Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 20:05, курсовая работа
Целью работы служит рассмотрение нормативной базы туристского сервиса.
Введение 3
Глава 1. Характеристика нормативно-правовой базы 6
1.1. Международные нормативно-правовые акты гостиничного сервиса 6
1.2. Российское нормативно-правовые акты деятельности по оказанию гостиничных услуг 16
Глава 2. Особенности государственного регулирования гостиничного сервиса в Российской Федерации 20
2.1. История правового регулирования 20
2.2. Стандартизация и классификация средств временного размещения 23
Заключение 29
Список литературы 30
В 1964 году
был принят Гражданский Кодекс, в
котором отношения, складывающиеся
в гостиничной сфере, были отнесены
к жилищным правоотношениям. Правда,
для упорядочения взаимоотношений
между гражданами и обслуживающим
персоналом были введены Правила
внутреннего распорядка в гостиницах,
находящихся во введении местных
Советов РСФСР. А также были утверждены
типовые должностные инструкции
для среднего и младшего обслуживающего
персонала коммунальных гостиниц РСФСР.
А вот, деятельность по оказанию гостиничных
услуг впервые получила правовое
регулирование с принятием
Гражданский кодекс РФ - это закон, повсеместно применяемый юридическими лицами и гражданами РФ, направленный на стабильное регулирование сложившихся в результате реформ отношений. ГК РФ определяет основные права и обязанности предпринимателей, обеспечивает и защищает экономические и личные права граждан, устанавливает правила об имущественном и рыночном обороте. Регламентирует систему предпринимательства в гостиничном и ресторанном бизнесе, правоприменительных и договорных отношений. [4. С - 14]
ГК РФ не содержит специальных норм, регламентирующих оказание гостиничных услуг; однако, в главе 39 ГК РФ определяется общая модель договора возмездного оказания услуг. А так как договор на оказание гостиничных услуг считается разновидностью договора возмездного оказания услуг, следовательно, к нему применяются нормы главы 39 ГК РФ. [5. С - 53]
2.2
Стандартизация и
Государственное
регулирование деятельности по оказанию
гостиничных услуг
Вторым органом
государственного регулирования наряду
с Ростуризмом является Федеральное
агентство по техническому регулированию
и метрологии (ведомство Министерства
промышленности и энергетики), в
частности его технический
Ростуризм
не имеет территориальных органов
на уровне субъектов РФ. Государственное
регулирование гостиничной
Важнейшими инструментами государственного регулирования деятельности гостиничных организаций и защиты прав потребителей гостиничных услуг является лицензирование, стандартизация и сертификация. Согласно статье 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года №128-ФЗ « О лицензировании отдельных видов деятельности», гостиничная деятельность здесь не упоминается. Следовательно, она может осуществляться без лицензии.[7, С - 109-111]
Согласно ч.3 ст.4 Закона о туристской деятельности государственное регулирование деятельности по оказанию гостиничных услуг осуществляется путём стандартизации и классификации объектов туристской индустрии, к которым относятся, прежде всего, гостиницы. Стандартизация услуг в нашей стране регулируется Законом о техническом регулировании. Применительно к услугам вообще и к гостиничным услугам в частности указанный закон определяет техническое регулирование как правовое регулирование отношений в области установления и применения на добровольной основе требований к оказанию услуг, а также оценке и подтверждения соответствия услуг этим требованиям.[5, С - 44]
Статья 18 Закона
о техническом регулировании
устанавливает, что такие требования
могут иметь форму стандартов
или договоров. Других форм документов,
устанавливающих состав и содержание
добровольно применяемых
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию был разработан и введён в действие в качестве национального стандарта ГОСТ Р 51185-2008 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования» Можно выделить три группы требований. Во-первых, требования к гостиницам в целом: наличие освещения, горячего и холодного водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, благоустроенной прилегающей территорией, удобных подъездов для автомобилей и автобусов и т.д. Во-вторых, требования к номеру: минимально допустимая площадь, обязательное наличие определённой мебели, инвентаря и предметов санитарно-гигиенического оснащения, а также определённого оборудования и оснащённого санузла. В-третьих, предусматривается ряд требований к персоналу гостиницы: необходимость профессиональной квалификации, соответствующей выполняемой работе, обязанность персонала проявлять вежливость и доброжелательность, а также создавать атмосферу гостеприимства.[5, С - 45]
В Стандарте применены термины: «средства размещения», « турист», «услуги средств размещения». Средства размещения подразделяются на коллективные и индивидуальные. К коллективным средствам размещения относятся: гостиницы и аналогичные средства размещения: гостиницы, мотели, клубы, пансионаты, меблированные комнаты, общежития; специализированные средства размещения: санатории, профилактории, лагеря труда и отдыха, туристские, спортивные базы отдыха, дома охотника, конгресс – центры, кемпинги . К индивидуальным средствам размещения относятся: квартиры, комнаты в квартирах, дома, коттеджи, сдаваемые внаём. Данный ГОСТ предназначен для применения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги размещения, то есть, в том числе и гостиничными компаниями. Применение данного ГОСТа добровольно.[ 2, С - 62]
В России существует
национальная добровольная система
сертификации гостиничных услуг, основанная
на классификации гостиниц по системе
количества «звёзд» соответствия с
«системой классификации
Отметим, что
классификация услуг
Центральным
органом по сертификации является орган,
возглавляющий систему
Центральные
органы возглавляют систему
Следует отметить,
что проблема разработки единых требований
для оценки гостиниц находиться в
центре внимания специалистов во всём
мире неоднократно предпринимались
попытки принять единый мировой
стандарт для гостиничных услуг.
На сегодняшний день эти попытки
не увенчались успехом, прежде всего
из-за национально-исторических особенностей
туристической индустрии разных
стран. Однако, в 1989 году Секретариат
Всемирной Туристической
Добровольная сертификация осуществляется на основе договора, который гостиница заключает с органами по добровольной сертификации услуг средств размещения на категорию. Чтобы получить категорию, гостиница должна оформить заявку и приложить к ней анкету-вопросник. Получив эти документы орган по сертификации создаёт комиссию, которая осуществляет процедуру оценки соответствия средства размещения и его номерного фонда соответствующей категории. Выписываются протоколы с балльной оценкой. По результатам работы составляется акт и прилагаются протоколы. Второй этап представляет аттестацию средства размещения. Орган по классификации направляет один экземпляр акта в Центральный орган сертификации (ЦОС) для заключения и передачи в Аттестационную комиссию для принятия решения. Если Аттестационная комиссия принимает положительное решение, то сертификат с приложениями подписывается председателем и высылается в ЦОС для регистрации в едином реестре. Сертификат выдаётся на 5 лет. И в течении этого времени будет проводится инспекционный контроль классифицированных средств размещения.[7, С - 126-127].
В данной системе сертификации, как и в ГОСТе есть существенный недостаток: их применение является добровольным. Следовательно, заставить гостиничные компании оказывать услуги в соответствии с требованиями ГОСТ или получать сертификат категории в рамках Системы классификации гостиниц и других средств никто не может. Ясно, что компании, предлагающие услуги низкого качества, либо вообще не будут проходить сертификацию, либо сделают её в рамках другой системы, созданной согласно Закону о техническом регулировании, и абсолютно законно смогут получить даже самую высокую категорию в рамках собственной системы соответствия. Сравнить качество услуг, квалифицированным по разным системам сложно. Отсюда, заказчик может получить услугу гораздо ниже той, которую он намеривался получить. Важно отметить, что была предпринята попытка решить данную проблему со стороны государства. В частности, система классификации гостиниц и других средств размещения получила одобрение Правительства РФ в распоряжении от 15 июля 2005 года №1004-Р. Это свидетельствует о том, что государство в лице федерального органа исполнительной власти в сфере туризма выступает гарантом того, что гостиница действительно соответствует всем требованиям, предъявленным к категории, которые были присвоены данной гостинице. [5, С - 50]
Однако, это не решило одну из проблем: сертификация не стала обязательной, а значит Заказчик не обеспечен достоверной информацией о категории гостиницы и о качестве гостиничных услуг.
Заключение
Гостиничный
сервис - ведущая отрасль сферы
обслуживания. Современное состояние
рынка гостиничных услуг
В данной
работе были рассмотрены особенности
правового регулирования
Основываясь
на проведённом анализе
Список литературы