимательской деятельности, чрезмерного вмешательства государства в деятельность предприятий, неразвитости основных рыночных институтов.
Переход от административно-командной к рыночной экономике способствовал значительному росту цен на продукцию при одновременном снижении качества предлагаемых товаров. Такое положение дел явилось возможным в результате чрезмерной монополизации экономики, что выражалось в высокой степени концентрации и узкой предметной специализации. Поэтому с целью регулирования монопольного рынка в 1993 г. был принят закон «О конкуренции и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках», который способствовал созданию нормативной базы конкурентных отношений.
В условиях реформирования российской экономики принципиально изменяется подход к созданию систем обеспечения конкурентоспособности предприятия. Эта проблема выдвигается на первый план всей экономической политики государства.
Конкурентоспособность предприятий – это проблема не только отечественной, но и мировой экономики. А так как категория «конкурентоспособность предприятия» является практически базовой ячейкой национальной конкурентоспособности в части экономической составляющей, то следует обратиться к ее определению.
Так, экономисты исследовательской организации «European Management Forum» (г. Женева) предлагают следующее определение : «Конкурентоспособность фирмы – это реальная и потенциальная способность компаний, а также имеющихся у них для этого возможностей проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам в комплексе более привлекательны для потребителей, чем товары конкурентов».2
Конкурентоспособность товара и конкурентоспособность организации соотносятся как часть и целое. Возможности предприятия конкурировать на определенном рынке непосредственно зависят от конкурентоспособности товара и совокупности социально-экономических и организационных факторов и методов деятельности предприятия, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы.
В макроэкономическом масштабе розничная торговля представляет собой отрасль экономики, выступающую конечным звеном в распределении товаров и услуг. Розничная торговля на уровне национальной экономики призвана преобразовывать готовую продукцию производства в товарные ресурсы с учетом потребностей конечных потребителей. На микроуровне розничную торговлю можно рассматривать как вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей-продажей товаров и оказанием услуг конечным покупателям. При этом основным объектом, на который направлены усилия организаций розничной торговли, является непосредственно процесс продажи товаров индивидуальным потребителям.
В то же время розничную торговлю можно рассматривать как с позиции потребителей, так и с позиции организации. С позиции потребителя розничная торговля - это совокупность видов предпринимательской деятельности, увеличивающих ценность товаров и услуг, продаваемых потребителям и предназначенных для личного или семейного использования. С позиции организации к розничной торговле относят все виды деятельности по продаже товаров и услуг непосредственно конечным потребителям для их личного, некоммерческого использования, независимо от того, как именно продаются товары (лично, по почте, через Интернет и т.д.) и где это происходит (в магазине, на улице, на дому у потребителя). Характерной чертой розничной торговли является то, что она в отдельных случаях применима и к реализации услуг
Розничная торговая сеть
представляет собой совокупность большого
числа организаций
Понятие «конкурентоспособность торгового предприятия» включает конкурентоспособность внешнюю и внутреннюю. Внешняя конкурентоспособность - это основанная на внешних конкурентных преимуществах способность предоставлять услуги, удовлетворяющие потребности и желания покупателей лучше конкурентов. Внутренняя конкурентоспособность - это способность к достижению и поддержанию определенного набора услуг с более низкими издержками, чем у конкурентов, основанная на внутренних конкурентных преимуществах торгового предприятия.3
Оценка конкурентоспособности
торгового предприятия
Конкурентоспособность предприятия розничной торговли определяется способностью его внутренней среды реагировать на изменения внешней. Особенность внутренней среды предприятия состоит в том, что она находится под воздействием как управляющей подсистемы самого предприятия, так и подсистемы более высокого уровня (например, государства) и должна адаптироваться к изменению внешней среды. Цель адаптации состоит в том, чтобы предприятие могло с наименьшими потерями противодействовать возникающим во внешней среде неблагоприятным условиям или наилучшим образом использовать их.
Таким образом, конкурентоспособность
торгового предприятия можно
охарактеризовать как разность эффекта
двух взаимосвязанных уровней
Еще одна особенность конкурентоспособности - четко выраженная потребительская ориентация. Рассматривать ее следует только относительно сегмента, на который ориентируется торговое предприятие. Опрос слишком широкого круга потребителей может дать низкий процент покупателей, удовлетворенных услугами магазина, вследствие привлечения нецелевых потребителей. Наоборот, магазин может быть популярным среди узкой группы людей, иногда даже не пользующихся его услугами. Однако это не свидетельствует о конкурентоспособности магазина, а говорит о важности правильного определения и классификации показателей конкурентоспособности и методики их оценки.
Конкурентоспособность предприятия розничной торговли формируется под влиянием многих факторов: месторасположение, уровень квалификации торгового персонала и цен в магазине, ассортимент, организация мерчандайзинга, взаимоотношения с поставщиками и др.
Для поддержания стабильного положения предприятия на рынке необходимо формировать устойчивые конкурентные преимущества, такие, как:
- месторасположение предприятия торговли;
- увеличение числа
лояльных к предприятию
- прочные взаимосвязи с поставщиками;
- низкие издержки, обусловленные эффектом масштаба;
- лучший сервис;
- уровень логистического обеспечения торговой сети;
- квалификация торгового персонала.4
Являясь атрибутом рынка, конкуренция естественным путем возникает из рынка и одновременно служит непременным условием его существования и развития. Конкуренция - ситуация, когда существует несколько альтернативных направлений использования редкого блага, в котором заинтересованы различные группы людей, борющихся между собой за право распоряжаться этим благом.
Термин «конкуренция» вошел в экономическую теорию из разговорного языка от латинского слова «concurrentia», означающего «столкновение», «состязание». В экономике конкуренция определяется следующим образом.
Толкование понятия конкуренции в экономической науке прошло несколько стадий. Классической экономической теории был характерен поведенческий подход. В частности, А. Смит понимал сущность конкуренции как совокупность взаимонезависимых попыток различных продавцов установить контроль на рынке. Следовательно, акцент делался на таком поведении продавцов и покупателей, которое характеризовалось честным, без сговора соперничеством за более выгодные условия продажи или покупки товаров. При этом основным объектом конкурентной борьбы считались цены.
Базой оценки конкурентоспособности является исследование потребностей покупателя, требований рынка.
При совершении покупки потребитель осуществляет процесс выбора необходимого ему изделия среди целого ряда аналогичных, предлагаемых на рынке, и приобретает то из них, которое в наибольшей степени удовлетворяет его потребность. При этом покупатель учитывает их потребительские свойства, выясняет степень соответствия собственной потребности.
Каждая потребность обладает свойствами и характеризующими их параметрами, которые определяют ее сущность, необходимый потребителю полезный эффект и конкретные условия процесса потребления. При совпадении параметров потребности с параметрами, характеризующими само изделие и совершается покупка.
Информация о работе Оценка конкурентоспособности организации на рынке