Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 07:05, дипломная работа
Актуальность темы исследования определяется тем, что эффективность достижения целей любой организации требует максимального использования человеческого потенциала. Кроме того, внешняя среда представляет всё меньше и меньше преимуществ компании. В связи с этим многие организации стали искать конкурентные преимущества внутри собственного предприятия. Конкурентные преимущества фирмы в области управления персоналом - это преимущество своего персонала над персоналом конкурентов. Такие компоненты, как оборудование, сырье, доступны практически всем конкурентам, и зачастую только эффективная система управления персоналом способна выделить одно предприятие на фоне всех остальных.
Введение…
Глава 1 Теоретические основы изучения обучения персонала организации………………7
1.1 Обучение персонала: концептуальные подходы, понятие, роль в системе управления персоналом…………7
1.2 Типы учебных программ, виды и методы обучения персонала… 19
1.3 Этапы и принципы организации обучения персонала………....... 28
Глава 2 Обучение персонала в ООО «Горстрах»………………………….. 36
2.1 Общая характеристика деятельности и системы управления персоналом ООО «Горстрах»………36
2.2 Характеристика системы обучения персонала в ООО «Горстрах»……………………………43
Глава 3 Совершенствование процесса обучения персонала в ООО «Горстрах»…………48
3.1 Современные тенденции в сфере организации обучения персонала…………………………………………48
3.2 Рекомендации по совершенствованию процесса организации обучения персонала в ООО «Горстрах»………57
Заключение……………………………………………………………………. 64
Список использованных источников………………………………………... 68
Приложения
Работодатель ведет
учет времени отработанного
По инициативе работника – совместительство, рабочее время не может превышать четырех часов в день и 16 часов в неделю.
По инициативе работодателя
привлечение к сверхурочным работам
допускается с письменного
Работнику устанавливается следующее время отдыха: выходные дни (суббота/воскресенье); нерабочие, праздничные дни; отпуска.
Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится в случаях и порядке, предусмотренных трудовым законодательством, с обязательным согласием работника.
Ежегодный оплачиваемый отпуск Работнику устанавливается продолжительностью 28 календарных дней.
Менеджер по персоналу ведет табель учета рабочего времени и формирует график отпусков сотрудников. Также он при приеме на работу сотрудника знакомит его с правилами внутреннего трудового распорядка, информирует о рабочем времени и времени отдыха, проводит инструктаж по технике безопасности.
Согласно правилам внутреннего трудового распорядка отстраняются от работы (не допускаются к работе) следующие работники: появившиеся на работе в состоянии алкогольного или иного опьянения; имеющие, в связи с медицинским заключением, противопоказание для выполнения работы.
В ООО «Горстрах» сотрудникам установлен должностной оклад. Должностной оклад сотрудников ООО «Горстрах» устанавливается в Трудовом договоре (Приложение Г). Например, менеджер по страхованию имеет должностной оклад 10 000 рублей. В организации применяется система оценки «по результатам». Основным результатом деятельности менеджеров по страхованию является количество заключенных договоров страхования. По результатам оценки применяется система материального стимулирования. Мерой материального стимулирования сотрудников является премирование - ежемесячное или единовременное премирование в зависимости от финансовых результатов деятельности организации. Например, для менеджеров по страхованию ежемесячная премия составляет 10 % от страховой премии привлеченных клиентов.
По договору Работодатель выплачивает заработную плату Работнику два раза в месяц: 15-го числа текущего месяца – аванс, и 3-го числа следующего месяца – заработную плату.
За 2011 год в организации не было уволено ни одного сотрудника. В предшествующем – 2010 году был уволен один сотрудник – по собственному желанию, одна сотрудница ушла в декретный отпуск.
2.2 Характеристика системы
обучения персонала в ООО «
Обучение кадров или развитие человеческих ресурсов организации – это важное направление управления кадрами организации и один из факторов конкурентоспособности организации.
В системе профессионального
развития кадров следует различать
две основные модели: внешнее обучение
в специализированных образовательных
учреждениях, в том числе без отрыва от работы,
и внутрифирменное/
Внешнее обучение в специализированных образовательных учреждениях осуществляется как с полным отрывом от работы, так и с частичным отрывом или без отрыва от работы. Как правило, внешнее обучение предполагает профессиональную переподготовку или повышение квалификации, стажировку как разновидность профпереподготовки или повышения квалификации.
Внутрифирменное обучение – особая форма подготовки сотрудников. Как правило, программы внутрифирменной подготовки создаются специально для конкретного предприятия и ориентированы на развитие персонала и подготовку его к изменениям в организации.
В ООО «Горстрах» осуществляется внутрифирменное обучение принятых на работу сотрудников, а также текущее внешнее обучение сотрудников.
В основном обучение касается «новичков» менеджеров по страхованию.
Принятые на работу сотрудники:
Обучение организуется и проводится менеджером по персоналу с привлечением опытных сотрудников компании. Примерная программа обучения представлена в таблице 3.
Таблица 3 – Образец программы обучения менеджеров по страхованию
№ |
Тема занятия |
Ответственное лицо |
Часы |
Методы обучения |
1 |
Ознакомление с правилами
внутреннего трудового |
Менеджер по персоналу |
1 |
Лекция-презентация |
2 |
Программы страхования компаний-партнеров, |
Менеджер по страхованию |
2 |
Лекция-презентация, работа с документами |
3 |
Порядок работы с клиентом |
Менеджер по страхованию |
2 |
Лекция-презентация, работа с документами |
4 |
Расчет страховки |
Менеджер по страхованию |
2 |
Лекция-презентация, работа с документами |
5 |
Оформление документации |
Менеджер по страхованию |
2 |
Лекция-презентация, работа с документами |
Обучение длится 2 дня. По окончании обучения сотрудник сдает внутренний экзамен, который заключается в следующем. Опытный сотрудник компании выступает в роли клиента. Новый сотрудник должен подобрать для него программу страхования, рассчитать ее стоимость, оформить документы.
«Новичок» оценивается по следующим критериям:
Оценка выставляется в форме «зачет/незачет».
Оценивают:
- менеджер по персоналу,
- менеджер по страхованию, осуществлявший обучение,
- сотрудник, который выступает в роли клиента.
В процессе проведения экзамена может присутствовать генеральный директор.
В случае «незачета» ставится вопрос о расторжении трудового договора в связи с не прохождением испытательного срока.
За годы существования организации такого случая не было.
В качестве преподавателей
привлекаются менеджеры по страхованию
имеющие опыт работы не менее трех
лет и имеющие желание
Сотрудникам, привлекаемым для обучения «новичков» выплачивается денежное вознаграждение из расчета – 125 рублей в час. Таким образом, оплата составляет 1000 рублей.
Также в ООО «Горстрах» проводится текущее обучение сотрудников в случаях изменения условий страхования компаний-партнеров, обновления законодательства в сфере страхования.
Обучение, как правило, проходит в форме профессиональных семинаров или конференций, которые проводятся страховыми компаниями-партнерами.
В данном случае менеджер по персоналу:
- принимает приглашения
на обучение от компаний-
- информирует менеджеров о времени, месте и теме проведения обучения (семинара, конференции);
- в случает необходимости
согласует с руководством
- фиксирует факт посещения
мероприятия сотрудником
- организует семинар с участием сотрудника, прошедшего обучение, для остальных сотрудников компании.
Данная форма обучения сотрудников не требует дополнительных расходов со стороны организации, за исключением случаев, когда сотрудник командируется. В случае командирования сотрудника на профессиональный семинар или конференцию, бухгалтерия осуществляет расчет и оплату расходов в соответствии с трудовым законодательством и установленными «расценками» по авансовым отчетам.
По итогам данного вида обучения оценка не проводится.
Выводы по второй главе:
Общество с ограниченной ответственностью «Горстрах» было образовано 7 ноября 2008 года. Учредителем ООО «Горстрах» является И.А.Сафиуллин. Штатная численность сотрудников ООО «Горстрах» составляет 22 человека.
Основным видом деятельности ООО «Горстрах» является оказание посреднических услуг населению в сфере страхования, а также юридических услуг при случаях, связанных со страхованием.
Основными потребителями услуг являются: организации различных форм собственности, а также частные лица и индивидуальные предприниматели.
Процесс управления персоналом осуществляется непосредственно ген.директором и его заместителями, а также Менеджером по персоналу.
В ООО «Горстрах» осуществляется внутрифирменное обучение принятых на работу сотрудников, а также текущее внешнее обучение сотрудников.
Внутрифирменное обучение организуется для «новичков» - менеджеров по страхованию.
Также в ООО «Горстрах»
проводится текущее обучение сотрудников
в случаях изменения условий
страхования компаний-
В целом следует отметить, что система обучения персонала организации проводится без разработки каких-либо нормативно-методических материалов. В частности, в организации нет Положения об обучении персонала. Также отсутствуют критерии оценки обучающихся, а также не применяются методы оценки потребности в обучении.
Неформальный опрос сотрудников показал, что они хотели бы иметь возможность профессионально и личностно развиваться. Отмечают, что в процессе осуществления практической деятельности сталкиваются с некоторыми сложностями, которые можно было бы устранить путем прохождения тренингов, например, делового общения или эффективной коммуникации, тайм-менеджмента.
Глава 3 Совершенствование процесса обучения персонала в ООО «Горстрах»
3.1 Современные тенденции в сфере организации обучения персонала
Современный этап развития российских компаний характеризуется преодолением старых образцов управленческой практики и переходом на качественно новый уровень управления в связи с необходимостью соответствия компаний новым требованиям экономики и общества в целом. Сегодня основным орудием труда становятся не средства производства, а знания, умения и навыки работников. Крупные компании, в первую очередь транснациональные корпорации (такие, как IBM, General Electric, Microsoft и др.), давно осознали, что в новых условиях развитие и обучение персонала является одним из ключевых факторов повышения конкурентоспособности.
Сегодня очень быстро изменяются как внешние условия (экономическая политика государства, законодательство и система налогообложения, появляются новые конкуренты и т.п.), так и внутреннее условия функционирования организации (реструктуризация предприятий, стратегии и организационная структура многих компаний, технологические изменения, появление новых рабочих мест и др.), что ставит большинство компаний перед необходимостью подготовки персонала к работе в новых условиях. Меняются также и принципы, на основе которых реализуется управление персоналом. Новые организационные стратегии требуют внесения существенных корректив в систему кадрового менеджмента, и обучение персонала в этих условиях становится ключевым элементом процесса управления персоналом.
Знания, полученные работниками в высших учебных заведениях, стремительно устаревают, нарастает необходимость их существенного обновления. В США существует даже понятие «период полураспада компетентности». Это промежуток времени, за который половина приобретенных знаний устаревает. Поэтому все большее распространение в западных и российских компаниях получает идея создания системы непрерывного образования сотрудников (концепция «обучающейся организации»). Сегодня для успешной работы нужно достаточно хорошо разбираться как в специальных, так и в общих вопросах, касающихся сферы общего менеджмента, управления финансами, логистики, маркетинга и др. Недостаток у работника знаний и навыков, необходимых для успешного выполнения порученных ему задач, не только приводит к неэффективной работе, но и снижает его удовлетворенность работой. Чем хуже работник профессионально подготовлен к выполнению своих рабочих функций, тем выше у него уровень энергетических затрат и стрессов, связанных с работой.27
Определяющим условием экономического здоровья организации является ее способность адаптироваться к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды. Поэтому, несмотря на достаточно сложное финансовое положение большинства российских организаций, расходы, связанные с обучением персонала, начинают рассматриваться как приоритетные и необходимые. Все больше организаций проводит широкомасштабное обучение персонала и руководителей разных уровней, понимая, что только обученный, высококвалифицированный и высокомотивированный персонал будет решающим фактором развития предприятия и победы над конкурентами. Обучение руководящего состава имеет особое значение для любой организации. Работа руководителя оказывает решающее влияние на результаты труда его подчиненных, число которых может быть очень значительным.