Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 16:24, реферат
Сущность управления персоналом, включая наемных работников, работодателей и других владельцев предприятия заключается в установлении организационно-экономических, социально-психологических и правовых отношений субъекта и объекта управления. В основе этих отношений лежат принципы, методы и формы воздействия на интересы, поведение и деятельность работников в целях максимального использования их.
Главный потенциал предприятия заключен в кадрах. Какие бы прекрасные идеи, новейшие технологии, самые благоприятные внешние условия не существовали, без хорошо подготовленного персонала высокой активности добиться невозможно. Именно люди делают работу, подают идеи и позволяют предприятию существовать.
В условиях российской рыночной экономики особое значение приобретают вопросы практического применения современных форм управления персоналом, позволяющих повысить социально-экономическую эффективность любого производства.
Успех работы предприятия (организации, фирмы) обеспечивают работники, занятые на нем. Поэтому современная концепция управления предприятием предполагает выделение из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности, той, которая связана с управлением кадровой составляющей производства – персоналом предприятия.
Вполне
естественно, что на каждом предприятии
возникает необходимость в
Предприятие (организация, фирма), будучи целостной производственно-хозяйственной системой, тем не менее, может быть представлено как совокупность составляющих ее элементов (подсистем), естественно взаимосвязанных (взаимодействующих) друг с другом. Количество таких подсистем может быть разным. Так, одни авторы в качестве подсистем выделяют техническую, административную (управленческую) и человеческую, или личностно-культурную, подсистемы. Другие в управлении производством (предприятием) выделяют две части: управление деятельностью и управление персоналом.
Управление деятельностью складывается из планирования деятельности, постановки производственных задач, создания системы измерения производимой работы, контроля выполнения заданий.
Управление
персоналом признается одной из наиболее
важных сфер жизни предприятия, способного
многократно повысить ее эффективность,
а само понятие «управление
Система
управления персоналом обеспечивает непрерывное
совершенствование методов
Сущность
управления персоналом, включая наемных
работников, работодателей и других
владельцев предприятия заключается
в установлении организационно-экономических,
социально-психологических и
Главный потенциал предприятия заключен в кадрах. Какие бы прекрасные идеи, новейшие технологии, самые благоприятные внешние условия не существовали, без хорошо подготовленного персонала высокой активности добиться невозможно. Именно люди делают работу, подают идеи и позволяют предприятию существовать.
Без людей не может быть организации, без квалифицированных кадров ни одна организация не сможет достигнуть своих целей. Управление персоналом связано с людьми и их отношениями внутри предприятия (организации). Оно применимо не только к сферам материального производства, но и ко всем видам занятости.
Сегодня
основными факторами
Структура управления - это сложная система, тесно связанная с целями, функциями, процессом управления, работой руководителей, менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры проходит весь управленческий процесс. Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы протекающие в ней процессы проходили своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое руководители уделяют принципам и методам построения структур управления, выбору их типов и видов, изучению тенденций изменения и оценкам соответствия задачам организаций.
Структура управления персоналом включает в себя следующие направления деятельности:
Система управления персоналом включает ряд стадий:
Формирование персонала: прогнозирование структуры персонала, определение потребности, планирование персонала, привлечение подбор и расстановка персонала, заключение трудовых договоров и контрактов.
Использование персонала: профессионально – квалификационное и должностное продвижение рабочих, создание постоянных кадров, улучшение морально – психологического климата, обеспечение рабочих мест.
Стабилизацию персонала: учет квалификации и персональных навыков с формированием банка данных, оценка результатов труда для выявления потенциала каждого работника, обучение повышение квалификации.
Формирование персонала –процесс, в котором закладываются основа его возможностей и перспективы дальнейшего наращивания. От своевременного и полного решения социально-экономических и организационных задач зависит его эффективная работа. Отход численности персонала от научно обоснованной потребности предприятия в ней, в меньшую или большую сторону влияет на уровень трудового потенциала. Поэтому, цель формирования персонала – свести к минимуму резерв нереализованных возможностей, который обусловлен несовпадением формируемых в процессе обучения способностей к труду и личных качеств с возможностями их использования при выполнении работы, потенциальной и фактической занятости в количественном и качественном отношении.
Стадия
формирования персонала
призвана решать следующие
задачи: установление соотношения
численности работников с различными
профессионально-
Управление персоналом как специфическая деятельность осуществляется с помощью различных методов (способов) воздействия на сотрудников. В литературе имеются различные классификации таких методов. Так, в зависимости от характера воздействия на человека выделяют:
А.Я. Кибанов предлагает несколько иную (хотя и связанную с предыдущей) классификацию методов управления персоналом, выделяя три группы таких методов:
1)
административные методы, формирование
структуры и органов
2) экономические методы: технико-экономический анализ; технико-экономическое обоснование; планирование; материальное стимулирование; ценообразование; налоговая система; экономические нормы и нормативы;
3)
социально-психологические
Административные
методы отличаются прямым характером
воздействия; они обязательны для
выполнения, не допускают свободы
выбора сотрудников и предполагают
санкции за невыполнение распоряжений.
Экономическим и социально-
Формирование системы управления персоналом предполагает, прежде всего, построение «дерева целей», причем целей работников и целей администрации, обеспечение их наименьшей противоречивости, выявление роли и места управления персоналом в обеспечении главных целей предприятия (организации, фирмы).
Целями управления персоналом предприятия (организации, фирмы) являются:
Успешное выполнение поставленных целей требует решения следующих задач, таких как:
Между целями и функциями существуют определенные различия. Цель – это состояние, к которому стремятся, а функция – это фактическое действие. Цели организации характеризуются тремя признаками: они отражают желаемые состояния в будущем; обозначают эти состояния конкретно и отличаются от индивидуальных целей тем, что обладают свойством, обязательным для всех работников предприятия; их официально утверждают, а руководство предприятия одобряет. Цели выполняют три функции: управления, координации и контроля. Цели – это стимул для поведения, поэтому они управляют поведением, позволяют и стимулируют взаимное согласование поведения и в этом смысле выполняют координирующую функцию. И, наконец, цели определяют выработку критериев для контроля.