Обучение персонала как фактор повышения конкурентоспособности организации (на примере ООО «Горстрах»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 07:05, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования определяется тем, что эффективность достижения целей любой организации требует максимального использования человеческого потенциала. Кроме того, внешняя среда представляет всё меньше и меньше преимуществ компании. В связи с этим многие организации стали искать конкурентные преимущества внутри собственного предприятия. Конкурентные преимущества фирмы в области управления персоналом - это преимущество своего персонала над персоналом конкурентов. Такие компоненты, как оборудование, сырье, доступны практически всем конкурентам, и зачастую только эффективная система управления персоналом способна выделить одно предприятие на фоне всех остальных.

Оглавление

Введение…
Глава 1 Теоретические основы изучения обучения персонала организации………………7
1.1 Обучение персонала: концептуальные подходы, понятие, роль в системе управления персоналом…………7
1.2 Типы учебных программ, виды и методы обучения персонала… 19
1.3 Этапы и принципы организации обучения персонала………....... 28
Глава 2 Обучение персонала в ООО «Горстрах»………………………….. 36
2.1 Общая характеристика деятельности и системы управления персоналом ООО «Горстрах»………36
2.2 Характеристика системы обучения персонала в ООО «Горстрах»……………………………43
Глава 3 Совершенствование процесса обучения персонала в ООО «Горстрах»…………48
3.1 Современные тенденции в сфере организации обучения персонала…………………………………………48
3.2 Рекомендации по совершенствованию процесса организации обучения персонала в ООО «Горстрах»………57
Заключение……………………………………………………………………. 64
Список использованных источников………………………………………... 68
Приложения

Файлы: 1 файл

Обучение персонала.doc

— 418.50 Кб (Скачать)

Оценка эффективности обучения. Чтобы оценить полученный результат необходимо знать, что было до начала обучения. Для оценки эффективности обучения могут применяться различные методы: анкетирование и тестирование, интервьюирование, анализ работы после обучения, метод «360 градусов» и другие методы, применяемые на этапе выявления потребности в обучении. Среди специфических методов можно выделить: метод возврата от инвестиций, метод возврата от ожиданий.

Метод возврата от инвестиций – это метод оценки эффективности  по финансовым показателям. Затраты на обучение рассматриваются как целенаправленные инвестиции в повышение эффективности деятельности организации. Суть метода: сравнение величины инвестиций и генерируемых инвестиционным проектом притоком денежных средств.

Расчет эффективности:

ROI= финансовый вклад/стоимость программы *100 или ROI= результаты/стоимость программы *100

Если ROI больше 1 – результат превышает расходы, если меньше 1 – стоимость обучения превышает результат.

Метод возврата от ожиданий – построен на основе информации об ожиданиях от обучения на основе интервью с заказчиком/сотрудником. После обучения просят дать количественную оценку результатам обучения. Например, после обучения руководитель отметил, что его сотрудники стали более рационально использовать время на совещаниях. Количественная оценка: 4ч. до обучения и 2,5 ч. после обучения.

Сбереженные средства = Число  участников совещания*1,5*стоимость  часа работы.

Также может использоваться способ определения степени достижения задач обучения. Например, если целью программы предотвращения несчастных случаев является уменьшение числа и серьезности происшествий на 15 %, полезным критерием успеха является сопоставление доли несчастных случаев до и после обучения.25

Выводы по первой главе:

Эффективность достижения целей организации требует максимального использования человеческого потенциала, поэтому главной задачей системы управления персоналом является обеспечение соответствия качественных и количественных характеристик персонала целям организации. При этом под качественными характеристиками персонала следует понимать: способности (уровень образования, объем знаний, профессиональные навыки, опыт работы); мотивации (круг профессиональных и личных интересов, стремление сделать карьеру, материальные притязания и т.д.); свойства (личностные качества, влияющие на выполнение определенной профессиональной роли).

Экономисты рассматривают  затраты на обучение и образование  персонала как одну из форм инвестиций. В специальной литературе наряду с термином «обучение» широко используется термин «развитие». Иногда они используются в качестве взаимозаменяемых понятий, но иногда между ними проводится различие. Задача обучения – обеспечить обучающихся знаниями и навыками, необходимыми для выполнения определенной работы. Развитие подразумевает обучение, которое выходит за рамки нынешней работы, оно ставит более долгосрочные цели и подготавливает работника к тому, чтобы не отставать от изменений и роста организации.

В системе профессионального  развития кадров следует различать  две основные модели: внешнее обучение в специализированных образовательных учреждениях, в том числе без отрыва от работы, и внутрифирменное/внутриорганизационное обучение как процесс непрерывного образования. Можно выделить следующие виды и формы обучения: подготовка новых сотрудников; переподготовка; повышение квалификации; развитие компетенции; индивидуальное и групповое обучение; долгосрочное и краткосрочное обучение; обучение с отрывом от работы, с частичным отрывом от работы, без отрыва от работы.

Методы обучения подразделяются на традиционные и активные. К традиционным относятся лекции, семинары, используемые для передачи и закрепления знаний. При активных методах обучения большое внимание уделяется практической основе передаваемых знаний, формированию навыков и умений.

Процесс обучения включает в себя следующие этапы: определение  потребностей в обучении и развитии; постановка целей; выбор методов; внедрение  программ; оценка программ.

Таким образом, процесс  организации обучения и развития персонала является важной частью деятельности службы по персоналу любой организации. Исследователи утверждают, что сейчас более высокий экономический эффект от вложений в развитие персонала, чем от вложений в средства производства. Зарубежные теоретики и практики отмечают, что 1 доллар, вложенный в развитие персонала, приносит от 3 до 8 долларов дохода.

 

 

Глава 2 Обучение персонала  в ООО «Горстрах»

2.1 Общая характеристика  деятельности и системы управления  персоналом ООО «Горстрах»

 

Общество с ограниченной ответственностью «Горстрах» было образовано 7 ноября 2008 года в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 08.02.1998г. №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Учредителем ООО «Горстрах» является И.А.Сафиуллин.

Место нахождение и юридический адрес: 420080, Республика Татарстан, г.Казань, ул.Восстания, д.43.

ООО «ГОРСТРАХ» имеет  три офиса в г.Казань, расположенные  по адресам: ул.Восстания, д.43, ул.Гвардейская, д.33, ул.Тэцевская, д.5.

Целью деятельности ООО «Горстрах» согласно Уставу является удовлетворение общественных потребностей юридических и физических лиц в работах, товарах и услугах и получение прибыли.

Предметом деятельности является оказание бытовых услуг.

Согласно Уставу ООО «Горстрах» осуществляет следующие виды деятельности:

  1. Коммерческо-посредническая деятельность.
  2. Оказание бытовых услуг населению.
  3. Торгово-закупочная деятельность.
  4. Оптовая и розничная реализация продовольственных товаров.
  5. Оптовая и розничная реализация непродовольственных товаров.
  6. Оказание услуг по хранению и складскому обслуживанию.
  7. Оказание транспортных услуг  и прочее.

Основным видом деятельности ООО «Горстрах» является оказание посреднических услуг населению в сфере страхования, а также юридических услуг при случаях, связанных со страхованием.

ООО «Горстрах» предоставляет следующие виды услуг:

  1. Страхование по ОСАГО и КАСКО в компаниях-партнерах.
  2. Выезд эвакуатора и аварийного комиссара в случаях ДТП.
  3. Доставка полиса КАСКО и ОСАГО в любую точку г.Казани.
  4. Сопровождение и консультация по любым вопросам в течении срока страхования.
  5. Страхование квартир с внутренней отделкой или только отделку, инженерное оборудование.
  6. Страхование движимого имущества, находящегося в квартире.
  7. Страхование гражданской ответственности перед третьими лицами.
  8. Страхование дачи, дома, гаража, бани, хозяйственных построек и т.д.
  9. Страхование рисков: пожар, удар молнии, взрыв бытового газа, аварии отопительных, водопроводных, канализационных сетей, противоправные действия третьих лиц. Стихийные бедствия, кража или грабеж.
  10. Страхование жизни от несчастных случаев и болезней.
  11. Страхование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
  12. Независимая оценка ущерба после ДТП.
  13. Расчет утраты товарной стоимости.
  14. Консультация автоюриста.
  15. Юридическая защита.
  16. Взыскание выплаты с Российского Союза Автостраховщиков.
  17. Оценка всех видов имущества.

Основными потребителями услуг являются: организации различных форм собственности, а также частные лица и индивидуальные предприниматели.

Партнерами ООО «Горстрах» являются компании: Альфа-Страхование, РЕСО-Гарантия, Ренессанс Страхование, РОСГОССТРАХ, Страховой дом ВСК, Ак Барс страхование, Московская страховая компания, Первая страховая компания, Мегарусс-Д, Страховая группа АСКО, ТИРУС, ИНГОССТРАХ, НАСКО.

Конкурентами являются следующие компании: Росно, Россия, Паритет-СК, Жасо, Капитал-Резерв, Ковчег, РСТК, Чулпан, Макс, Уралсиб, Сургутнефтегаз, Югория, Транснефть, Итиль, СОГАЗ.

Организационная культура - это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий. Эти ценностные ориентации передаются индивидам через «символические» средства духовного и материального внутриорганизационного окружения. В литературе наряду с понятием «организационная культура» употребляется понятие «корпоративная культура».26

ООО «Горстрах» имеет свою эмблему.

Базовыми ценностями и принципами работы являются: добросовестность, открытость, уважительное отношение  к партнерам, клиентам и друг другу, соблюдение дисциплины.

В организации большое внимание уделяется внешнему виду сотрудников. Внешний вид сотрудников должен соответствовать деловой атмосфере организации, общепринятым в деловом мире нормам и правилам. Одежда сотрудников, как мужчин, так и женщин, должна быть выдержана в строгом стиле, поддерживающем имидж компании, как солидного  партнера.

Компания рекомендует сотрудникам исключить тяжелый парфюм, а так же выходить на работу с вымытыми и опрятно уложенными волосами.

Неприемлема одежда и  обувь спортивного и пляжного стиля, шорты, открытые сарафаны, футболки, тенниски, спортивные свитера, исключается объемная, яркая бижутерия, вечерние и праздничные наряды.

Цветовые решения в  одежде должны соответствовать классическому  деловому стилю, исключаются излишне  яркие цвета, чрезмерная пестрота.

Основой корпоративного внешнего вида сотрудников являются правила делового стиля в одежде.

Организационная структура ООО «Горстрах» представлена на рисунке 1.








 

 

Рисунок 1 – Структура  ООО «Горстрах»

 

Штатная численность сотрудников ООО «Горстрах» составляет 22 человека. Штатное расписание ООО «Горстрах» в Приложении А.

В процессе подбора сотрудников  в ООО «Горстрах» применяются внешние источники найма:

- Объявления в прессе, по радио и телевидению, в  сети Интернет.

- Рекомендации работников организации.

- Использование личных связей  и рекомендаций знакомых и  коллег.

К соискателям предъявляются  следующие требования: высшее образование, коммуникабельность, приятный внешний  вид, стрессоустойчивость, опыт работы приветствуется.

Отбор сотрудников осуществляется непосредственно Генеральным директором на основе неформального собеседования.

С отобранными сотрудниками заключается  Трудовой договор и издается Приказ о приеме на работу. Инспектор по кадрам оформляет личное дело и трудовую книжку сотрудника.

Сотрудники осуществляют свои полномочия на основе должностных  инструкций.

В процессе управления персоналом руководство использует соответствующие  методы управления. Экономические методы проявляются в системе материального поощрения сотрудников в виде премирования. Социально-психологический метод применяется в виде установления доброжелательной атмосферы во взаимоотношениях сотрудников с руководителем и между друг другом. Правовой метод проявляется в том, что управление сотрудниками осуществляется на основе Трудового законодательства РФ. Административный метод проявляется в издании в отношении сотрудников Приказов, Распоряжений и принятия решений по рабочим моментам. Морально-этические проявляются в воздействии на сотрудников путем бесед и устных выражений благодарности или неудовольствия поведением или работой сотрудников.

Процесс управления персоналом осуществляется непосредственно ген.директором и его заместителями, а также Менеджером по персоналу.

Менеджер по персоналу  осуществляет следующие функции:

- организует процесс  подбора кадров;

- организует процесс  обучения сотрудников;

- ведет кадровую документацию.

В процессе ведения кадровой документации менеджер по персоналу:

  • оформляет прием, перевод и увольнение работников в соответствии с трудовым законодательством, положениями и приказами руководителя, а также другую установленную документацию по кадрам;
  • формирует и ведет личные дела работников, вносит в них изменения, связанные с трудовой деятельностью;
  • заполняет, учитывает и хранит трудовые книжки, производит подсчет трудового стажа;
  • ведет учет предоставления отпусков работникам, осуществляет контроль за составлением и соблюдением графиков очередных отпусков;
  • оформляет карточки пенсионного страхования, другие документы, необходимые для назначения пенсий работникам, установления льгот и компенсаций;
  • изучает движение и причины текучести кадров, участвует в разработке мероприятий по ее снижению;
  • контролирует своевременность представления работниками листков о временной нетрудоспособности, справок по уходу за больными и других документов, подтверждающих их право на отсутствие на работе.

Документы по личному составу отражаются в номенклатуре кадровых дел. Номенклатура кадровых дел составляется ежегодно в начале календарного года и содержит в себе весь перечень кадровых документов, образцы кадровых документов и регистрационных форм используемых в организации, а так же количество томов и сроки хранения документов.

Регистрация документов осуществляется в следующих формах: журнал регистрации трудовых договоров; журнал регистрации приказов о приеме, переводе и увольнении работников;  книга учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним; журнал регистрации приказов о предоставлении отпуска;  журнал выдачи справок по личному составу.

Образцы документов, которые оформляются на сотрудников представлены в Приложениях А, Б, В, Г.

Организация  труда работников ООО «Горстрах»  осуществляется на основе трудового законодательства, правил внутреннего трудового распорядка и трудового договора.

 В правилах трудового  распорядка и трудовом договоре  установлено:

Информация о работе Обучение персонала как фактор повышения конкурентоспособности организации (на примере ООО «Горстрах»)