Обучение персонала как фактор повышения конкурентоспособности организации (на примере ООО «Горстрах»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 07:05, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования определяется тем, что эффективность достижения целей любой организации требует максимального использования человеческого потенциала. Кроме того, внешняя среда представляет всё меньше и меньше преимуществ компании. В связи с этим многие организации стали искать конкурентные преимущества внутри собственного предприятия. Конкурентные преимущества фирмы в области управления персоналом - это преимущество своего персонала над персоналом конкурентов. Такие компоненты, как оборудование, сырье, доступны практически всем конкурентам, и зачастую только эффективная система управления персоналом способна выделить одно предприятие на фоне всех остальных.

Оглавление

Введение…
Глава 1 Теоретические основы изучения обучения персонала организации………………7
1.1 Обучение персонала: концептуальные подходы, понятие, роль в системе управления персоналом…………7
1.2 Типы учебных программ, виды и методы обучения персонала… 19
1.3 Этапы и принципы организации обучения персонала………....... 28
Глава 2 Обучение персонала в ООО «Горстрах»………………………….. 36
2.1 Общая характеристика деятельности и системы управления персоналом ООО «Горстрах»………36
2.2 Характеристика системы обучения персонала в ООО «Горстрах»……………………………43
Глава 3 Совершенствование процесса обучения персонала в ООО «Горстрах»…………48
3.1 Современные тенденции в сфере организации обучения персонала…………………………………………48
3.2 Рекомендации по совершенствованию процесса организации обучения персонала в ООО «Горстрах»………57
Заключение……………………………………………………………………. 64
Список использованных источников………………………………………... 68
Приложения

Файлы: 1 файл

Обучение персонала.doc

— 418.50 Кб (Скачать)

 

3.2 Рекомендации по  совершенствованию процесса организации  обучения персонала в ООО «Горстрах»

 

Исследование системы  обучения персонала ООО «Горстрах» показало, что обучение персонала организации проводится без разработки каких-либо нормативно-методических материалов. В частности, в организации нет Положения об обучении персонала. Также отсутствуют критерии оценки обучающихся, не применяются методы оценки потребности в обучении.

Неформальный опрос сотрудников показал, что они хотели бы иметь возможность профессионально и личностно развиваться. Отмечают, что в процессе осуществления практической деятельности сталкиваются с некоторыми сложностями, которые можно было бы устранить путем прохождения тренингов, например, делового общения или эффективной коммуникации, тайм-менеджмента и прочего.

Анализ современных  тенденций в сфере обучения персонала  организации показал, что в настоящее  время весьма распространенным и  востребованным является компетентностный подход.

В ООО «Горстрах» обучение осуществляется в отношении менеджеров по страхованию. В связи с этим рекомендуем внедрить в ООО «Горстрах» модель компетенции менеджера по страхованию.

Модель компетенций  позволяет унифицировать требования к сотрудникам и создать единые стандарты поведения, основу для оценки, обучения и продвижения сотрудников.

Универсальность модели компетенций заключается в том, что:

1) позволяет напрямую  связать систему управления персоналом со стратегическими целями организации. Связь выстраивается через определение профессиональных и личностных качеств менеджеров и специалистов, ключевых компетенций будущего компании;

2) компетенции способствуют  формированию корпоративной культуры компании и достижению общего видения миссии и целей организации как руководством компании, так и ее сотрудниками;

3) описывает реально  наблюдаемое поведение людей  на работе простым и доступным для менеджеров и специалистов языком, что повышает отдачу при использовании компетенций;

4) лежит в основе  системы работы с персоналом:

- облегчается процедура найма персонала – появляется возможность сопоставить характеристики кандидата с требованиями к должности;

- сотрудникам дается четкое представление о предъявляемых к ним требованиях, о стандартах успешного выполнения работы;

- повышается эффективность обучения и развития сотрудников, так как программы обучения формируются на достижение корпоративных стандартов, указанных в компетенциях;

- руководитель получает критерии для оценки эффективности работы подчиненных и, как следствие, для оценки соответствия персонала стоящим перед компанией задачам;

- обеспечивается развитие персонала и планирование карьеры.

Рекомендуем внедрить в  ООО «Горстрах» модель компетенций, которая была нами разработана на основе анализа различных моделей компетенций.

Оценка компетенций  проводится на основе заполнения соответствующей  анкеты:

- самим менеджером  по персоналу;

- его непосредственным  руководителем.

Также может быть использован  метод наблюдения: менеджер по персоналу  наблюдает за процессом работы менеджера по страхованию.

На основе сравнения  результатов, полученных в заполненных  анкетах, сотруднику присваивается  определенный ранг каждой компетенции.

На основе полученных результатов менеджеру по персоналу  рекомендуется провести уточняющее интервью, поскольку результаты сравнения ответов менеджера по страхованию и его непосредственного руководителя могут различаться.

Модель компетенций  менеджера по страхованию представлена в таблице 4.

Таблица 4 - Модель компетенций  менеджера по страхованию ООО «Горстрах»

Уровень

Компетенция /поведенческий  индикатор

Отметка наличия

Клиентоориентированность

1

Дает немедленный и  импровизированный ответ на вопросы  клиента, не исследуя скрытые потребности  или проблемы или не пытается понять контекст запросов клиента.

 

2

Работает над тем, чтобы  удовлетворить потребность клиента  и учесть его интересы.

 

3

Проверяет удовлетворенность  клиента. Распространяет полезную информацию для клиента (например, об акциях). Старается  удовлетворить потребности клиента.

 

4

Ищет информацию о  реальных, скрытых потребностях клиента, помимо выраженных изначально, и пытается соотнести их с доступными или  подогнанными под клиента услугами. Быстро и без оправданий исправляет проблемы с обсуждением с клиентом.

 

5

Выстраивает независимое мнение о потребностях клиента, возможностях/проблемах. Действует в соответствии с этим мнением. Принимает непосредственное участие в процессе принятия решений клиентом. Предпринимает массу дополнительных усилий, чтобы удовлетворить потребности клиента.

 

Воздействие и оказание влияния

1

Ссылается на мнение/идеи других людей для того, чтобы придать  весомость своей точке зрения

 

2

Не предпринимает попыток  адаптироваться к уровню и интересам  аудитории. Подчеркивает свое преимущество.

 

Продолжение Таблицы 4 - Модель компетенций менеджера по страхованию ООО «Горстрах»

Уровень

Компетенция /поведенческий  индикатор

Отметка наличия

3

Адаптирует презентацию  или обсуждение, чтобы они были созвучны интересам и уровню других. Предсказывает эффект действия или других элементов своего поведения на восприятие слушателей.

 

4

Моделирует поведение, ожидаемое от других, или предпринимает  хорошо продуманные, нетипичные или  эффективные действия, чтобы оказывать  конкретное воздействие. Предвидит  возможные возражения на идеи и готовит аргументы.

 

5

Пользуется комплексными стратегиями влияния, подогнанными под конкретные ситуации, структурирует  ситуации или работы для поощрения  желаемого поведения. Добивается от других принятия своих идей и согласия.

 

Работа в  команде и сотрудничество

1

Нейтрален, пассивен, не принимает участия или не является членом команды.

 

2

Информирует людей и  держит их в курсе относительно процессов, происходящих в группе, делится всей полезной или имеющей отношение  к делу информацией.

 

3

Ценит вклад и знания других, хочет учиться у них. Защищает идеи и мнения, чтобы помочь сформулировать определенные решения и планы.

 

4

Создает дружескую атмосферу, поддерживает высокий командный  дух и сотрудничество. Защищает и  продвигает репутацию группы среди внешних, не включенных в группу людей.

 

5

Совершает действия по разрешению конфликтных ситуаций, не пытается избегать проблем.

 

Уверенность в себе

1

Полагается на других. Недостает уверенности.

 

2

Принимает независимые  решения. Работает без постоянного надзора.

 

3

Считает себя экспертом. Считает себя или свои возможности  лучше по сравнению с таковыми у других людей. Выражает уверенность  в своих суждениях.

 

4

В конфликтах занимает собственную  четкую позицию. Действия поддерживают или обосновывают устное выражение уверенности в себе.

 

Продолжение Таблицы 4 – Модель компетенций менеджера по страхованию ООО «Горстрах»

Уровень

Компетенция /поведенческий  индикатор

Отметка наличия

5

Доволен при получении  трудных заданий. Ищет дополнительную ответственность. Выражает несогласие с руководством или клиентами вежливо и тактично, четко и уверенно выражает свою позицию, в том числе в конфликтах. Признает свои ошибки по отношению к другим и действует, чтобы их исправить.

 

Ориентация  на достижение

1

Демонстрирует отсутствие интереса к работе, делает только то, что требуется. Может быть чрезвычайно занят нерабочими делами, такими как общественная жизнь, хобби, друзья и пр.

 

2

Работает, чтобы соответствовать  стандартам, определенным компанией.

 

3

Осуществляет определенные изменения в системе или методах своей работы, для того чтобы улучшить исполнение, не ставя при этом конкретных целей.

 

4

Ставит и достигает  трудные цели в отношении себя и других. Трудность означает, что  вероятность реального достижения этих целей 50/50. В целях повышения исполнения делает то, что прежде не делалось в этой работе.

 

5

Принимает решения в  свете потенциальной выгоды, расставляет  приоритеты или выбирает цели, рассматривая потенциальную выгоду, анализ затрат. Повышает исполнение, делая что-то новое, чего не делалось в организации.

 

Самоконтроль

1

Избегает людей или  ситуации, которые провоцируют негативные эмоции, или противостоит искушению  проявить неуместное участие или  импульсивное поведение.

 

2

Испытывая сильные эмоции, такие как злоба или крайнее расстройство, стресс, контролирует их, но не предпринимает конструктивных действий.

 

3

Испытывая сильные эмоции, такие как злоба или крайнее  расстройство, стресс, контролирует их и совершенно спокойно продолжает работу, обсуждение и другие действия.

 

Продолжение Таблицы 4 –  Модель компетенций менеджера по страхованию ООО «Горстрах»

Уровень

Компетенция /поведенческий  индикатор

Отметка наличия

4

Пользуется техниками  управления стрессом для контроля реакции, предотвращает потерю самообладания, эффективно справляется с текущими стрессами

 

5

Контролирует сильные  эмоции и другие стрессы и предпринимает  действия для конструктивной реакции  на источник проблемы.

 

Развитие других

1

Сосредотачивается на хорошем  исполнении своей работы, являет собой хороший пример.

 

2

Отпускает положительные  комментарии по отношению к способностям или потенциалу других людей даже в трудных случаях. Верит, что  другие могут и хотят учиться.

 

3

Рассказывает, как выполнять  задание, дает конкретные полезные советы.

 

4

Дает указания или  оказывает практическую поддержку  или помощь для облегчения работы, то есть предлагает дополнительные ресурсы, инструменты, информацию, квалифицированный  совет. Задает вопросы, чтобы убедиться  в том, чтобы его указания были верно поняты.

 

5

Подбадривает других при возникновении препятствия. Дает негативную обратную связь скорее в отношении поведения, чем в  отношении личности, выражает позитивные ожидания на предмет будущего исполнения или дает индивидуальные советы по усовершенствованию.

 

 

Результаты оценки компетенций  сотрудника используются как материалы  для определения потребности  в обучении менеджеров и выбора программ обучения, форм и методов обучения.

Выводы по третьей главе:

Возрастание роли обучения в процессах повышения конкурентоспособности предприятия, организационного развития и трудового потенциала работников обусловлено тремя факторами:

- обучение персонала  является важнейшим средством  достижения стратегических целей  организации;

- обучение является  важнейшим средством повышения ценности человеческих ресурсов организации;

- без своевременного  обучения персонала проведение  организационных изменений сильно  затрудняется или становится  невозможным.

Информация о работе Обучение персонала как фактор повышения конкурентоспособности организации (на примере ООО «Горстрах»)