Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 05:21, курсовая работа
Кризис 1998 года представил хорошие возможности для развития отечественной промышленности, стабилизация политической и экономической ситуации способствовала "потеплению" инвестиционного климата и расширению присутствия на российском рынке зарубежных инвесторов. Эти процессы объективно привели к значительному обострению конкуренции. Предприятиям гораздо сложнее стало зарабатывать деньги и завоевывать свое "место под солнцем". Все большее значение начали приобретать качество продукции и услуг, технологии, снижение издержек, повышение эффективности функций управления, компетенция персонала.
Введение 3
1. Человеческий фактор антикризисного управления………………………….5
1.1. Конфликты в развитии организации. 5
1.2. Причины конфликтов и их роль в антикризисном управлении 7
1.3. Процессуальные характеристики конфликта 9
1.4. Антикризисное управление конфликтами 11
2. Антикризизисное управление персоналом организации 14
2.1. Антикризисные характеристики управления персоналом 14
2.2. Система антикризисного управления персоналом 15
2.3. Антикризисная политика в управлении персоналом 19
2.4. Принципы антикризисного управления персоналом 21
Заключение 27
Список использованной литературы 28
Содержание.
Введение 3
1. Человеческий фактор антикризисного управления………………………….5
1.1. Конфликты в развитии организации. 5
1.2. Причины конфликтов и их роль в антикризисном управлении 7
1.3. Процессуальные характеристики конфликта 9
1.4. Антикризисное управление конфликтами 11
2. Антикризизисное управление персоналом организации 14
2.1. Антикризисные характеристики управления персоналом 14
2.2. Система антикризисного управления персоналом 15
2.3. Антикризисная политика в управлении персоналом 19
2.4. Принципы антикризисного управления персоналом 21
Заключение 27
Список использованной литературы 28
Введение
Сегодня можно говорить о том, что российский рынок постепенно становится рынком, со всеми присущими нормальному рынку чертами и явлениями. И хотя пройдет немало времени, прежде чем мы сможем сказать, что в России действительно сложился цивилизованный рынок, по всему видно, что движение в этом направлении есть.
Кризис 1998 года представил хорошие возможности для развития отечественной промышленности, стабилизация политической и экономической ситуации способствовала "потеплению" инвестиционного климата и расширению присутствия на российском рынке зарубежных инвесторов. Эти процессы объективно привели к значительному обострению конкуренции. Предприятиям гораздо сложнее стало зарабатывать деньги и завоевывать свое "место под солнцем". Все большее значение начали приобретать качество продукции и услуг, технологии, снижение издержек, повышение эффективности функций управления, компетенция персонала.
Конечно, обострение кризиса в России вызвало потребность в эффективном антикризисном управлении. Это заказ практики. Но и тенденции развития науки управления ведут к необходимости разработки концепции антикризисного управления.
Кризис - объективное явление
в социально-экономической
Такое предположение выглядит логичным. Но вся практика развития общества и экономики во все периоды истории свидетельствует об обратном. Несмотря на «человеческую природу» кризисов, избежать их не удается. Более того, во многих случаях именно человеческая природа кризиса является его причиной и источником.
Вся деятельность человека построена на удовлетворении его интересов, которые изменяются неравномерно и непропорционально. Интересы находятся в постоянном противоречии даже у отдельного человека, а тем более у социальных групп или классов общества. Противоречия интересов и объективная неравномерность их изменения определяют как возможность кризисов, так и их необходимость. Именно это лежит в основе всех кризисов в социально-экономической системе, даже кризисов, связанных в природными условиями. Нередки случаи использования природных катаклизмов в политических целях, перерастания их в кризисы политические и социально-экономические.
Абсолютное управление динамикой и взаимодействием интересов человека невозможно, потому что в системе его интересов есть и интерес свободы, демократичности управления, самостоятельности и самодеятельности. Именно к этим интересам «привязаны» и многие другие, именно на этих интересах строится эффективное управление.
По мере развития социально-экономической системы наблюдается повышение роли человеческого фактора в антикризисном ее развитии, которое означает не исключение кризиса, не борьбу с ним, а предвидение и уверенное, своевременное и, по возможности, безболезненное его разрешение.
Антикризисное развитие - это не абсолютное отсутствие кризиса, а наличие таких кризисов, которые являются импульсом успешного, с позиций интересов человека, развития. Цель и интересы может иметь только человек. Именно они являются основой распознавания кризисов и управления их преодолением.
Таким образом, настоящая работа посвящена проблеме антикризисного управления персоналом. В связи с процессами, описанными выше, данная проблема на сегодняшний день является актуальной.
Для всех организаций, больших и малых, производственных и действующих в сфере услуг, управление людьми имеет первостепенное значение. Без надлежащим образом отобранных, расставленных и профессионально подготовленных людских ресурсов ни одна организация не сможет достичь своих целей и выжить. Это положение является основополагающим в концепции антикризисного управления.
1. Человеческий
фактор антикризисного
1.1. Конфликты в развитии организации.
Известно, что организация
- это сложная система с
Существование и развитие всякой организации связано с постоянным возникновением и разрешением противоречий в борьбе различных сил как внутри, так и вне ее. Иногда противоречия принимают настолько острый характер, что переходят в конфликт.
Конфликт - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов двух или более людей.
Современный менеджмент признает,
что даже в организациях с эффективным
управлением некоторые
Конфликт не всегда можно
с уверенностью определить как конструктивный
или деструктивный. Он может выполнять
и позитивную и негативную функцию,
иметь и отрицательные, и положительные
последствия в зависимости от
того, насколько внимательно
Рис.1.1. Функции конфликтов организациях
Конфликт также способен
оказать положительное
Наиболее опасным негативным
последствием конфликта является его
затягивание и нагнетание в организации
таких взаимоотношений, которые
в сочетании с другими
Вместе с тем кризис
сам неизбежно порождает
Таким образом, конфликт в
некоторых ситуациях может
Наличие конфликта в организации
еще не свидетельствует о ее кризисном
состоянии, так как конфликты
вообще неизбежны и даже могут
принести пользу. Конфликт не есть нечто
исключительное, не синоним конфронтации,
а способ преодоления противоречий,
способ взаимодействия сложных систем,
вид общения через состязание.
Но если конфликты возникают слишком
часто, а решение их затягивается,
это свидетельствует о наличии
в организации серьезных
Управление конфликтами
является важной составной частью процесса
регулирования социально-
· осознание менеджерами
вероятных предпосылок и причин
возникновения конфликтных
· понимание механизма развития конфликта как процесса;
· учение применять в практике управления методы разрешения конфликтов.
1.2. Причины конфликтов и их роль в антикризисном управлении.
Выявление и осознание конфликтных тенденций, складывающихся в организации, требует от менеджера понимания потенциальных причин их возникновения. Конфликты могут быть порождены трудовым процессом, вызваны психологическими особенностями человеческих взаимоотношений или личным своеобразием члене коллектива.
1. Причины конфликтов, порожденные трудовым процессом.
Трудовая деятельность
предполагает взаимодействие
Рис.1.2. Причины конфликтов, порожденных трудовым спором
В организации каждый работник
и группа работников имеют свои цели.
В некоторых случаях эти цели
определены и оформлены документально
(например, в уставе предприятия, в
положении о подразделении
Конфликт может проистекать также из-за различия в целях. Так, специализированные подразделения часто уделяют больше времени своим частным целям, которые могут не совпадать с целями других подразделений и организации в целом. Например, служба, занимающаяся сбытом готовой продукции, может настаивать на производстве как можно более разнообразной продукции, потому что это повышает конкурентоспособность и увеличивает объемы сбыта. Однако цели производственных подразделений, выраженные в категориях «затраты - эффективность», выполнить легче, если номенклатура продукции будет менее разнообразна.
Отдельные работники, преследуя собственные цели, иногда могут вступить в конфликт с целями других индивидов или целых подразделений. Так, может наблюдаться несоответствие поступков работника принятым в коллективе нормам и жизненным ценностям. Например, стремясь больше заработать, он трудится более интенсивно, чем это принято в бригаде. В результате возникает противоречие между желанием (целью) работника и установившимся стандартом групповой работы (целью коллектива).
Различия в способах достижения
целей тоже могут вызвать несогласие,
противоречия и даже конфликты, потому
что работники часто имеют
разные взгляды на пути и способы
достижения поставленных целей. Например,
задача закрепления в организации
квалифицированных кадров может
иметь несколько вариантов
В процессе распределения и выполнения должностных полномочий и задач могут возникнуть конфликты, обусловленные:
· взаимозависимостью задач. В этом случае один работник или целая группа зависят в выполнении задачи от другого или других. Например, при работе на конвейере или любом ином производственном процессе, требующем последовательных действий множества работников.
Информация о работе Управление персоналом в условиях кризиса.