Обучение персонала как фактор повышения конкурентоспособности организации (на примере ООО «Горстрах»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 07:05, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования определяется тем, что эффективность достижения целей любой организации требует максимального использования человеческого потенциала. Кроме того, внешняя среда представляет всё меньше и меньше преимуществ компании. В связи с этим многие организации стали искать конкурентные преимущества внутри собственного предприятия. Конкурентные преимущества фирмы в области управления персоналом - это преимущество своего персонала над персоналом конкурентов. Такие компоненты, как оборудование, сырье, доступны практически всем конкурентам, и зачастую только эффективная система управления персоналом способна выделить одно предприятие на фоне всех остальных.

Оглавление

Введение…
Глава 1 Теоретические основы изучения обучения персонала организации………………7
1.1 Обучение персонала: концептуальные подходы, понятие, роль в системе управления персоналом…………7
1.2 Типы учебных программ, виды и методы обучения персонала… 19
1.3 Этапы и принципы организации обучения персонала………....... 28
Глава 2 Обучение персонала в ООО «Горстрах»………………………….. 36
2.1 Общая характеристика деятельности и системы управления персоналом ООО «Горстрах»………36
2.2 Характеристика системы обучения персонала в ООО «Горстрах»……………………………43
Глава 3 Совершенствование процесса обучения персонала в ООО «Горстрах»…………48
3.1 Современные тенденции в сфере организации обучения персонала…………………………………………48
3.2 Рекомендации по совершенствованию процесса организации обучения персонала в ООО «Горстрах»………57
Заключение……………………………………………………………………. 64
Список использованных источников………………………………………... 68
Приложения

Файлы: 1 файл

Обучение персонала.doc

— 418.50 Кб (Скачать)
  • рабочий день с 8.00 по 17.00;
  • перерыв на обед с 12.00 до 13.00;
  • общая продолжительность нормального рабочего дня 8 часов;
  • продолжительность рабочей недели 40 часов.

Работодатель ведет  учет времени отработанного работником.

По инициативе работника  – совместительство, рабочее время  не может превышать четырех часов в день и 16 часов в неделю.

По инициативе работодателя привлечение к сверхурочным работам  допускается с письменного согласия работника. Сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника  четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

Работнику устанавливается  следующее время отдыха: выходные дни (суббота/воскресенье); нерабочие, праздничные дни; отпуска.

Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие  праздничные дни производится в  случаях и порядке, предусмотренных трудовым законодательством, с обязательным согласием работника.

Ежегодный оплачиваемый отпуск Работнику устанавливается продолжительностью 28 календарных дней.

Менеджер по персоналу  ведет табель учета рабочего времени и формирует график отпусков сотрудников. Также он при приеме на работу сотрудника знакомит его с правилами внутреннего трудового распорядка, информирует о рабочем времени и времени отдыха,  проводит инструктаж по технике безопасности.

Согласно правилам внутреннего  трудового распорядка отстраняются от работы (не допускаются к работе) следующие работники: появившиеся на работе в состоянии алкогольного или иного опьянения; имеющие, в связи с медицинским заключением, противопоказание для выполнения работы.

В ООО «Горстрах» сотрудникам установлен должностной оклад. Должностной оклад сотрудников ООО «Горстрах» устанавливается в Трудовом договоре (Приложение Г). Например, менеджер по страхованию имеет должностной оклад 10 000 рублей. В организации применяется система оценки «по результатам». Основным результатом деятельности менеджеров по страхованию является количество заключенных договоров страхования. По результатам оценки применяется система материального стимулирования. Мерой материального стимулирования сотрудников является премирование - ежемесячное или единовременное премирование в зависимости от финансовых результатов деятельности организации. Например, для менеджеров по страхованию ежемесячная премия составляет   10 % от страховой премии привлеченных клиентов.

По договору Работодатель выплачивает заработную плату Работнику два раза в месяц: 15-го числа текущего месяца – аванс, и 3-го числа следующего месяца – заработную плату.

За 2011 год в организации  не было уволено ни одного сотрудника. В предшествующем – 2010 году был уволен один сотрудник – по собственному желанию, одна сотрудница ушла в декретный отпуск.

 

2.2 Характеристика системы  обучения персонала в ООО «Горстрах»

 

Обучение кадров или развитие человеческих ресурсов организации – это важное направление управления кадрами организации и один из факторов конкурентоспособности организации.

В системе профессионального  развития кадров следует различать  две основные модели: внешнее обучение в специализированных образовательных  учреждениях, в том числе без отрыва от работы, и внутрифирменное/внутриорганизационное обучение как процесс непрерывного образования.

Внешнее обучение в специализированных образовательных учреждениях осуществляется как с полным отрывом от работы, так и с частичным отрывом или без отрыва от работы. Как правило, внешнее обучение предполагает профессиональную переподготовку или повышение квалификации, стажировку как разновидность профпереподготовки или повышения квалификации.

Внутрифирменное обучение – особая форма подготовки сотрудников. Как правило, программы внутрифирменной подготовки создаются специально для конкретного предприятия и ориентированы на развитие персонала и подготовку его к изменениям в организации.

В ООО «Горстрах» осуществляется внутрифирменное обучение принятых на работу сотрудников, а также текущее внешнее обучение сотрудников.

В основном обучение касается «новичков» менеджеров по страхованию.

Принятые на работу сотрудники:

  • ознакамливаются с правилами внутреннего трудового распорядка;
  • обучаются порядку работы с клиентами;
  • ознакамливаются с программами страхования компаний-партнеров и порядком расчета страховки;
  • обучаются правилам составления страховой документации.

Обучение организуется и проводится менеджером по персоналу  с привлечением опытных сотрудников  компании. Примерная программа обучения представлена в таблице 3.

Таблица 3 – Образец  программы обучения менеджеров по страхованию

Тема занятия

Ответственное лицо

Часы

Методы обучения

1

Ознакомление с правилами  внутреннего трудового распорядка

Менеджер по персоналу

1

Лекция-презентация

2

Программы страхования  компаний-партнеров,

Менеджер по страхованию

2

Лекция-презентация, работа с документами

3

Порядок работы с клиентом

Менеджер по страхованию

2

Лекция-презентация, работа с документами

4

Расчет страховки

Менеджер по страхованию

2

Лекция-презентация, работа с документами

5

Оформление документации

Менеджер по страхованию

2

Лекция-презентация, работа с документами


 

Обучение длится 2 дня. По окончании обучения сотрудник сдает внутренний экзамен, который заключается в следующем. Опытный сотрудник компании выступает в роли клиента. Новый сотрудник должен подобрать для него программу страхования, рассчитать ее стоимость, оформить документы.

«Новичок» оценивается  по следующим критериям:

  • знание программ страхования;
  • умение правильно осуществить расчеты;
  • умение правильно оформить документы;
  • умение убедить и грамотно разъяснить клиенту все условия страхования.

Оценка выставляется в форме «зачет/незачет».

Оценивают:

- менеджер по персоналу,

- менеджер по страхованию,  осуществлявший обучение,

- сотрудник, который выступает в роли клиента.

В процессе проведения экзамена может присутствовать генеральный директор.

В случае «незачета» ставится вопрос о расторжении трудового договора в связи с не прохождением испытательного срока.

За годы существования  организации такого случая не было.

В качестве преподавателей привлекаются менеджеры по страхованию  имеющие опыт работы не менее трех лет и имеющие желание осуществлять педагогическую деятельность. В каждом случае решение о выборе того, кто будет осуществлять очередное обучение ситуативно. В случае если претендентов несколько, данный вопрос решает генеральный директор.

Сотрудникам, привлекаемым для обучения «новичков» выплачивается  денежное вознаграждение из расчета  – 125 рублей в час. Таким образом, оплата составляет 1000 рублей.

Также в ООО «Горстрах» проводится текущее обучение сотрудников в случаях изменения условий страхования компаний-партнеров, обновления законодательства в сфере страхования.

Обучение, как правило, проходит в форме профессиональных семинаров или конференций, которые проводятся страховыми компаниями-партнерами.

В данном случае менеджер по персоналу:

- принимает приглашения  на обучение от компаний-партнеров;

- информирует менеджеров  о времени, месте и теме проведения обучения (семинара, конференции);

- в случает необходимости  согласует с руководством возможность  направления сотрудника или сотрудников  в командировку;

- фиксирует факт посещения  мероприятия сотрудником компании;

- организует семинар  с участием сотрудника, прошедшего обучение, для остальных сотрудников компании.

Данная форма обучения сотрудников не требует дополнительных расходов со стороны организации, за исключением случаев, когда сотрудник  командируется. В случае командирования сотрудника на профессиональный семинар или конференцию, бухгалтерия осуществляет расчет и оплату расходов в соответствии с трудовым законодательством и установленными «расценками» по авансовым отчетам.

По итогам данного вида обучения оценка не проводится.

Выводы по второй главе:

Общество с ограниченной ответственностью «Горстрах» было образовано 7 ноября 2008 года. Учредителем ООО  «Горстрах»  является И.А.Сафиуллин. Штатная численность сотрудников ООО «Горстрах» составляет 22 человека.

Основным видом деятельности ООО «Горстрах» является оказание посреднических услуг населению в сфере страхования, а также юридических услуг при случаях, связанных со страхованием.

Основными потребителями  услуг являются: организации различных форм собственности, а также частные лица и индивидуальные предприниматели.

Процесс управления персоналом осуществляется непосредственно ген.директором и его заместителями, а также  Менеджером по персоналу.

В ООО «Горстрах» осуществляется внутрифирменное обучение принятых на работу сотрудников, а также текущее внешнее обучение сотрудников.

Внутрифирменное обучение организуется для «новичков» - менеджеров по страхованию.

Также в ООО «Горстрах» проводится текущее обучение сотрудников  в случаях изменения условий  страхования компаний-партнеров, обновления законодательства в сфере страхования. Обучение, как правило, проходит в форме профессиональных семинаров или  конференций, которые проводятся страховыми компаниями-партнерами.

В целом следует отметить, что система обучения персонала  организации проводится без разработки каких-либо нормативно-методических материалов. В частности, в организации нет Положения об обучении персонала. Также отсутствуют критерии оценки обучающихся, а также не применяются методы оценки потребности в обучении.

Неформальный опрос  сотрудников показал, что они хотели бы иметь возможность профессионально и личностно развиваться. Отмечают, что в процессе осуществления практической деятельности сталкиваются с некоторыми сложностями, которые можно было бы устранить путем прохождения тренингов, например, делового общения или эффективной коммуникации, тайм-менеджмента.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Совершенствование  процесса обучения персонала в ООО «Горстрах»

3.1 Современные тенденции  в сфере организации обучения  персонала

 

Современный этап развития российских компаний характеризуется преодолением старых образцов управленческой практики и переходом на качественно новый уровень управления в связи с необходимостью соответствия компаний новым требованиям экономики и общества в целом. Сегодня основным орудием труда становятся не средства производства, а знания, умения и навыки работников. Крупные компании, в первую очередь транснациональные корпорации (такие, как IBM, General Electric, Microsoft и др.), давно осознали, что в новых условиях развитие и обучение персонала является одним из ключевых факторов повышения конкурентоспособности.

Сегодня очень быстро изменяются как внешние условия (экономическая политика государства, законодательство и система налогообложения, появляются новые конкуренты и т.п.), так и внутреннее условия функционирования организации (реструктуризация предприятий, стратегии и организационная структура многих компаний, технологические изменения, появление новых рабочих мест и др.), что ставит большинство компаний перед необходимостью подготовки персонала к работе в новых условиях. Меняются также и принципы, на основе которых реализуется управление персоналом. Новые организационные стратегии требуют внесения существенных корректив в систему кадрового менеджмента, и обучение персонала в этих условиях становится ключевым элементом процесса управления персоналом.

Знания, полученные работниками  в высших учебных заведениях, стремительно устаревают, нарастает необходимость  их существенного обновления. В США  существует даже понятие «период  полураспада компетентности». Это промежуток времени, за который половина приобретенных знаний устаревает. Поэтому все большее распространение в западных и российских компаниях получает идея создания системы непрерывного образования сотрудников (концепция «обучающейся организации»). Сегодня для успешной работы нужно достаточно хорошо разбираться как в специальных, так и в общих вопросах, касающихся сферы общего менеджмента, управления финансами, логистики, маркетинга и др. Недостаток у работника знаний и навыков, необходимых для успешного выполнения порученных ему задач, не только приводит к неэффективной работе, но и снижает его удовлетворенность работой. Чем хуже работник профессионально подготовлен к выполнению своих рабочих функций, тем выше у него уровень энергетических затрат и стрессов, связанных с работой.27

Определяющим условием экономического здоровья организации  является ее способность адаптироваться к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды. Поэтому, несмотря на достаточно сложное финансовое положение  большинства российских организаций, расходы, связанные с обучением персонала, начинают рассматриваться как приоритетные и необходимые. Все больше организаций проводит широкомасштабное обучение персонала и руководителей разных уровней, понимая, что только обученный, высококвалифицированный и высокомотивированный персонал будет решающим фактором развития предприятия и победы над конкурентами. Обучение руководящего состава имеет особое значение для любой организации. Работа руководителя оказывает решающее влияние на результаты труда его подчиненных, число которых может быть очень значительным.

Информация о работе Обучение персонала как фактор повышения конкурентоспособности организации (на примере ООО «Горстрах»)