Необходимость проведения анализа среды при стратегическом планировании деятельности фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 22:15, курсовая работа

Краткое описание

Цели данной работы: провести анализ факторов внешней и внутренней среды и установить их влияние на формирование стратегии в организации с учетом условий рыночного развития экономики. Для достижения этой цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
Рассмотреть теоретические основы анализа внутренней и внешней среды организации;
Перечислить и раскрыть составляющие микро-, макро-, мезосреды
Оценить их влияние на деятельность фирмы.
Описать процесс разработки SWOT-анализа.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..….3
1. Характеристика факторов среды организации
1.1 Факторы внешней среды
1.1.1 Макросреда предприятия……………………………………………..…4
1.1.2 Микросреда в окружении организации…………………………….….11
1.1.3 Мезосреда, как непосредственное окружение фирмы………………..17
1.2 Факторы внутренней среды……………………………………….………22
2. Swot –анализ деятельности предприятия
2.1 Swot -анализ как помощь в оценке влияния факторов…………………24
Заключение……………………………………………………………….……..28
Список использованных источников……

Файлы: 1 файл

готовая работа.docx

— 56.05 Кб (Скачать)

Негосударственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

«Западно-Сибирский Институт Финансов и Права» 

Экономико-правовой факультет

Кафедра менеджмента

          

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  дисциплине: Стратегический менеджмент

    на  тему: Необходимость проведения анализа среды при стратегическом планировании деятельности фирмы. 
     

                Выполнила: студентка 3 курса

                заочного  отделения

                экономико-правового факультета

                группа М 931

                Амельченко  В.В.

                Руководитель:  к.ф.н, Мясникова С.В. 
                 
                 
                 

Нижневартовск

2012

Содержание

Введение……………………………………………………………………..….3

1. Характеристика  факторов среды организации

1.1 Факторы  внешней среды 

1.1.1 Макросреда  предприятия……………………………………………..…4

1.1.2 Микросреда  в окружении организации…………………………….….11

1.1.3 Мезосреда,  как непосредственное окружение  фирмы………………..17

1.2 Факторы  внутренней среды……………………………………….………22

2. Swot –анализ деятельности предприятия

2.1 Swot -анализ как помощь в оценке влияния факторов…………………24

Заключение……………………………………………………………….……..28

Список  использованных источников………………………………………….30 

 

      Введение 

     Необходимость рассмотрения данной темы возникла при  осуществлении в России рыночных реформ. Появилась проблема выработки  такой хозяйственной политики и  стратегий организации, которые  позволяют им поддерживать свою конкуренцию  в обозримой перспективе. Все  шире признается необходимость сознательного  управления изменениями на основе научно обоснованного предвидения, регулирования, приспособления к миссии и целям  организации, изменяющимся внешним  условиям.

     Практика  показывает, что те организации, которые  осуществляют комплексное стратегическое планирование и управление, работают более успешно и получают прибыль  значительно выше средней по отрасли. Для успеха необходима целенаправленная концентрация сил и правильно  выбранная стратегия. Иными словами, правильное формирование стратегии, сокращает  время для достижения успеха.

     Никакая организация не может успешно  выживать в конкурентной среде, если она не имеет четко определенных ориентиров, направлений, которые задают то, к чему она стремится, чего она  хочет добиться своей деятельностью. Старая мудрость о том, что не бывает попутного ветра для корабля, команда которого не знает, куда плывет, образно иллюстрирует это положение. Но целевое начало в деятельности организации возникает отнюдь не только потому, что ей нужно иметь  ориентиры, чтобы не погибнуть в  изменяющемся окружении.

     Люди  создают организации для того, чтобы с их помощью решать свои проблемы. Это значит, что с самого начала организации имеют определенную целевую ориентацию. Далее, люди входят в организации для того, чтобы  за счет этого получать для себя определенный результат. И это также  придает организации определенную целевую ориентацию. Наконец, люди из внешнего окружения (покупатели, общественность, деловые партнеры и т.п.), преследуя  свои собственные цели при взаимодействии с организацией, так же, как и те, кто являются хозяевами организации или работают в ней, придают ее существованию определенную направленность и тем самым развивают целевое начало в ее деятельности.

     Объектом  исследования является внешняя и  внутренняя среда фирмы, ее контакты со средой, реакция на различные  проявления окружения.

     Предметом выступают отношения организации  с конкурентами, покупателями, партнерам, политические и социальные условия. Также рассматривается внутрифирменная  обстановка, отношения между сотрудниками, начальством и подчиненными.

     Актуальность  изучаемой в данной работе темы заключается  в исследовании современных инструментов управления развитием организации  в условиях нарастающих изменений  во внешней среде и связанной  с этим неопределенностью является установление правильной миссии для  организации и выбор эффективных  стратегий.

     Цели  данной работы: провести анализ факторов внешней и внутренней среды и  установить их влияние на формирование стратегии в организации с  учетом условий рыночного развития экономики. Для достижения этой цели необходимо рассмотреть следующие  задачи:

  1. Рассмотреть теоретические основы анализа внутренней и внешней среды организации;
  2. Перечислить и раскрыть составляющие микро-, макро-, мезосреды
  3. Оценить их влияние на деятельность фирмы.
  4. Описать процесс разработки SWOT-анализа.
  5. На практике показать матрицы оценки влияния факторов.
  6. Сгруппировать факторы по категориям и дать им оценку.
  7. Сделать выводы опираясь на итоги проведенной работы.

     внешняя внутренняя среда организация

 

      1. Характеристика  факторов среды  организации 

     1.1 Факторы внешней  среды 

     1.1.1 Макросреда предприятия

     Макросреда - это совокупность факторов, на которые  руководство предприятия повлиять не может и должно учитывать для  того, чтобы устанавливать и поддерживать с клиентами отношения сотрудничества. Предприятие и его микросреда функционируют в окружении более  обширной макросреды, которая либо открывает новые возможности, либо грозит новыми опасностями.

     Макросреда  включает следующие основные элементы:

     1) демографическая среда;

     2) экономическая среда;

     3) технико-экологическая среда;

     4) природная среда;

     5) политическая среда;

     6) культурная среда.

     1.Демографическая  среда. Основные ее характеристики. Численность и плотность размещения  населения. Для маркетологов демографическая  среда представляет интерес, поскольку  рынки состоят из людей. В  этой среде прослеживаются следующие  важные тенденции:

     - Мировой демографический взрыв.  Это рост народонаселения "взрывными"  темпами. При современных темпах  роста к 2011 г. население мира  составит 10 млрд. человек. Демографический  взрыв вызывает беспокойство, поскольку  ресурсов планеты может не  хватить для поддержания высокого  уровня жизни. Население растет  высокими темпами в наименее  развитых странах. Рост населения  вызывает рост человеческих потребностей  и рынков.

     - Снижение рождаемости в развитых  странах и России. Эта тенденция  может рассматриваться как угроза  для одних сфер деятельности  и как преимущество для других  сфер. Она ограничивает перспективы  некоторых предприятий. 

     Одновременно  образовательные организации, индустрия  развлечений получают от этого выгоды, так как у молодых пар становится больше свободного времени.

     - Старение населения развитых  стран и России. Сокращение рождаемости  в современных развитых странах  и России вызывает рост среднего  возраста жителей. Численность  возрастных групп населения меняется  различными темпами, поэтому емкость  отдельных сегментов рынка товаров  и услуг тоже меняется по-разному.

     - Миграция населения. В 1990-х  годах резко возросла миграция  населения в России. В страну  прибыло много переселенцев из  других республик бывшего Советского  Союза. Несколько увеличилась  численность сельского населения.  Возросла ежегодная миграция  населения внутри страны, ее уровень  достиг 50% от уровня миграции в  странах Европы. Миграция усиливает  изменчивость потребительского  рынка.

     - Повышение образовательного уровня  и рост числа служащих.. Рост  занятости в сфере услуг и  сокращение числа работающих  в отраслях производства товаров  повлекли за собой увеличение  численности служащих.1

     2. Экономическая среда. Это общая  покупательная способность населения,  которая связана с уровнем  текущих доходов, цен, сбережений  и доступностью кредита, уровнем  безработицы. Реакцией на текущую  экономическую конъюнктуру стал  осторожный подход к совершению  покупок. Чтобы сэкономить деньги, многие люди предпочитают покупать  более дешевые товары. Некоторые  потребители откладывают покупку  товаров длительного пользования,  другие - наоборот, ускоряют ее из-за  опасений, что в следующем году  цены поднимутся. Произошло перераспределение затрат - увеличение расходов на продукты питания и одежду и соответствующее сокращение затрат по другим товарным категориям. Имеют место географические различия в структуре распределения доходов.

     3. Технико-экологическая среда.2 Развитие науки и техники является главным фактором экономического роста уже три столетия. Новая техника заменяет старую, от которой она отличается сокращением удельных затрат труда, материалов и энергии, а также капитала. Любое научно-техническое новшество может вызвать серьезные долговременные последствия. Руководство предприятия должно отслеживать основные тенденции в этой сфере, к которым относятся ускорение научно-технического прогресса, рост ассигнований на исследования и разработки, распространение стратегии мелких улучшений, ужесточение государственного контроля.

     - Ускорение научно-технического прогресса.  Современная техника - это комплексы  автоматических машин под управлением  компьютеров. Ей на смену приходят  роботы и робототехнические комплексы  с искусственным интеллектом.  Примерно 90% всех, когда-либо живших  на Земле ученых - наши современники. Новые персональные компьютеры  и другие товары создаются  с помощью современных роботизированных  систем, основанных на использовании  компьютеров. Научно-техническая  мысль и современная техника  постоянно совершенствуются, что  открывает безграничные возможности.

     - Рост ассигнований на исследования  и разработки. В настоящее время  в наиболее развитых странах  их величина составляет не  менее 2-2,5% ВВП. Предприятия, действующие  в наукоемких отраслях хозяйства,  тратят на исследования и разработки  в среднем до 15-25% выручки от  реализации товаров и услуг,  а иногда и много больше, тогда  как 15-20 лет назад такие затраты  не превышали 5-10%.

     - Распространение стратегии мелких  улучшений. Это внедрение небольших  усовершенствований в уже выпускаемые  товары. Вместо того чтобы рисковать,  предлагая крупные новшества,  многие предприятия занимаются  мелкими усовершенствованиями производимых  товаров. Они также покупают  лицензии и практически копируют  товары конкурентов.

     - Ужесточение государственного контроля  качества и безопасности товаров.  Государственные органы надзора  изучают товары и запрещают  те из них, которые могут  оказаться потенциально опасными. Ведется контроль качества пищевых  продуктов, медикаментов, ожесточаются  требования к безопасности товаров  в автомобильной промышленности, в производстве одежды, электробытовых  приборов, в строительстве.3

     4. Природная среда. В 1960-х годах  проявилось растущее беспокойство  общественности по поводу загрязнения  окружающей природной среды. Законодатели  стали выдвигать различные меры  по ее охране. Изменения в окружающей  среде сказываются и на товарах,  которые предприятия производят  и предлагают рынку.

     - Дефицит некоторых видов ресурсов  и сырья. Вода и воздух могут  показаться неисчерпаемыми видами  природных ресурсов, но существует  серьезная угроза их загрязнения.  Снабжение продовольствием может  стать крупной проблемой, поскольку  размеры сельскохозяйственных угодий  ограничены.

Информация о работе Необходимость проведения анализа среды при стратегическом планировании деятельности фирмы