Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 17:20, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в изучении учета затрат на производство продукции (работ, услуг) и его нормативной базы. Для достижения указанной цели потребовалось решить следующие задачи:
рассмотреть нормативно-правовую базу учета затрат на производство;
рассмотреть методики учета затрат на производство;
обозначить основные виды затрат на производство;
выполнить практическое задание, закрепляющее знания бухгалтерского учета.
Процесс производства занимает
центральное место в
При калькулировании фактической себестоимости продукции особое место занимает вопрос отнесения на себестоимость тех или иных косвенных расходов. При грамотном подходе к решению этого вопроса возможно достижение предприятием значительных выгод, как с точки зрения налогообложения, так и с точки зрения оперативного учета. Создаются возможности для более строгого контроля косвенных затрат и, как следствие, возможности экономии.
Для правильного управления себестоимостью необходимо большую роль отводить вопросам управления затратами на производство. Без правильной оценки реальной себестоимости нельзя правильно управлять эффективностью производства. Процесс управления затратами на производство – это многопрофильный процесс, охватывающий все аспекты хозяйственной деятельности, начиная со снабжения и кончая реализацией готовой продукции.
Актуальность темы и необходимость дальнейшего изучения вопросов организации управленческого учета затрат на производство определили выбор темы курсовой работы.
Цель данной курсовой работы заключается в изучении учета затрат на производство продукции (работ, услуг) и его нормативной базы. Для достижения указанной цели потребовалось решить следующие задачи:
С принятием в 1993 г. Государственной
программы перехода РФ на принятую
в международной практике систему
учета разработан ряд нормативных
документов, создающих необходимые
предпосылки для внедрения
К настоящему времени сложилась система нормативного регулирования бухгалтерского учета. Иерархия нормативных документов определена Законом РФ «О бухгалтерском учете» \2\ и представлена тремя уровнями.
1. Гражданский кодекс РФ (ч. 1 и 2) \1\; Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете» \2\, Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ и нормативные акты Правительства РФ.
Документы данного уровня призваны обеспечивать единообразное ведение учета хозяйственных операций организаций, своевременное составление и представление заинтересованным пользователям сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций, их обязательствах, доходах и расходах.
2. Нормативные акты, методические указания и рекомендации, в основном Министерства финансов РФ. На этом же уровне нормативного регулирования находится План счетов бухгалтерского учета \8\ с инструкцией по его применению.
Однако особое место среди документов второго уровня занимают положения по отдельным вопросам имущества, обязательств, капитала, определяющие единообразный подход к подлежащим отражению в бухгалтерском учете фактам и явлениям, обязательный для всех предприятий и организаций независимо от форм собственности. Это национальные российские бухгалтерские стандарты — положения по бухгалтерскому учету (ПБУ). К настоящему времени утверждены и действуют 23 ПБУ.
Общепринятые правила бухгалтерского учета, определенные документами второго уровня, реализуются предприятием при разработке им учетной политики. При этом учитываются размер, специфика, отраслевая принадлежность предприятия. И это уже третий уровень системы регулирования бухгалтерского учета.
3. Документы организаций, разрабатываемые ими при формировании учетной политики. Перечень документов, которые должны утверждаться приказом или распоряжением руководителя организации о принятой учетной политике, содержится в Законе РФ «О бухгалтерском учете». К ним относятся:
• рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
• формы первичных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
• порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
• правила документооборота и технология обработки учетной информации;
• порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
В данной курсовой работе будет рассмотрена нормативная база управленческого учета затрат на производства. И так, целесообразно начинать с Закона РФ «О бухгалтерском учете». В гл. 1 сформулированы такие основные задачи управленческого учета, как:
• формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении,
• обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за осуществлением организацией хозяйственной деятельности, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
• предупреждение отрицательных последствий хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
Следовательно, официально закрепляются функции бухгалтерского учета по обслуживанию информационных потребностей внутренних пользователей.
Далее предприятиям предоставляются широкие полномочия в организации бухгалтерского управленческого учета, т.е. предприятием самостоятельно утверждаются:
О порядке разработки учетной политики: «Организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности».
Следовательно, Законом РФ «О бухгалтерском учете» и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ подтверждаются права предприятия, предоставленные ранее, самостоятельно разрабатывать рабочий счетный план и учетную политику.
Необходимо отметить, что Закон РФ «О бухгалтерском учете» явился первым официальным документом, провозгласившим конфиденциальность бухгалтерской информации: «содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной». Здесь речь идет об информации управленческого учета и о регистрах аналитического учета затрат.
В Плане счетов бухгалтерского учета \8\ реализации варианта учета с двумя системами счетов. В частности, счета 30-39 оставлены свободными и предназначены для организации учета затрат по элементам. Связь между финансовой и производственной бухгалтериями рекомендуется организовывать с помощью так называемых отражающих счетов (счетов-экранов).
По существу предприятию предоставляется возможность организации управленческого учета в режиме автономии, т.е. в системе счетов, изолированной от счетов финансового учета.
Так, учетная политика предприятия является своеобразным фундаментом производственного учета на предприятии, а производственный учет - важнейшим элементом управленческого учета. Правила формирования учетной политики организации определены ПБУ 1/ 08. \7\
В соответствии с ПБУ 5/01 \6\ организациям предоставлена возможность выбора одного из методов оценки материалов, израсходованных в производственном процессе, — ЛИФО, ФИФО, средней. В учетной политике описываются методы оценки приобретенных материалов — по фактической себестоимости или по учетным ценам; методы оценки готовой продукции — по фактической полной или неполной производственной себестоимости или по нормативным затратам (с использованием счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»). Использование плановой, или нормативной, себестоимости для оценки готовой продукции является одним из элементов системы «стандарт-кост», весьма популярной в западном управленческом учете.
В учетной политике фиксируется перечень и порядок создания резервов предстоящих расходов и платежей, учета и финансирования ремонта основных средств. Очевидно, что все эти вопросы являются прерогативой управленческого учета, так как напрямую связаны с производственным учетом и калькулированием себестоимости продукции.
ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам» \5\ имеет непосредственное отношение к вопросам составления сегментарной отчетности, что также является конечной целью бухгалтерского управленческого учета.
Наконец, в учетной политике организации описывается метод распределения косвенных расходов между отдельными видами продукции (носителями затрат). Выбор метода распределения косвенных расходов является одним из принципов калькулирования—основы бухгалтерского управленческого учета. \11\
В ПБУ 10/99 «Расходы организации» и ПБУ 9/99 «Доходы организации», \3,4\ вступивших в силу с 1 января 2000 г., впервые определены для целей бухгалтерского учета понятия «доходы» и «расходы». При этом под расходами понимается «уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации. Расходы включают такие статьи, как затраты на производство реализованной продукции (работ, услуг), на оплату труда управленческого персонала, амортизационные отчисления, а также потери (убытки от стихийных бедствий, продажи основных средств, изменений валютных курсов и др.).
Предметом управленческого учета среди прочего являются текущие издержки организации. Говоря языком финансового учета, это расходы по обычным видам деятельности. \11\
Признак |
Виды затрат |
Характеристика |
1 |
2 |
3 |
Экономическое содержание |
По экономическим
элементам |
Экономический элемент - первичный, однородный вид затрат, который нельзя разделить на составные части:
Калькуляционная статья - определенный вид затрат, образующий себестоимость как отдельных видов, так и всей продукции в целом:
|
По составу (однородности) |
Одноэлементные |
Одноэлементные - затраты,
состоящие из одного элемента, не зависят
от места возникновения и целевого
назначения. |
1 |
2 |
3 |
В зависимости от объема производства |
Постоянные |
Величина переменных
затрат изменяется пропорционально
объему производства. |
По целевому назначению |
Основные |
Основные - затраты,
связанные с технологическим
процессом выпуска продукции. |
По способу включения в себестоимость |
Прямые |
Прямые - расходы
по производству конкретного вида продукции,
могут быть сразу отнесены на объекты
калькуляции. Все прямые расходы
являются переменными затратами. |
По времени включения в себестоимость |
Текущие |
Текущие - расходы
по производству и реализации продукции
данного периода, которые принесли
до-ход в настоящем. |
Информация о работе Нормативная база учета затрат на производство