Нормативно-прововая база делопроизводства

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 21:19, реферат

Краткое описание

Нормативно-правовая база делопроизводства регулирует правила оформления документов; правила работы с документами; обеспечение сохранности документов; порядок передачи документов на архивное хранение; работу службы делопроизводства; внедрение новых информационных технологий в работе с документами; работу с документами, имеющими гриф ограничения доступа; юридические аспекты, связанные с документами, и другие вопросы.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………..3
Нормативно-правовая база делопроизводства……………………………..... 4
Заключение …………………………………………………………………….14
Список использованной литературы ………………………………………...15

Файлы: 1 файл

Нормативно-правовая база делопроизводства..doc

— 66.50 Кб (Скачать)


Содержание

 

Введение ………………………………………………………………………..3

Нормативно-правовая база делопроизводства……………………………..... 4

Заключение …………………………………………………………………….14

Список использованной литературы ………………………………………...15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Взаимоотношения организаций, учреждений, деловое документное общение на всех уровнях должно осуществляться по единым общепринятым правилам. Работа с документами в любой организации, независимо от ее организационно-правовой формы, должна строиться на основе законодательно-правовых и нормативно-методических актов, касающихся вопросов документирования и работы с документами. В настоящее время в Российской Федерации действует ряд общегосударственных нормативно-правовых актов, регламентирующих общие правила подготовки, оформления и организации работы с документами в организациях и учреждениях. Нормативно-методические документы по документационному обеспечению управления разрабатываются различными органами государственной власти и управления в соответствии с их компетенцией.

Нормативно-правовая база делопроизводства М.В. Кирсанова. Современное делопроизводство: Учебное пособие.-4-е изд.- М. ИНФРА - М. Новосибирск: Сибирское соглашение, 2006 г.

- это совокупность  законов, нормативных правовых  актов и методических документов, регламентирующих технологию создания документов, их обработки, хранения и использования в текущей деятельности учреждения, а также деятельность службы делопроизводства: ее структуру, функции, штаты, техническое обеспечение и некоторые другие аспекты.

Нормативно-правовая база делопроизводства регулирует правила оформления документов; правила работы с документами; обеспечение сохранности документов; порядок передачи документов на архивное хранение; работу службы делопроизводства; внедрение новых информационных технологий в работе с документами; работу с документами, имеющими гриф ограничения доступа; юридические аспекты, связанные с документами, и другие вопросы.

 

Нормативно-правовая база делопроизводства

 

Нормативно-правовая база делопроизводства включает в себя:

- законодательные акты  Российской Федерации в сфере  информатизации и документации;

- указы и распоряжения  Президента Российской Федерации,  постановления и распоряжения  Правительства РФ, регламентирующие  вопросы документационного обеспечения  на федеральном уровне;

- правовые акты федеральных  органов исполнительной власти

(министерств, комитетов,  служб, агентств и др.) как общеотраслевого,  так и ведомственного характера;

- правовые акты органов  представительной и исполнительной  власти субъектов РФ и их  территориальных образований, регламентирующие вопросы делопроизводства;

- правовые акты нормативного  и инструктивного характера, методические  документы по делопроизводству  учреждений, организаций и предприятий;

- государственные стандарты  на документацию;

- унифицированные системы документации;

- общероссийские классификаторы  технико-экономической и социальной  информации;

- государственную систему  документационного обеспечения  управления. основные требования  к документам и службам документационного  обеспечения (ГСДОУ);

- нормативные документы  по организации управленческого  труда и охране труда;

- нормативные документы  по организации архивного хранения  документов.

- законодательные акты  субъектов Российской Федерации  и правовые акты, принимаемые  органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Эти акты должны учитываться при организации делопроизводства, прежде всего органами представительной и исполнительной власти субъектов Федерации, а также организациями, учреждениями и предприятиями, действующими на их территории.

В Российской Федерации  в соответствии со сложившейся за весь предшествующий период Российской государственности практикой отсутствует  единый орган, несущий всестороннюю юридическую ответственность за создаваемую и используемую обществом документацию.

Эта ответственность рассредоточена между рядом органов государственной  власти и управления в соответствии с их функциональными обязанностями. Решениями органов власти значительная роль в управлении документацией  в различных её аспектах отведена Государственной архивной службе России.

Государственная архивная служба России и её органы занимаются сбором и  хранением документов. Кроме того, как центральный орган федеральной  исполнительной власти, то есть ведомство, несет ответственность за рационализацию делопроизводства в стране.

Она разрабатывает нормативы и  рекомендации как по организации  делопроизводства в целом, так и  по отдельным направлениям работы с  управленческой документацией, в том  числе и на машинных носителях  записи.

Указания Государственной архивной службы по вопросам делопроизводства распространяются на все организации независимо от системы хозяйствования и формы собственности и служат целям упорядочения создания документов, их обработки и сохранения.

Местные архивные органы и государственные архивы также выполняют соответствующие задачи в области управления документацией, особенно по внедрению новых нормативов и методических разработок и контролю за их соблюдением.

На комитет Российской Федерации  по стандартизации, метрологии и сертификации возложена в свою очередь ответственность за нормативное закрепление конкретных документных форм, их информационных элементов, систем документации, общая координация проводимых в стране работ по унификации и сокращению многообразия обращающихся в различных сферах деятельности форм документов.

Таким образом, Архивная служба и Комитет  по стандартизации являются основными  ведомствами, регулирующими документацию в общегосударственном масштабе. Как правило, они действуют в  тесном контакте при решении всех основных вопросов управления документацией и совершенствования делопроизводства. Им принадлежит определение совершенствования документации и организации работы с ней.

В любой организации должно быть четкое разграничение функций и  обязанностей между сотрудниками в соответствии с их квалификацией и служебным положением, в том числе и в сфере управления документацией. В структуре работников должна быть учтена численность сотрудников делопроизводителей службы по отношению к общей численности работников, или по количественным нормам выработки в единицу времени.

Подготовка собственных нормативных  и методических документов по этому  направлению руководства документацией, а также координация, экспертиза и утверждение работ сторонних  организаций в течение последних  десятилетий закреплены за Государственным комитетом по труду и социальным вопросам (в настоящее время - Министерство труда).

Документационное обеспечение  М.В. Кирсанова. Современное делопроизводство: Учебное пособие.-4-е изд.- М. ИНФРА - М. Новосибирск: Сибирское соглашение, 2006 г. - важнейшая сторона деятельности любого учреждения, организации, предприятия. Законодательство РФ регламентирует общие принципы организации документационного обеспечения деятельности физических (граждан) и юридических лиц.

Основу гражданского законодательства составляет Гражданский кодекс

Российской Федерации, 1-я часть  которого принята 21 октября 1994 г., 2-ячасть - 22 декабря 1995 г. Гражданский кодекс определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности, регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные сними личные неимущественные отношения. Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

Регулируя гражданские правоотношения, Гражданский кодекс устанавливает  виды и разновидности документов, создаваемых в целях фиксации актов гражданских взаимоотношений, регистрации фактов их возникновения  или прекращения, подтверждения правоотношений и др.

Например, ст. 51 и последующие части  Гражданского кодекса устанавливают  виды документов, применяемых при  создании, регистрации, реорганизации  и ликвидации юридического лица, ст. 160 устанавливает письменную форму  сделки и основные требования, предъявляемые к ней; ст. 307 определяет виды договоров, фиксирующих обязательства одной стороны (физического или юридического лица)в пользу другой стороны; ст. 420-453 содержат общие положения о договоре, включая положения о форме, особенностям заключения, изменения и расторжения договора.

Основными из них являются:

1. Федеральный закон  РФ “Об информации, информатизации  и защите информации”

2. Федеральный закон “Об участии  в международном информационном  обмене”

3. Закон РФ “О государственной тайне”

4. Основы законодательства РФ  “Об Архивном фонде РФ и  архивах”.

Наряду с Гражданским  кодексом Российской Федерации отдельные  стороны работы с информацией  и документацией регулируются специальными федеральными законами.

 

Федеральный закон РФ “Об информации, информатизации и защите информации” от 20 февраля 1995 года № 24-Ф3 устанавливает, что информационные ресурсы (документы и массивы документов) являются объектами отношений физических, юридических лиц, государства и защищаются законом наряду с другими ресурсами. Законом устанавливается правовой режим создания, хранения и использования информационных ресурсов, в частности: порядок документирования информации; право собственности на отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах; категории информации по уровня доступа к ней; порядок правовой защиты информации.

Документирование информации Делопроизводство (организация и  технология документационного обеспечения  управления): Учебник для вузов. М.; ЮНИТИ-ДАНА, 2000 г.

- обязательное условие  для ее включения в информационные  ресурсы - осуществляется в порядке,  устанавливаемом органами государственной  власти, ответственными за организацию  делопроизводства, стандартизацию  документов их массивов, безопасность  Российской Федерации.

Информационные ресурсы  могут быть государственной и  негосударственной собственностью и находиться в собственности  граждан, органов государственной  власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений.

Собственник информационных ресурсов, содержащих сведения, отнесенные к государственной тайне, вправе распоряжаться этой собственностью только с разрешения соответствующих органов государственной власти. Документы и массивы документов, созданные за счет средств физических и юридических лиц, а также приобретенные ими на законных основаниях и полученные в порядке дарения или наследования, являются собственностью данных юридических и физических лиц. Субъекты, представляющие в обязательном порядке документированную информацию в органы государственной власти и организации, не утрачивают свои права на эти документы и на использование информации, содержащейся в них.

Документированная информация, представляемая в обязательном порядке  в органы государственной власти и организации юридическими лицами независим от их организационно-правовой формы и форм собственности, а также гражданами, формирует информационные ресурсы, находящиеся в совместном владении государства и субъектов, представляющим эту информацию.

Информационные ресурсы, являющиеся собственностью государства, находятся в ведении органов государственной власти и организаций в соответствии с их компетенцией, подлежат учету и защите в составе государственного имущества.

Информационные ресурсы  могут быть товаром, за исключением  случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Собственник информационных ресурсов пользуется всеми правами, предусмотренными законодательством  РФ, в том числе он имеет право:

- назначить лицо, осуществляющее  хозяйственное ведение информационными ресурсами, или оперативное управление ими;

- установить в пределах  своей компетенции режим и  правила обработки, защиты информационных  ресурсов и доступа к ним;

- определять условия  распоряжения документами при  их копировании и распространении.

раждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организация и общественные объединения обязаны представлять документированную информацию органам и организациям, ответственным за формирование и использование государственных информационных ресурсов.

Развитие отдельных  положений этого закона нашло  выражение в Указе Президента “Об основах государственной  политики в сфере информатизации”  от 20 января 1994 года, постановлениях Правительства  “Об информационном обеспечении  предпринимательства в РФ” от 1 декабря 1994 года, “Об улучшении информационного обеспечения населения РФ” от 12 января 1996 года и др.

Информация о работе Нормативно-прововая база делопроизводства