Мотивация, как процесс управления персоналом в условиях рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 17:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является разработка системы мотивации персонала компании ООО «ЭПОТОС-К». Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- изучение теоретических основ мотивации сотрудников предприятия;
- анализ управленческой деятельности компании ООО «ЭПОТОС-К»;
- предложения по совершенствованию мотивации персонала ООО «ЭПОТОС-К».

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Мотивация, как процесс управления персоналом в условиях рынка
1.1 Понятие мотивации………………………………………………………..5
1.2 Мотивационный процесс и методы мотивации…………………...........14
1.3 Теории мотивации…………………………………………………..........16
1.4 Преимущества и недостатки действующих мотивационных
моделей в управлении………………………………………………........26
2. Общая характеристика ООО "ЭПОТОС-К"
2.1 История возникновения и основные этапы развития предприятия..32
2.2 Организационно-правовая форма организации……………………..33
2.3 Экономическая характеристика предприятия…………………………38
2.4 Анализ мотивационной деятельности ООО «ЭПОТОС-К»…………..41
3. Разработка системы мотивации персонала для ООО «ЭПОТОС-К»
3.1Предложения по совершенствованию и развитию мотивационной деятельности на предприятии………………………………………………….43
3.2 Разработка системы мотивации персонала ООО «ЭПОТОС-К»…..46
Заключение………………………………………………………………………49
Библиографический список……………………………………………………53
Приложение А……………………………………………………………………55

Файлы: 1 файл

менеджмент курсовая.doc

— 365.50 Кб (Скачать)

Поведение человека, как правило, определяется не одним мотивом, а их суммой, в рамках которой они находятся в конкретном отношении друг к другу по уровню их воздействия на поведение человека. Отсюда мотивационная структура индивида является основой претворения им в жизнь определенных действий. Структура мотивации характерна определенной стабильностью, но в то же время она способна изменяться, в том числе сознательно, в рамках воспитания человека, повышения его образования и т.д.

     Мотивирование — это процесс воздействия на человека для побуждения его к конкретным, акциям посредством пробуждения в нем определенных мотивов.

Мотивирование — сердцевина управления человеком. Эффективность управления во многом обусловливается тем, насколько успешно осуществляется само мотивирование.

В зависимости от того, какие при этом преследуются цели, какие задачи оно решает, выделяют основные типы мотивирования. Так, посредством внешних воздействий на человека привидятся в действие конкретные мотивы, побуждающие человека к определенным действиям, приводящим к необходимому результату. При этом важно точно знать то, какие мотивы способны побуждать человека к желательным действиям, а также каким образом вызывать эти мотивы. Данный тип мотивирования похож на торговую сделку: «Я даю тебе то, что тебе надо, а ты предоставляешь мне то, в чем я нуждаюсь». Если у двух сторон не оказывается точек соприкосновения, процесс мотивирования не имеет места.

Иной тип мотивирования ориентируется на формирование конкретной мотивационной структуры человека. Здесь основное внимание обращается на развитие и усиление необходимых мотивов действий человека, или ограничить действия мотивов, которые мешают эффективному управлению человеком. Данный тип мотивирования имеет характер воспитательного и образовательного и может быть не связан с конкретными действиями, которые предполагается получить от человека как итог его деятельности. Подобное мотивирование связано с большими усилиями, требует многих знаний и способностей для его реализации. Его результаты, как правило, намного выше результатов первого типа мотивирования. Предприятия, использующие его в своей практике, намного успешнее управляют своими

сотрудниками. Разные типы мотивирования нельзя противопоставлять друг другу, поскольку обычно на практике стремятся сочетать достоинства этих типов мотивирования.

Стимулы являются инструментами, вызывающими действие определенных мотивов. В качестве стимулов выступают какие-то предметы, действия других людей, носители обязательств и  возможностей, все то, что может быть предложено человеку в качестве компенсации за его действия, или того, что он хотел бы приобрести в результате определенных действий. Человек реагирует на многие стимулы несознательно. В ряде случаев его реакция может и не поддаваться сознательному контролю.

Использование многообразных стимулов для мотивирования людей и предоставляет процесс стимулирования, который имеет самые различные формы. Одной из самых распространенных является материальное стимулирование. Роль последнего в обстановке рынка особенно значительна. Здесь важно правильно оценивать ситуацию, в рамках которой материальное стимулирование реализуется, стараться не преувеличивать его возможности, учитывая, что человек характерен очень сложной системой потребностей, интересов, приоритетов и целей.

Стимулирование в принципе отличается от мотивирования. Разница заключается в том, что стимулирование выступает средством, с помощью которого можно осуществлять мотивирование. Чем выше уровень развития человеческих отношений в организации, тем реже в качестве инструмента управления людьми используется стимулирование. Воспитание, обучение как методы мотивирования людей обусловливают положение, когда члены организации проявляют заинтересованное участие в делах организации, осуществляют необходимые действия, не дожидаясь или даже не получая никакого стимулирующего воздействия.

На что же в деятельности человека оказывает воздействие мотивация? Это:

      усилия;

      старания;

      настойчивость;

      добросовестность;

      нацеленность.

Понятие мотивации как совокупности сил, побуждающих человека осуществлять деятельность с затратой определенных усилий, на конкретном уровне усердия и добросовестности, с необходимой   степенью настойчивости   для достижения определенных целей становится очевидным.                   Интересен вопрос соотношения «внутренней мотивации» и «внешней мотивации». Деятельность человека находится под влиянием мотивов, возникающих при замкнутом взаимодействии человека и задачи, но бывает, что и мотивов, возникающих при открытом взаимодействии человека и задачи (внешняя среда задействует мотивы, побуждающие человека к решению задачи).

Мотивация оказывает большое воздействие на выполнение человеком своей работы, своих производственных обязанностей. Вместе с тем между мотивацией и конечным результатом трудовой деятельности не имеется прямой зависимости. Иногда человек, ориентированный на качественное выполнение порученной ему работы имеет результаты худшие, нежели человек менее либо даже слабо мотивированный.

Отсутствие непосредственной связи между мотивацией и конечным результатом труда обусловлено тем, что на последние оказывает влияние много других факторов, в частности, квалификация и способности работника, правильное понимание им выполняемой задачи, воздействие на процесс работы со стороны окружения и т. д.

Разрыв между мотивацией и конечными результатами труда — серьезная - управленческая проблема: как же оценивать результаты работы каждого работника и как его поощрять? Если вознаграждать только по результатам труда, то можно демотивировать работника, получившего низкий результат, но старавшегося и заторачивавшего большие усилия. Если же стимулировать работника в прямой зависимости от мотивации, без учета реальных результатов его труда, то реально снижение результатов работы менее мотивированных, но производительных тружеников. Как правило, решение подобной проблемы носит ситуационный характер. Менеджер должен осознавать, что в руководимом им коллективе данная проблема может иметь место и ее решение отнюдь не является очевидным.

1.2 Мотивационный процесс и методы мотивации

Мотивацию, анализируемую как процесс, можно представить в виде ряда последовательных этапов.

Первый — возникновение потребностей. Человек ощущает, что ему чего-то не хватает. Он решает предпринять какие-то действия.

Потребности бывают самые различные, в частности:

      физиологические;

      психологические;

      социальные.

     Второй этап — поиск путей обеспечение потребности, которую можно удовлетворить, подавить или просто не замечать.

     Третий этап — определение целей (направлений) действия. Определяется, что именно и какими средствами нужно сделать, обеспечить потребность. Здесь выявляется, что нужно получить, чтобы устранить потребность, чтобы получить то, что желательно, в какой мере можно добиться того, что необходимо и то, что реально получить, способно устранить потребность.

     Четвертый этап — реализация действия. Человек затрачивает усилия, чтобы осуществить действия, которые открывают ему возможность приобретения того необходимого, что нужно для устранения потребности. Поскольку процесс работы оказывает влияние на мотивацию, то на этом этапе может происходить корректировка целей.

     Пятый этап — получение вознаграждения за реализацию действия. Проделав необходимую работу, человек получает то, что он может использовать для устранения потребности, либо то, что он может обменять на желаемое для него. Здесь выявляется, насколько выполнение действий обеспечило желаемый результат. В зависимости от этого происходит изменение мотивации к действию.

     Шестой этап — ликвидация потребности. Человек или прекращает деятельность до возникновения новой потребности, или продолжает искать возможности и осуществлять действия по устранению потребности.

Основные стимулы и мотивирующие критерии:

      любые стимулирующие действия должны быть тщательно проработанными, причем, прежде всего теми, кто требует действий от других;

      людям важно испытывать радость от работы, отвечать за результаты, быть лично причастными к работе с людьми, чтобы их действия были для кого-то конкретно важны;

      каждый на своем рабочем месте призван показать то, на что он способен;

      любой человек стремится выразить себя в труде, познать себя в его результатах, получать реальные доказательства того, что он способен делать полезное, что должно быть связано с именем своего создателя;

      важно интересоваться отношением людей к потенциальным улучшениям условий их работы;

      каждому работнику следует предоставить возможность оценить свою значимость в коллективе;

      в достижении цели, которую работник сам себе определил или в формулировании которой он принял участие, он проявит значительно больше энергии;

      хорошие работники имеют полное право на материальное и моральное признание;

      сотрудники должны иметь свободный, беспрепятственный доступ ко всей необходимой информации;

      любые серьезные решения об изменениях в работе сотрудников должны приниматься при их  непосредственном участии, с опорой на их знания и опыт, с учетом их позиции;

      самоконтроль: должен сопровождать любые действия работника;

      сотрудникам должна быть предоставлена возможность постоянно приобретать в процессе работы новые знания и умения;

      всегда следует поощрять инициативу, а не стремиться выжимать из сотрудников все, на что они способны;

      сотрудникам важно постоянно предоставлять информацию о результатах и качестве их труда;

      каждый работник по возможности должен быть сам себе шефом.

1.3 Теории мотивации        

Существуют два подхода к изучению теорий мотивации.

Первый  подход  основывается  на  исследовании содержательной стороны  теории  мотивации.  Такие  теории  базируются  на изучении потребностей  человека,  которые  и  являются основными  мотивом их проведения, а следовательно, и деятельности. К сторонникам  такого  подхода можно  отнести   американских  психологов  Абрахама  Маслоу,  Фредерика Герцберга  и  Дэвида  Мак    Клелланда. Рассмотрим подробнее эти теории.

Теория мотивации  по  А.  Маслоу. 

Первая  из рассматриваемых теорий  называется иерархией  потребностей Маслоу.  Сущность ее сводится  к изучению потребностей  человека. Это  более ранняя теория. Ее сторонники, в  том числе  и Абрахам  Маслоу, считали, что предметом психологии является  поведение, а  не сознание  человека. В  основе же  поведения лежат потре6ности человека, которые можно разделить на пять групп:

      физиологические   потребности,   необходимые   для   выживания человека: в еде, в воде, в отдыхе и т.д.;

      потребности  в  безопасности  и  уверенности  в  будущем -    защита от  физических  и других  опасностей со  стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворяться и в будущем;

      социальные  потребности  -  необходимость  в  социальном окружении. В общении с людьми, чувство «локтя» и поддержка;

      потребности   в  уважении,   в  признании   окружающих  и стремлении к личным достижениям;

      потребность самовыражения, т.е. потребность в собственном росте и в реализации своих потенциальных возможностей.

Первые две группы потребностей первичные, а следующие три вторичные. Согласно теории Маслоу, все эти потребности можно расположить в строгой иерархической последовательности в виде пирамиды, в основании которой лежат первичные потребности, а вершиной являются вторичные.

 

 

в самовыражении

в уважении

в общении с людьми

в безопасности и социальной

защищенности

физиологические

    

Рисунок 1. Потребности

Смысл такого иерархического построения заключается в  том, что приоритетны для человека потребности более низких уровней и это сказывается на его мотивации. Другими словами, в поведении человека более определяющим является удовлетворение потребностей сначала низких уровней, а затем, по мере удовлетворения этих потребностей, становятся стимулирующим фактором и потребности более высоких уровней.

Самая высокая потребность - потребность самовыражения и роста человека как личности - никогда не может быть удовлетворена полностью, поэтому процесс мотивации человека через потребности бесконечен.

Долг руководителя заключается в том, чтобы тщательно наблюдать за своими подчиненными, своевременно выяснять, какие активные потребности движут каждым из них, и принимать решения по их реализации с целью повышения эффективности работы сотрудников.

     Теория мотивации Дэвида Мак Клелланда.

С развитием экономических отношений и совершенствованием управления  значительная роль в теории мотивации отводится потребностям более высоких уровней. Представителем этой теории является Дэвид Мак Клелланд. Согласно его утверждению структура потребностей высшего уровня сводится к трем факторам: стремлению к успеху, стремлению к власти, к признанию. При таком утверждении успех расценивается не как похвала или признание со стороны коллег, а как личные достижения  в результате активной деятельности, как готовность участвовать в принятии сложных  решений  и  нести  за них  персональную ответственность. Стремление к власти должно не только говорить  о честолюбии,  но  и показывать  умение человека  успешно работать на разных уровнях управления в организациях, а стремление к признанию  -  его  способность  быть  неформальным  лидером, иметь свое  собственное мнение  и уметь  убеждать окружающих  в его правильности.

Информация о работе Мотивация, как процесс управления персоналом в условиях рынка