Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 17:35, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка системы мотивации персонала компании ООО «ЭПОТОС-К». Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- изучение теоретических основ мотивации сотрудников предприятия;
- анализ управленческой деятельности компании ООО «ЭПОТОС-К»;
- предложения по совершенствованию мотивации персонала ООО «ЭПОТОС-К».
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Мотивация, как процесс управления персоналом в условиях рынка
1.1 Понятие мотивации………………………………………………………..5
1.2 Мотивационный процесс и методы мотивации…………………...........14
1.3 Теории мотивации…………………………………………………..........16
1.4 Преимущества и недостатки действующих мотивационных
моделей в управлении………………………………………………........26
2. Общая характеристика ООО "ЭПОТОС-К"
2.1 История возникновения и основные этапы развития предприятия..32
2.2 Организационно-правовая форма организации……………………..33
2.3 Экономическая характеристика предприятия…………………………38
2.4 Анализ мотивационной деятельности ООО «ЭПОТОС-К»…………..41
3. Разработка системы мотивации персонала для ООО «ЭПОТОС-К»
3.1Предложения по совершенствованию и развитию мотивационной деятельности на предприятии………………………………………………….43
3.2 Разработка системы мотивации персонала ООО «ЭПОТОС-К»…..46
Заключение………………………………………………………………………49
Библиографический список……………………………………………………53
Приложение А……………………………………………………………………55
Анализ рентабельности
Цель анализа рентабельности – оценить способность предприятия приносить доход на вложенный в предприятие капитал. От уровня рентабельности зависит инвестиционная привлекательность организации, величина дивидендных выплат. Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами.
Таблица 6. – Показатели рентабельности
Показатель | На конец 2006 г. | На конец 2007 г. | На конец 2008 г. |
Рентабельность активов | 0,01 | 0,15 | 0,03 |
Рентабельность собственного капитала | 6,31 | 1,00 | 1,00 |
Рентабельность продаж | 0,08 | 0,11 | 0,05 |
Рентабельность затрат | 0,09 | 0,12 | 0,05 |
Из таблицы видно, в 2006 и 2008 годах рентабельность активов по чистой прибыли была практически нулевая. Это означает, что каждый рубль вложенных активов практически никакой прибыли не принес. И это свидетельствует о нерациональном и неэффективном использовании предприятием имеющихся ресурсов. В 2007 году показатели улучшились, прибыль от продажи составила около 11%. В 2008 году уровень рентабельности резко упал, а рентабельность затрат и продаж оказалась ниже уровня 2006 года. Себестоимость продукции росла более высокими темпами, чем выручка от их продажи. Увеличились и управленческие расходы. Снижение рентабельности также связано с увеличением уровня сырья и материалов в доле оборотных активов. Таким образом, работа предприятия весьма нестабильна, неслаженна. Следует разработать более эффективные методы использования средств, скорректировать производственную деятельность с целью сокращения количества запасов и повышения производительности труда.
2.4 Анализ мотивационной деятельности ООО «ЭПОТОС-К»
Мотивационная деятельность на предприятии представлена достаточно плохо. Самое главное мотивационное звено – это, генеральный директор. Он является призмой, отражающей и направляемой все мотивационные процессы.
Непосредственно на практике персоналом занимается отдел кадров, который, базируясь на реальных возможностях организации, осуществляет отбор квалифицированного персонала, разработку режимов работы и т.п.
Помимо формальной организационной структуры, которая определяет структуру подчинения, прав, обязанностей, полномочий и ответственности, присутствует также неформальная структура, которая не отражена в документах, но решает деловые задачи и цели предприятия на основе человеческих отношений в коллективе. Также в коллективе сложилась неформальная межличностная система симпатий и антипатий. Руководитель выступает субъектом этих подсистем; неформальная структура также влияет на мотивации работников.
Организация переживает этап зрелости, вследствие чего она стремится к систематическому сбалансированному росту и формированию индивидуального имиджа. Эффект руководства обеспечивается за счет делегирования полномочий, упор на продвижение по разным направлениям, завоевание дополнительного рынка и сохранение достигнутых результатов.
В организации труда характерны разделение и кооперация, поощрение за индивидуальный результат и участие работников в прибылях фирмы.
Существующая система премирования является одним из весомых мотивирующих факторов для работников предприятия.
В систему премирования ООО входят следующие виды премий, поощрений и вознаграждений:
- премия за производственные результаты (выполнение и перевыполнение производственных заданий);
- единовременное поощрение за выполнение особо важных производственных заданий;
- премия за введение в срок или досрочно производственных мощностей и объектов
- премия за улучшение конечных результатов хозяйственной деятельности;
- единовременное поощрение работников к юбилейным датам;
- единовременное вознаграждение за выслугу лет;
- вознаграждение за непрерывный стаж работы;
- вознаграждение по итогам года.
Исходя из вышесказанного можно сделать следующие выводы :
1. Мотивационная система, хотя и представлена широко, но находится в зачаточном состоянии и требует усилий и ресурсов для ее разработки и внедрения;
2. Мотивационная политика окончательно не разработана, вследствие отсутствия в структуре управления мотивирующего звена и специалистов в области организации и социологии труда;
3. У существующего отдела кадров нет достаточной квалификации, опыта и полномочий для разработки и внедрения грамотной мотивационной политики на предприятии, и мотивационной деятельностью он практически не занимается;
4. В итоге при отличном уровне организации производства мотивирование персонала не достаточно развито.
Глава 3
Разработка системы мотивации персонала для ООО «ЭПОТОС-К»
3.1Предложения по совершенствованию и развитию мотивационной деятельности на предприятии
На основании проведенного анализа мотивационной деятельности необходимо:
- разработать модель мотивационной системы на предприятии
- представить мотивационную систему в структуре управления
- усовершенствовать работу отдела кадров
-создать информационное обеспечение, необходимые ресурсы, нанять
специалистов, также наделить определенными полномочиями мотивационное звено управления.
Для усовершенствования мотивационной деятельности и создания мотивационной системы необходимо преобразовать отдел кадров до «отдела управления и организации труда».
Для этого дополнительно необходимо нанять квалифицированных специалистов в области менеджмента, экономики и социологии труда. Этот отдел должен обладать необходимой информацией, ресурсами и полномочиями для ведения мотивационной деятельности.
Отдел должен будет проводить:
- оптимизацию системы материального поощрения персонала
- социально-психологическую диагностику коллектива
- анализ и регулирование групповых отношений
- исследование производственных и социальных конфликтов
- и соответственно управлять занятостью
- оценку и подбор кандидатов на вакантные должности
- анализ кадрового потенциала и потребности в персонале
- маркетинг кадров
- планирование и контроль деловой карьеры
- профессиональную и социально-психологическую адаптацию работников
- управление трудовой мотивации
- разработку правовых и трудовых отношений
- разрабатывать и внедрять модели эмоционально-физического комфорта персонала
- предоставление полной информации о своей детальности высшему звену управления
- вести отчетность о проведенной работе и достигнутых результатах.
Отдел управления и организации труда является необходимым звеном мотивационного процесса и ему отводится основная роль во внедрении мотивационного управления на предприятии.
Функционирование этого отдела повысит эффективность производства и системы управления. Уровень мотивации на предприятии существенно возрастет, поэтому построение такой системы является первым необходимым шагом на пути повышения эффективности работы предприятия.
Важная роль в системе мотивации отводится генеральному директору. Он должен определить стратегию и требования к этой системе, для более целенаправленного ее внедрения.
- Успех деятельности предприятия, а в частности мотивации зависит от специалистов. Их надо искать (проводить маркетинг кадров), привлекать и поощрять. Необходимо использовать различные тестирования, испытательные сроки и другие альтернативные подходы. Важно взращивать профессионалов самим, и они не подведут.
- Нужно всеми доступными средствами поддерживать заинтересованность работника в труде на своем предприятии. В данном случае необходимо материальное и психологическое поощрение.
- Необходимо предоставлять работнику свободу в действиях, не ограничивать его в определенные рамки, т.е. если работа интересная и приносящая ему удовлетворение, то качество исполнения соответственно будет высоким.
- Необходима оптимизированная система оплаты труда (платить за труд в меру не недоплачивать и не переплачивать ). Сделать ее намного проще, понятную людям, так же можно ввести индивидуальную систему оплаты и премирования, при этом работник должен знать за что и почему произошли надбавки, чтобы все сотрудники могли убедиться, что эффективный труд, инициатива, стремление работника принести пользу всемерно поощряется руководством.
- Необходим постоянный поиск новых (альтернативных) форм и методов поощрения труда.
- Премия не должна начисляться за результаты и деятельность работников, являющихся обязательными и оплачиваемые в рамках постоянной части заработка. Также необходимо давать понять работнику, что премия - это не привычная форма доплат, которая не может стимулировать работника, а доплата за эффективный труд, инициативу и т.п.
- Можно внедрять дополнительные отпуска за специфический труд или за результаты труда, для дополнительной компенсации повышенной психологической или физической нагрузке.
- Возможно, при более глубоком анализе, можно внедрять систему перераспределения рабочего времени по средством внедрения гибких графиков работы. Правом работать в свободном режиме необходимо наделять передовых работников, сознательных и организованных. Это будет дополнительной мотивацией к более эффективной работе.
- Необходимо заботится о моральном состоянии работника - признание труда сотрудников, добившихся значительных результатов с целью дальнейшего их стимулирования, проводить популяризацию результатов труда отдельных работников, получивших признание.
3.2 Разработка системы мотивации персонала ООО «ЭПОТОС-К»
Можно уверенно сказать, что мотивация персонала – острый вопрос для большинства компаний. Как говорят, «идеальный сотрудник – это тот, которого нет, но его функции исполняются». Но так не бывает, и всем нам приходится работать с живыми людьми, у каждого из которых есть свои взгляды на жизнь, убеждения, настроения. Как сделать так, чтобы каждый из них делал то, что нужно компании?
Однозначных решений нет, но есть ряд принципов, например:
связь вознаграждения с результатами труда;
ощущение работником своего вознаграждения как справедливого;
индивидуальный подход.
Как воплотить эти принципы на практике?
В ООО «ЭПОТОС-К» предлагаю выделить следующие группы или категории мотивов и стимулов:
Таблица 7.- Основные категории мотивов и стимулов
п/п № | Обозначение группы | Мотивы и стимулы |
1 | Материальное вознаграждение | Заработная плата, участие в прибылях приобретение акций, материальные выплаты, премии. |
2 | Социальное обеспечение | Медицинское страхование, пенсионное страхование, социальные льготы, особые условия труда. |
3 | Моральное вознаграждение | Грамоты, ценные подарки, сувениры, устное поощрение. |
4 | Обучение, повышение квалификации | Тренинги, курсы, семинары в рамках фирмы и за ее пределами, новые знания. |
5 | Групповая мотивация | Корпоративная культура, принадлежность команде, социально-психологический климат, соответствие целям, получение информации. |
6 | Уровень ответственности и делегирование полномочий | Ответственность за других людей, участие в управлении, самовыражение, ощущение значимости, проявление инициативы, власть. |
7 | Карьерный рост, участие в принятии решений | Свобода выбора действий, удовлетворение собственных амбиций, применение имеющихся знаний и навыков, оправданные ожидания. |
8 | Оценка труда | Признание достигнутых результатов, ориентация на успех, удовлетворенность трудом, уважение. |
Информация о работе Мотивация, как процесс управления персоналом в условиях рынка