Мотивация деятельности подчиненных (на примере ОАО "Киз")

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:01, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является совершенствование стимулирования и мотивации труда персонала на ОАО "КИЗ".
Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- раскрыта сущность и содержание стимулирования и мотивации персонала;
- проведена сравнительная характеристика методов стимулирования и мотивации персонала;
- изучены критерии оценки эффективности методов стимулирования и мотивации персонала;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1.Теоретические аспекты мотивации деятельности подчиненных……..6
1.1 Сущность мотивации………………………………………………..…6
1.2 Теории мотивации…………………………………………………….10
1.3 Стимулирующие системы в организации……………………….…18
Глава 2. Анализ эффективности деятельности ОАО «Киржачский инструментальный завод» в области мотивации и стимулирования труда персонала…………………………………………………………………………22
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия……………………………………………………………….22
2.2 Оценка действующей системы мотивации труда на предприятии..25
Глава 3. Совершенствование системы мотивации эффективности деятельности персонала ОАО «Киржачский инструментальный завод»
3.1 Пути совершенствования системы мотивации и стимулирования труда………………………………………………………………………65
3.2 Мероприятия по внедрению новой системы стимулирования и мотивации труда на ОАО «Киржачский инструментальный завод»..81
Заключение………………………………………………………..………..…..88
Список использованной литературы………………………………………….92
Приложения

Файлы: 1 файл

Мотив.docx

— 545.03 Кб (Скачать)

- за индивидуальные результаты, что стимулирует его личную производительность труда;

- за результаты работы его подразделения, что способствует хорошему климату в подразделении и повышению производительности труда;

- за результаты работы предприятия в целом, что способствует отождествлению работником целей предприятия.

Важно донести до сотрудников  простую истину: в отсутствие коллективных результатов у предприятия не будет денег, и нечем будет  вознаграждать высокие индивидуальные результаты труда.

Правило 7. При определении  окладов и тарифных ставок важно  обеспечить объективный, непредвзятый и равный подход к оценке характеристик  труда различных рабочих мест. Справедливая оценка рабочих мест важна потому, что на трудовую мораль и производительность влияет не столько абсолютный размер зарплаты, сколько соотношения в оплате различных видов работ.

Правило 8. Работник должен заранее знать, сколько он может  заработать, на сколько его зарплата зависит от его усилий. Стимул является таковым только при осведомленности  работника о всех требованиях, предъявляемых  к его работе, и всех правил, определяющих его вознаграждение. В противном  случае работник будет трудиться  в соответствии с собственными, субъективными  представлениями о целях своей  работы и порядочности своего руководства  при оценке его труда.

Правило 9. В заключение необходимо напомнить закон снижения стимулирующей силы денежного вознаграждения по мере его роста: при определенном, достаточно высоком уровне дохода дополнительное денежное вознаграждение не стимулирует  работника к повышению объема, темпа и эффективности своего труда. После того как определены потребности работников и подобраны  соответствующие им формы стимулирования, разработана система целей, задач  и критериев их выполнения, налажена система определения плановых заданий  и учета труда, известны условия  применения стимулов, необходимо "запустить" разработанную систему оплаты труда  в действие.

Разработка правил расчета. Для того чтобы "запустить" новую  систему оплаты труда, ее необходимо зафиксировать в организационных  документах, имеющих в организации  статус закона. Такими документами  для системы оплаты труда могут  являться следующие нижеперечисленных  документы:

- положение об оплате труда является основным документом, определяющим правила оплаты труда в организации;

- положение о премировании - может создаваться в дополнение к положению об оплате труда;

- тарифная сетка. В этом документе определяется число разрядов, которые присваиваются каждому работнику организации, и разрабатывается шкала, определяющая соотношение тарифных ставок работников разных разрядов;

- тарифные коэффициенты и ставки могут быть зафиксированы в отдельном документе;

- квалификационные характеристики рабочих мест и должностей, определяющие различные требования к работникам. Квалификационные требования могут быть внесены в состав должностных инструкций;

- важнейшие задачи сотрудников и подразделений и критерии оценки их выполнения могут быть отражены в должностных инструкциях и положениях о структурных подразделениях;

- порядок определения плановых заданий, порядок определения фонда оплаты труда предприятия, порядок распределения прибыли, порядок наполнения и расходования целевых фондов, используемых для выплаты различных компонент заработной платы, может отражаться в различных технологических инструкциях финансовой и плановой служб предприятия;

- различные изменения в механизме стимулирования и, соответственно, вышеперечисленных документах, могут быть отражены в Приказах по предприятию.

Окончательные варианты перечисленных  документов должны согласовываться  таким же образом, каким создавался проект системы оплаты труда: с руководителями, специалистами, исполнителями - работниками, которые будут получать вознаграждение по новым правилам. Коллектив предприятия  должен сразу информироваться о  появляющихся замыслах, принимаемых  решениях и изменениях, вносимых в  проектируемый механизм системы  оплаты труда.

После создания окончательных  вариантов документов, фиксирующих  разработанный механизм оплаты труда, они вводятся в действие на определенный период в режиме апробации. В течение  этого периода работникам выплачивается  заработная плата по старым правилам, но при этом параллельно рассчитывается и демонстрируется работнику  размер заработной платы по новым правилам, то есть работник видит, сколько денег он получил бы за сделанную работу по новым правилам и может сравнивать старую и новую системы оплаты. Апробация, или "обкатка", необходима по следующим причинам:

- в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации каждый работник должен быть предупрежден об изменениях существенных условий трудового договора, каковым является изменение правил оплаты труда, за два месяца в письменной форме. Поэтому разработанную систему оплаты труда по закону невозможно внедрить, не известив и не получив согласие на это каждого работника;

- в этот период происходит адаптация сотрудников к новым условиям работы, к моменту внедрения они готовы работать по новым правилам. Кроме того, в этот период работники осознают преимущества новой системы оплаты труда, у них существенно повышается трудовая мотивация и производительность труда;

- проект системы оплаты труда создавался умозрительно, на практике могут обнаружиться различные недочеты. Целесообразно выявить их и устранить до окончательного внедрения, чтобы избежать потерь. В период апробации также необходимо поддерживать с коллективом обратную связь, собирать различные мнения и замечания по новой системе оплаты труда, инициировать внесение сотрудниками конструктивных предложений по корректировке созданной системы.

В период апробации также  целесообразно проводить обучение работе по новым правилам тех сотрудников, которые должны будут участвовать  в планировании и оценке труда, применять  новые правила для стимулирования необходимых результатов работы подчиненных им коллективов, рассчитывать и начислять заработную плату, аттестовать  персонал. После истечения срока  апробации, внесения всех корректив, получения  согласия коллектива, необходимо административное закрепление новой системы оплаты труда Приказом по предприятию. Данным приказом нужно также отменить все ранее действовавшие на предприятии положения, касающиеся оплаты труда сотрудников и измененными в соответствии с новой системой.

После внедрения необходимо осуществить оценку всех участников проекта по изменению системы  стимулирования персонала. По итогам этой оценки необходимо обязательно поощрить всех, чье участие было полезным. В ряду поощрений за выполненную  работу обязательно должно быть официальное  признание заслуг работников - как  минимум, приказ с объявлением благодарности. Также можно выплатить премию особенно активным и полезным участникам. Если трудно кого-либо выделить особо  и над проектом работало большинство  сотрудников предприятия, то можно  назначить общую по предприятию  премию.

Саму внедренную систему  оплаты труда также необходимо оценить.

Эту оценку целесообразно  проводить по двум направлениям:

- оценка того, насколько достигнуты цели и задачи совершенствования системы стимулирования, поставленные на первом этапе;

- оценка того, как проведенные изменения системы стимулирования повлияли на работу предприятия. Для этого оценивается изменение показателей, которые прямо или косвенно оценивают состояние системы стимулирования персонала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Мероприятия по внедрению  новой системы стимулирования  и мотивации труда

 

Анализируя проведенное ранее аналитическое исследование недостатков системы мотивации и стимулирования труда на ОАО «КИЗ» и рассмотрев этапы (пути) совершенствования, можно предложить ряд мероприятий по внедрению новой системы.

Первым мероприятием является изменение структуры соотношения  постоянной и переменной части заработной платы работников.

В современных условиях уровень организации заработной платы не позволяет сделать выводов  о сколько-нибудь серьезных успехах  для реализации мотивационной политики. Для того, чтобы заработная плата  соответствовала целям развития предприятия и его управленческой стратегии необходимо наличие четкой взаимосвязи между ростом производственных показателей деятельности предприятия  и результатов его оплаты.

С этой целью развитию чувства  общности у работников, воспитанию их в духе партнерства, рациональному  сочетанию личных и общественных интересов, должно уделяться должное  внимание, то есть требуется изменение  мотивационного механизма самой  заработной платы.

Психологически, а затем  и экономически заработная плата  должна нацеливать работника на четкое понимание им взаимосвязи между  требованиями к нему предприятия, и  вкладом его в конечные результаты, и как следствие - размером заработной платы.

Стимулирующая роль заработной плиты выше, когда тарифная часть  играет главенствующую роль в оплате труда. В настоящее время роль тарифа снижается, все больше наблюдается  превышение переменной части заработка.

В связи с этим изменение  структуры дохода работника предприятия  в сторону увеличения удельного  веса тарифной части будет являться мотивационным стимулом. Так, предлагается следующее изменение структуры, представленное на рисунке 3.2.

Следующим направлением совершенствования  системы мотивации труда на ОАО  «КИЗ» является изменения условий премиальных выплат.

Так, в настоящее время  премиальные выплаты составляют от 40 до 60% от тарифной части в зависимости  от выполнения тех или иных условий  премирования. Как уже отмечалось в ходе проведения аналитического исследования, увеличение суммы доплат и премиальных  выплат не является стимулом к повышению  производительности труда. В связи  с этим предлагается изменения как  самого размера премий, так и условий  для их начислений (таблица 3.2).

 

Рисунок 3.2 Динамика структуры доходов работника ОАО «КИЗ» с учетом предлагаемых мероприятий

 

Таблица 3.2 Размер премии работников ОАО «КЗ» с учетом предлагаемых мероприятий

Условия

Фактический размер премии

Прогнозный размер премии

min

max

max

средний

min

% увеличения премии при условии  выполнения не менее 100% плана  по качеству и срокам

40

60

     

% снижения премии при невыполнении  установленного задания

   

0

50

100


 

Так, фактически премии на ОАО «КИЗ» выплачиваются при условии выполнения 100% установленного плана по качеству и по срокам в размере от 40 до 60% от тарифного заработка.

Предлагаемыми мероприятиями  являются снижение установленной премии при невыполнении установленного задания  в размере от 0 до 100% от суммы премии.

При этом предприятием могут  устанавливаться различные задания  для отдельных категорий и  групп работников:

- снижение себестоимости;

- увеличение выручки;

- улучшение качества;

- сокращение сроков выполнения работ;

- снижение расхода отдельных видов материальных ресурсов т.п.

При этом задания устанавливаются  руководителем в зависимости  от целей предприятия в настоящий  период.

Ниже на рисунке 3.3 для  наглядности представлены основные этапы совершенствования системы  мотивации труда ОАО «КИЗ».

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3.3 Основные этапы совершенствования системы стимулирования и мотивации труда ОАО «КИЗ»

Процент снижения премии может  устанавливаться при следующий  условиях:

- при наличии претензии от генерального директора, его заместителей, технического директора, директора по производству и коммерции;

- при наличии претензий заместителей технического директора, заместителя директора по производству и коммерции, главных специалистов и начальников отделов;

Информация о работе Мотивация деятельности подчиненных (на примере ОАО "Киз")