Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2011 в 13:14, курсовая работа
Цель работы обусловила решение следующих задач: во-первых, рассмотреть понятие и сущностные признаки государственной службы; во-вторых, рассмотреть нравственные отношения в системе управление персоналом государственной службы, а именно: цели и задачи управления персоналом государственной службы в сфере нравственных отношений, нравственный аспект взаимоотношений руководителя и подчиненного, отношения между сотрудниками как объект управления персоналом государственной службы, морально-психологический климат в коллективе как объект управления персоналом государственной службы, нравственные аспекты методов управления персоналом государственной службы, нравственная культура специалиста по управлению персоналом государственной службы
Введение
1 Понятие и сущностные признаки государственной службы
2 Нравственные отношения в системе управление персоналом государственной службы
2.1 Цели и задачи управления персоналом государственной службы в сфере нравственных отношений
2.2 Взаимоотношения руководителя и подчиненного: нравственный аспект
2.3 Отношения между сотрудниками как объект управления персоналом государственной службы
2.4 Морально-психологический климат в коллективе как объект управления персоналом государственной службы
2.5 Нравственные аспекты методов управления персоналом государственной службы
2.6 Нравственная культура специалиста по управлению персоналом государственной службы
Заключение
Библиографический список
Личный авторитет руководителя может покоиться только на фундаменте высокой нравственной культуры в единстве трех ее компонентов: культуры нравственного сознания, предполагающей наличие таких личностных качеств, как честность, порядочность, справедливость, гуманность, интеллигентность; культуры нравственных чувств, определяющих характер отношения к обществу, гражданам, окружающим, к самому себе; культуры поведения как воплощения нравственных убеждений и установок в конкретных поступках, в определенных формах этикета, включающих знание правил поведения, умение ими пользоваться в конкретной ситуации и навыки, доводящие исполнение этих правил до автоматизма.
Как
показывает опыт, основное влияние
на принятие неэтичных решений служащими
оказывает поведение их руководителей.
Подавляющее большинство
Непременными условиями формирования высокой нравственной культуры современного руководителя являются:
2.3
Отношения между сотрудниками
как объект управления
персоналом государственной
службы
Правовые нормы, определяющие характер служебных отношений в организации, затрагивают лишь формальную сторону этого взаимодействия. За пределами их регламентирующего воздействия остается бесконечная гамма ситуаций, коллизий, не поддающихся правовой оценке. Это — зона господства моральных норм, здесь «правят бал» не юридические санкции, а сила общественного мнения и внутренние саморегуляторы - долг, совесть, честь, ответственность. Поведение человека в профессиональной среде сложно детерминировано. Оно управляется посредством как внешних этических регуляторов (общечеловеческие ценности, господствующая в обществе мораль, нормы профессиональной этики, групповые нормы), так и механизма внутренней саморегуляции (самосознание, самооценка, мотивационная сфера, установки, лежащие в основе личностных норм), компоненты которого находятся между собой в сложном, динамическом, противоречивом взаимодействии.
Всеобщие этические нормы содержат общечеловеческие нравственные требования общежития. Господствующая в каждом обществе мораль конкретизируется в общих этических нормах, обязательных для каждого члена общества. Групповые этические нормы, отражающие систему ценностей отдельных социальных групп, обеспечивают включение индивидов в процессы группового взаимодействия, влияют на все виды поведения человека. Предписывая себе личностную позицию и формы социального поведения, человек вырабатывает личностные этические нормы, в которых реализуется существование его как личности9.
Внешние и внутренние регуляторы поведения человека находятся в сложном, динамическом, противоречивом взаимодействии, предоставляя ему в каждый момент право морального выбора на основе предъявляемых ему требований в границах его «поведенческого люфта». Человек высокой нравственной культуры, граждански ориентированный, социально активный, мотивированный на служение общественному интересу, руководствуется прежде всего понятиями долга, чести, гуманности, составляющими стержень его личностных норм. Люди с размытыми или несформированными нравственными ценностями легко адаптируются к требованиям «правил игры», принятых в группах с отклоняющимися целями и корпоративными интересами.
Воздействие на характер нравственных взаимоотношений работников в коллективе как объекта управления персоналом предусматривает:
2.4
Морально-психологический
климат в коллективе
как объект управления
персоналом государственной
службы
Морально-психологический климат — это устойчивое эмоционально-нравственное состояние социальной группы, отражающее настроение людей, занятых совместной деятельностью, их отношение друг к другу, общественное мнение относительно важнейших материальных и духовных ценностей. Дух коллективизма, схожесть проявляемых эмоций и поступков, чувство нравственного комфорта (защищенности) при общении с руководством, коллегами по работе во многом определяют психологическую совместимость разных по своим личностным качествам людей, составляют основу высокой нравственности и социального оптимизма всего персонала организации. Основными элементами положительного морально-психологического климата являются удовлетворенность работников своим положением и отношениями в коллективе, уверенность в защите, поддержке и помощи со стороны руководства, чувство безопасности. Напротив, чувство тревоги провоцирует эмоциональную реактивность, снижая способность человека контролировать свои эмоции и поступки.
Главной причиной возникновения конфликтов в служебных ситуациях является нарушение нравственных норм взаимоотношений между сотрудниками и этики организации самого производственного процесса. Как показывают исследования, чем больше в коллективе людей, удовлетворенных своим трудом, тем лучше морально-психологический климат в коллективе, и наоборот. Уровень психологического комфорта и эмоциональное состояние сотрудников во многом определяются поведением и личностными качествами руководителя. Он может создать спокойный и продуктивный морально-психологический климат во вверенном ему коллективе, а может сделать жизнь своих подчиненных не выносимой, а коллектив — раздираемым распрями, склоками и пересудами.
Исследования
выявили пять основных факторов, дестабилизирующих
морально-психологический
1) нестабильность, неуверенность в завтрашнем дне;
2) сложные отношения «по вертикали» (с вышестоящим начальством и с подчиненными);
3) неудовлетворенность материальным стимулированием;
4) высокий уровень психологической напряженности и тревожности, сильная усталость от стрессов;
5) морально-психологическая несовместимость членов коллектива как следствие несоблюдения некоторыми из них моральных норм; отсутствие необходимого ценностно-ориентационного единства коллектива.
Источником напряженности во взаимоотношениях с коллективом могут служить и такие личностные качества руководителя, как:
2.5
Нравственные аспекты
методов управления
персоналом государственной
службы
Организация
коллектива — задача любого руководителя.
Ее успех во многом обеспечивается
наличием разработанных методик
и технологий управления персоналом,
в том числе в сфере
Способы воздействия на коллектив или отдельных людей с целью улучшения их нравственных характеристик многообразны:
Многообразны и методы оценки нравственной составляющей профессионализма государственного служащего.
В психологии различаются формальные (целенаправленные беседы, изучение биографии и документов, тестирование) и неформальные методы (интуитивные способы, основанные на механизме экспектации — ожидания, т.е. подсознательного формирования оценочного суждения о человеке, и эмпатии, т.е. способности понимать эмоциональное состояние другого человека, мотивы его действий).
В практике сложился двусторонний подход к оценке личности: оценка типичных и индивидуальных качеств человека. В зависимости от ориентации на дело и на человека, по основанию стиля руководства в литературе разработаны типологии руководителей, которые могут служить основой для типизации объектов оценки и прогнозирования их поведения в различных ситуациях. Индивидуальные нравственные качества человека могут оцениваться в процедурах оценочных бесед, в процессе тестирования.
В зарубежном менеджменте последних десятилетий стал широко использоваться метод оценочных центров, т.е. оценка менеджеров и кандидатов в менеджеры в специально организованных учреждениях и выявление системы характерологических качеств, необходимых человеку для успешного выполнения определенной служебной деятельности.
В
числе методов оценки нравственных
качеств федеральных служащих США в последние
годы стали активно применяться специальные
средства для определения честности и
надежности работников государственных
учреждений, а также выявления неприемлемых
для служащего качеств: полиграф (детектор
лжи), скрининг (англ. screening—
отсев, отбор, проверка политической благонадежности),
генетическое тестирование (Германия).
Однако в работе с персоналом преимущество
все-таки по-прежнему отдается традиционному
анализу биографической информации и
проверке ее достоверности в совокупности
с работой по повышению квалификации работников,
которая осуществляется в форме недельных
семинаров.
2.6
Нравственная культура
специалиста по управлению
персоналом государственной
службы
Нравственная культура личности есть мера ее духовной и профессиональной зрелости, основной элемент и составная часть ее духовной культуры как исторически обусловленной и целостной совокупности жизненных стандартов, ценностей, идей, знаний. Духовность человека проявляется через его внутренние установки, в его внешнем облике и поведении, поэтому «чем гармоничнее структура личности, чем очевиднее уровень целостности внутреннего мира человека, тем успешнее процесс общения между людьми на всех уровнях социального взаимодействия»11.
Информация о работе Нравственные отношения в системе управление персоналом государственной службы