Мотивация, как процесс управления персоналом в условиях рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 17:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является разработка системы мотивации персонала компании ООО «ЭПОТОС-К». Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- изучение теоретических основ мотивации сотрудников предприятия;
- анализ управленческой деятельности компании ООО «ЭПОТОС-К»;
- предложения по совершенствованию мотивации персонала ООО «ЭПОТОС-К».

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Мотивация, как процесс управления персоналом в условиях рынка
1.1 Понятие мотивации………………………………………………………..5
1.2 Мотивационный процесс и методы мотивации…………………...........14
1.3 Теории мотивации…………………………………………………..........16
1.4 Преимущества и недостатки действующих мотивационных
моделей в управлении………………………………………………........26
2. Общая характеристика ООО "ЭПОТОС-К"
2.1 История возникновения и основные этапы развития предприятия..32
2.2 Организационно-правовая форма организации……………………..33
2.3 Экономическая характеристика предприятия…………………………38
2.4 Анализ мотивационной деятельности ООО «ЭПОТОС-К»…………..41
3. Разработка системы мотивации персонала для ООО «ЭПОТОС-К»
3.1Предложения по совершенствованию и развитию мотивационной деятельности на предприятии………………………………………………….43
3.2 Разработка системы мотивации персонала ООО «ЭПОТОС-К»…..46
Заключение………………………………………………………………………49
Библиографический список……………………………………………………53
Приложение А……………………………………………………………………55

Файлы: 1 файл

менеджмент курсовая.doc

— 365.50 Кб (Скачать)

    

 

 

 

Однако можно видеть, что управление развивалось большей частью в сторону идей, заложенных в “Теории Y”, демократического стиля управления.

Таким образом, с определенными допущениями “Теорию Z” можно назвать развитой и усовершенствованной “Теорией Y”, адаптированной прежде всего под Японию.

”Теория A” в большей степени характерна для США.

Однако некоторые компании западных стран успешно применяют у себя принципы “Теории Z”.

1.4 Преимущества и недостатки действующих мотивационных моделей в управлении

Однако ошибочно будет полагать, что приведенные выше мотивационные модели безупречны и их нельзя подвергнуть критике за имеющиеся в них недостатки в теоретическом и практическом аспектах. Так, Дж. О'Шонесси со ссылкой на А. Портера приходит к выводу и утверждает, что, например, модель Маслоу имеет следующие недостатки:

1.Категории Маслоу непригодны для решения практических задач Мы не возможно безоговорочно объяснить наблюдаемое поведение тем или иным мотивом. Отсюда, рассматривая иерархию Маслоу в качестве гипотезы, трудно уяснить, какие наблюдения необходимо провести, чтобы ее опровергнуть. Это критическое замечание относится ко всем видам мотивов. Мотив не всегда может быть логически выведен из поведения, так как между ними нет однозначного соответствия: один мотив может быть удовлетворен различными действиями. Так, поведение согласованное и поведение конкурирующее могут вызываться одним и тем же мотивом.

2.Можно указать на поведение, которое не согласуется с теорией Маслоу. Так, предполагая, что долг принадлежит одному из высших уровней, иерархия  игнорирует тот факт, что люди готовы умереть, выполняя долг, и часто ставят гордость выше безопасности или физиологической потребности.

3.Хотя данная иерархия имеет вид модели процесса, механизм перехода с одного уровня на другой не раскрывается. Теорию иерархии, возможно, лучше всего рассматривать как организующую концепцию, а в известном смысле ее расплывчатость способствовали широкому признанию этой теории. Есть основания считать, что подобные иерархии потребностей действуют среди рабочих и среди руководящих работников и что у последних потребности в уважении и самовыражении часто не удовлетворены.

Критический взгляд Дж. О'Шонесси и Л. Портера на мотивационную модель Маслоу касается лишь теоретических и методологических аспектов и в отрыве от производственного процесса и поведения человека в процессе труда. Зачем, например, люди должны, работая на производстве, жертвовать своей жизнью ради выполнения своего долга. В таких условиях человек часто оказывается под воздействием или несовершенства технологического процесса, или недостаточного внимания со стороны руководителя предприятия, стремящегося к экономии затрат на создание комфортных условий, ставя работника в экстремальные условия.

Не осталась вне критики и мотивационная модель Д. Макклеланда, который начал с исследования не того, как человек действует, а того, как он мыслит. При этом Макклеланд использует так называемую проектную методику, основанную на том, что испытуемый словами описывает показываемый ему рисунок. Основная предпосылка заключается в том, что чем более двусмысленным, неясным является рисунок, тем с большей степенью вероятности в рассказе испытуемого проявятся (спроецируются) его мотивы. Макклеланд утверждает, что мысли, выраженные в таких рассказах, можно сгруппировать так, что они выразят три категории человеческих мотивов. Это потребности в аффилиации (стремление к принадлежности), во власти, в успехе или достижении целей.

Потребность в достижении целей может быть связана с несколькими потребностями в иерархии Маслоу; по существу, это потребность делать что-либо (то, в чем индивид сравнивает себя с другими) лучше, чем делалось раньше.

Макклеланд утверждает, что руководителю, для того чтобы быть лидером, следует иметь высокую потребность в достижении целей. Она характерна для тех руководителей, которые предпочитают работать в одиночку. Высокая потребность в дружеских отношениях, близости и взаимопонимании может в некоторых случаях приводить к неэффективности работника, вызываемой боязнью ухудшить отношения.

Отдельные авторы считают, что руководитель должен подбирать работу для подчиненных, учитывая мотивацию последних. Существует мнение, однако, что этого еще недостаточно для высокой эффективности, что система вознаграждения (или компенсации) должна быть разработана с участием вознаграждаемых и рассматриваться в непосредственной связи с эффективностью труда.

Хотя модель Макклеланда может быть использована для улучшения организационного климата, составной частью которого является мотивация персонала, в его теории можно оспаривать многое, в том числе методологию исследования и слишком упрощенную классификацию мотивов.

К сказанному можно добавить, что сегодня нет такой мотивационной модели, которую нельзя подвергнуть критике, каждая из них имеет свои плюсы и минусы, и это естественный процесс. Нельзя, конечно, полностью отрицать и отмеченные выше недостатки модели Д. Макклеланда.

Также подвергается критическому анализу и двухфакторная теория мотивации Ф. Герцберга, которая отнесена к категории "мотивационно-гигиенической" и базируется на результатах исследования, в ходе которых осуществлялось выявление факторов, положительно и отрицательно влияющих на отношение человека в процессе труда. Ф. Герцберг сделал главный вывод, который положен в основу мотивационной модели, "что людям присущи два вида потребностей: избежать страданий и психологического роста".

     В мотивационной модели Ф. Герцберга отмечают три основных недостатка:

1.Данный подход на первый взгляд напоминает несколько видоизмененный гедонизм (искать удовольствия, избегать огорчений), где понятие удовольствия заменено самовыражением. Традиционное возражение гедонизму (например, то, что мы не можем непосредственно искать удовольствий или избегать огорчений, а можем лишь искать курс действий, следствием которого явились бы огорчения или удовольствия) представляется в данном случае менее уместным, так Герцберг точно определяет те условия, которые вызывают "страдания" или "психологический рост".

2.Кинг утверждает, что полемика по поводу двухфакторной теории Герцберга во многом вызвана недостаточно четкими формулировками автора. По мнению Кинга, наиболее вероятная версия такова: "Все мотиваторы, вместе взятые, вносят большой вклад в удовлетворение работой, чем совокупность гигиенических факторов, а все гигиенические факторы, вместе взятые, вносят больший вклад в неудовлетворенность работой, чем совокупность мотиваторов".

3.Наконец, Д. Шваб и Л. Камингс указывают на то, что доказательства, применявшиеся для обоснования предпосылки "удовлетворение ведет к действию", не являлись экспериментальными.

Дж. О'Шонесси, проводя дальнейший анализ мотивационных моделей, довольно детально рассмотрел теорию "Х" и теорию "У" Макгрегора.

Многое из теории и практики управления Макгрегор считал отражением взгляда на человека, характерного для теории "Х", а именно:

1.Средний человек от природы ленив - он работает как можно меньше.

2.Ему не достает честолюбия, он не любит ответственности, предпочитает чтобы им руководили.

3.Он от природы эгоцентричен, безразличен к потребностям организации.

4.Он от природы противится переменам.

5.Он доверчив, не слишком сообразителен - легкая добыча для шарлатана и демагога.

Такой взгляд на человека отражается в политике "кнута" (угроза безработицы) и "пряника" (деньги).

Теория "У" придерживается следующего взгляда на человека:

1.Люди не являются от природы пассивными и не противодействуют целям организации. Они стали такими в результате работы в организации.

2.Мотивация, возможность развития, способность брать на себя ответственность, готовность направлять свое поведение на достижение целей организации - все это есть в людях, а не вкладывается в них управлением. Обязанность управления - помочь людям осознать и развить в себе эти человеческие качества.

3.Важная задача управления состоит в том, чтобы создать такие условия в организации и применять такие методы работы, чтобы люди могли достигать своих собственных целей наилучшим образом лишь при условии направления своих усилий на достижение целей организации.

Если администрация разделяет взгляды теории "Х", она обращает особое внимание на методы внешнего контроля, тогда как при использовании теории "У" особое значение придается самоконтролю при периодических отчетах об исполнении.

Предполагается, что самоконтроль возникает, когда рабочие воспринимают цели компании как свои собственные, и тогда вероятность достижения целей компании высока. Макгрегор считает средством достижения высокой степени вовлеченности метод участия работников в принятии решений.

Теории "Х" и "У" отражают полярные позиции и взгляды. Но из сказанного следует, что руководитель, обнаруживающий жесткое, деспотическое поведение, должен придерживаться положений теории "Х"; такого однозначного соответствия между поведением и взглядами нет.

Макгрегор утверждает, что люди становятся такими, какие они есть, потому что к ним так относятся. "Социолог не отрицает, что поведение людей в промышленной организации в настоящее время примерно такое, каким оно воспринимается руководством".

     Общий вывод:

Противоречия, высказанные разными авторами в части теоретических и практических аспектов действующих ныне мотивационных моделей, отнюдь не приводят к их полному отрицанию, наоборот, критические замечания главным образом направлены на их совершенствование. Эффективность или жизненность той или иной модели можно проверить только путем их апробации на практике с учетом той среды, где они будут внедряться. Бесспорно одно, что отсутствие мотивационных моделей на наших предприятиях будет снижать эффективность действующих систем управления и социально-экономическую деятельность трудовых коллективов.

Вместе с тем становится ясным, что мотивационные модели могут приводить как к положительным, так и отрицательным социально-экономическим последствиям, особенно если в организации действуют неформальные группы.

Для того чтобы устранить негативные последствия мотивации Б. Карлоф предлагает следующие подходы:

1.В драматической форме демонстрировать групп бесперспективность ее деятельности.

2.Показать группе невозможность достижения поставленных целей.

3.Посеять недоверие между людьми и прежде всего к их лидеру.

4.Образовать "раскольнические" группки, стимулировать перебежчиков, лучше всего превратить лидера группы в перебежчика.

5.Объединить чувство принадлежности к группе с недовольством, усталостью ущербностью.

 

 

 

 

 

 

Глава 2

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО "ЭПОТОС-К"

2.1 История возникновения и основные этапы развития предприятия

Предприятие ООО "Эпотос-К" входит в группу компаний "ЭПОТОС". История группы компаний "ЭПОТОС", в состав которой входит сегодня 9 предприятий, расположенных в различных регионах России и за ее пределами, в том числе Российское предприятие в Китае "Эпотос-Шанхай" (г. Шанхай, КНР), начинается с регистрации в начале 90-х годов маленькой частной фирмы, в штате которой работало около 10 человек, учредителями которой стали профессионалы в области пожарной безопасности, имевшие большой практический опыт, высокий научный и инженерный потенциал в деле борьбы с пожарами. В качестве главной была поставлена задача создания средства пожаротушения, которые должны были отвечать следующим основным условиям:

-  они должны тушить только то, что горит (принцип локально-объемного тушения);

-  они должны тушить без участия человека и быть полностью автономными, не зависящими ни от источников питания, ни от действия или бездействия людей, реагирующими только на тепловые проявления пожара;

-  они должны быть простыми в монтаже и эксплуатации, доступными по цене.

С 1994 года предприятие успешно сотрудничает с Министерством путей сообщения России в решении вопросов обеспечения пожарной безопасности подвижного состава и стационарных объектов железной дороги.

Предприятие регулярно участвует в различных российских и международных выставках, является постоянным экспонентом ежегодного международного форума "Технологии безопасности". За вклад в развитие техники и технологии безопасности компания неоднократно награждалась дипломами и медалями, стала лауреатом конкурсной программы Международной специализированной выставки "Промышленная безопасность", была награждена золотой медалью конкурса "Лучшее решение в области пожарной безопасности", проводившегося  в рамках III Международной специализированной выставки "Пожарная безопасность ХХI века" в сентябре 2003 года в Москве, а также последние два года является лауреатом конкурса "Лидер продаж" в своем сегменте рынка систем безопасности России.

2.2 Организационно-правовая форма организации

Форма собственности предприятия "ЭПОТОС-К" частная. Организационно-правовая форма организации – общество с ограниченной ответственностью (ООО). Общество является коммерческой организацией (в соответствии со ст. 50 ГК РФ), ее основной целью деятельности является извлечение прибыли и распределение её между участниками.

Информация о работе Мотивация, как процесс управления персоналом в условиях рынка