Мотивация деятельности подчиненных (на примере ОАО "Киз")

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:01, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является совершенствование стимулирования и мотивации труда персонала на ОАО "КИЗ".
Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- раскрыта сущность и содержание стимулирования и мотивации персонала;
- проведена сравнительная характеристика методов стимулирования и мотивации персонала;
- изучены критерии оценки эффективности методов стимулирования и мотивации персонала;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1.Теоретические аспекты мотивации деятельности подчиненных……..6
1.1 Сущность мотивации………………………………………………..…6
1.2 Теории мотивации…………………………………………………….10
1.3 Стимулирующие системы в организации……………………….…18
Глава 2. Анализ эффективности деятельности ОАО «Киржачский инструментальный завод» в области мотивации и стимулирования труда персонала…………………………………………………………………………22
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия……………………………………………………………….22
2.2 Оценка действующей системы мотивации труда на предприятии..25
Глава 3. Совершенствование системы мотивации эффективности деятельности персонала ОАО «Киржачский инструментальный завод»
3.1 Пути совершенствования системы мотивации и стимулирования труда………………………………………………………………………65
3.2 Мероприятия по внедрению новой системы стимулирования и мотивации труда на ОАО «Киржачский инструментальный завод»..81
Заключение………………………………………………………..………..…..88
Список использованной литературы………………………………………….92
Приложения

Файлы: 1 файл

Мотив.docx

— 545.03 Кб (Скачать)

Результатом действия системы  стимулирования на предприятии должно быть повышение эффективности деятельности предприятия, чего можно добиться, в  свою очередь, за счет повышения эффективности  и качества труда каждого работника предприятия, за счет повышения их мотивации. При этом предпринимателю нужно руководствоваться необходимостью привлечения и сохранения на длительный срок высококвалифицированных работников, повышения производительности труда и повышения качества выпускаемой продукции, увеличения отдачи от вложений в персонал, повышения заинтересованности работников не только в личных успехах, но и в успехах всего предприятия в целом и, наконец, повышения социального статуса работников.

Поэтому применяются как  материальные, так и нематериальные формы стимулирования персонала, которые  включают заработную плату, различные  системы участия в прибылях, системы  коллективного премирования, индивидуализацию заработной платы, моральные стимулы, стимулирование работников, занимающихся творческим трудом, путем применения свободного графика работы, социальные льготы для сотрудников.

Система стимулирования на предприятии  должна четко определять свои цели, устанавливать виды стимулирования в соответствии с достигаемыми результатами, определять систему оценки, период и сроки выплат вознаграждения.

Любые виды стимулирования должны быть целевыми и гласными, потому что ожидать от сотрудников улучшения  эффективности и качества выполняемой  работы можно только тогда, когда  они знают, что их труд оплачивается справедливо.

Система стимулирования должна соответствовать принципу: оплата должна соответствовать труду.

Говоря о системе стимулирования наемных работников, необходимо выделить основные требования к ней. К таковым  можно отнести:

  • ясность и конкретность системы стимулирования в целом, положений о заработной плате и дополнительных выплатах;
  • четкое изложение трудовых обязанностей работника;
  • создание системы объективной оценки работников и исключение субъективности в оценке;
  • зависимость размера заработной платы от сложности и ответственности работы;
  • возможность неограниченного роста заработной платы с ростом индивидуальных результатов работника;
  • учет в оплате труда уровня значимости тех или иных работ для предприятия;
  • равная оплата работников с одинаковой сложностью и ответственностью выполняемых работ в различных подразделениях предприятия (относится к базовой оплате без учета дополнительных выплат по результатам).

Таким образом, при создании системы  стимулирования необходимо учитывать  весь комплекс вопросов, включая и  государственное регулирование  размера оплаты труда.

Таким образом, учитывая все вышесказанное, определим пути совершенствования  системы мотивации и стимулирования труда, исходя из существующего положения  дел на ОАО.

Выявление соответствия условий премирования задачам и целям предприятия.

Существующие условия  применения стимулов и задачи предприятия  выявляются также для того, чтобы  сопоставить их между собой и  определить, соответствуют ли условия  применения стимулов задачам предприятия. Зная задачи предприятия, на этапе разработки мы сможем привести условия применения стимулов в соответствие этим задачам.

На ОАО "КИЗ" премирование рабочих производится по результатам работы за месяц. Премии каждой группе рабочих выплачиваются в одинаковом размере в процентах к тарифным ставкам за фактически отработанное время. Здесь можно отметить, что отсутствует взаимосвязь между результатами работы каждого работника и предприятия в целом.

Корректировка методов  стимулирования и мотивации труда  с целью повышения их эффективности.

Структура заработной платы  отдельных групп работников.

Выбор базовой формы  оплаты (сдельная, повременная) для  данной категории сотрудников. Существуют две основные формы оплаты труда: сдельная, когда размер вознаграждения определяется пропорционально объему выполненной работы. Несомненным  преимуществом такой системы  оплаты труда является то, что вознаграждение напрямую зависит от результата работы, то есть полностью выполняется одно из условий эффективного стимулирования - соответствие условий применения стимулов задачам предприятия.

Но сдельная форма оплаты труда имеет ограниченное применение. Во-первых, результаты труда работников некоторых категорий просто невозможно выразить количественно или дать им обоснованную денежную оценку. Во-вторых, при использовании сдельной формы  оплаты труда руководству необходимо обеспечить определенную загрузку работника, гарантирующую ему нормальный уровень  дохода. При использовании сдельной формы оплаты труда работники  могут вступить в конфликт с руководством и коллегами на предмет загрузки, появляется конкуренция за работу, что отрицательно влияет на морально-психологический  климат в коллективе.

Второй вид оплаты труда - это повременная, когда размер вознаграждения определяется пропорционально объему затраченного на работу времени. Достоинством данной системы является простота ее использования. Но у повременной  формы оплаты труда существует существенный недостаток, который редко позволяет  использовать ее в чистом виде: на размер вознаграждения не никак не влияет изменение производительности, то есть система оплаты труда не реагирует  на то, сколько работы выполнено  за промежуток времени. В таких условиях эффективность использования повременной  формы полностью зависит или  от моральных качеств сотрудников (наличия у них мотива отождествления целей), или от системы ограничений  и наказаний.

В чистом виде сдельная и  повременная формы оплаты труда  используется крайне редко. Обычно таким  способом определяется только один из компонентов заработной платы - ее базовая  часть.

Учитывая указанные достоинства  и недостатки рассмотренных форм оплаты труда, представляется целесообразным использования для выбранной  группы работников повременной формы  оплаты. Базовая оплата при повременной  форме определяется окладами и тарифными  ставками. Тарифная ставка - размер оплаты труда работника за час или  за день. Оклад - размер оплаты труда работника за месяц. Оклады и тарифные ставки определяются различными характеристиками труда:

- сложность выполняемых задач (работ);

- нервно-психические и физические нагрузки;

- влияние на работника факторов окружающей среды;

- ответственность за средства труда, за результаты труда, за сотрудничество и кооперацию с другими работниками, за безопасность;

- образование;

- необходимые способности работника (коммуникационные, мыслительные, творческие);

- опыт работы;

- стаж работы на данном предприятии;

- количество подчиненных (для руководителей и бригадиров);

- уровень в иерархии управления (для руководителей) и другими характеристиками.

Премии (переменная часть  оплаты труда) могут быть следующих  видов:

- премии за индивидуальные результаты труда. Достоинства и недостатки данного вида премии те же, что у сдельной формы оплаты труда. С одной стороны, такая премия хорошо мотивирует работника к труду, поскольку непосредственно связана с результатом его работы. С другой стороны, результат труда зачастую очень сложно измерить (то есть объективно оценить чей-то труд). Кроме того, может возникнуть нездоровая конкуренция между работниками;

- премии за результаты работы группы (бригады, участка, цеха, производства, группы, бюро, отдела, службы и т.д.). Такой вид премии стимулирует отождествление работниками целей коллектива, в котором они работают. Данный вид премии хорошо мотивирует работника в том случае, если он осознает, что результат труда группы зависит от его индивидуальных усилий, и понимает, что именно в его труде важно для получения требуемых результатов коллективной деятельности. Следовательно, чтобы данный вид премии имеет большую стимулирующую силу, необходимо добиться от работников осознания личной ответственности за коллективные результаты. На практике, в силу различных причин, зачастую добиться этого бывает сложно. Кроме того, премия за результаты деятельности группы может привести к функциональным конфликтам - производственным конфликтам с другими группами (подразделениями) в ущерб общим целям предприятия;

- премии за результаты работы всего предприятия (в том числе - участие в прибылях).

Такой стимул способствует отождествлению целей предприятия  в целом, вовлеченности работников в дела фирмы, успешному проведению организационных изменений. Недостаток данного вида премии - это сложность  восприятия работниками связи своих  личных усилий и общих результатов. Известно, что на результаты деятельности предприятия существенно влияют факторы внешней среды, не зависящие  от усилий работников. Зачастую работники  склонны объяснять свои неудачи  и неудачи предприятия в целом  воздействием факторов внешней среды. Премии за выдающиеся заслуги работника. Стимулирует не только производственные, но и другие значимые для предприятия  результаты и показатели (лояльность, инновационность, закрепление работников на предприятии, хороший морально-психологический  климат и др.). Количество премий каждого  вида в составе заработной платы  сотрудника может быть любым.

Указанная корректировка  для ОАО «КИЗ» будет представлена далее.

Критерии выполнения задач. Определяются с целью получения  возможности планировать и вести  учет их выполнения. Показатели, характеризующие  степень достижения цели (выполнения задачи), называются критериями. У каждой задачи (цели), стоящей перед предприятием, существует четыре критерия, отражающие степень ее выполнения: количество, качество, сроки, стоимость.

Выполнение задачи означает, что фактические значения всех этих критериев совпадают с плановыми  значениями, либо отличаются от них  в лучшую сторону. Однако на практике разработка критериев связана с  рядом трудностей. Во-первых, для  определенного типа задач невозможно установить плановые значения некоторых  критериев. Например, при планировании работы ремонтных служб предприятия  невозможно предугадать, сколько станков  выйдет из строя в планируемом  месяце, и, следовательно, установить плановое задание. Задача ремонтного подразделения  должна заключаться не в ремонте  какого-то количества станков, а в  неукоснительном соблюдении ремонтных  циклов, планомерном контроле за соблюдением  правил эксплуатации оборудования, строгом  соблюдении технологий ремонта. Другими  словами, выполнение задачи должно измеряться количеством обязательных процедур, предусмотренных различными ситуациями и описанных в технологических  инструкциях. Во-вторых, не всегда возможно заранее точно определить стоимость  задачи. Это касается задач творческих, с высокой степенью неопределенности. Например, невозможно с высокой степенью точности определить, сколько будет  стоить разработка нового продукта или  внедрение продукта на рынок. В таких  случаях на выполнение работ необходимо определять лимиты денежных средств (бюджеты) и всемерно поощрять экономию средств. (Но при этом важно помнить, что  зачастую сама возможность получения  хоть какого-то результата при выполнении таких задач может потребовать  дополнительных вложений). В-третьих, для  определения плановых значений критериев  выполнения различных работ используют нормы их выполнения, показывающие либо количество работы, выполняемое  за единицу времени (нормы выработки), либо количество времени, необходимого для выполнения определенного объема работ (нормы времени). В-четвертых, для привязки величины вознаграждения необходимо выбрать только один из критериев выполнения задачи. Привязка вознаграждения ко всем критериям - слишком  сложное мероприятие, результат  которого может не оправдать затрат на его осуществление. Для привязки величины вознаграждения выбирается важнейший из критериев для данной задачи.

Таким образом, можно сформулировать ряд правил, выполнение которых позволит увеличивать стимулирующую силу денежного вознаграждения.

Правило 1. Как было показано выше, как и любой стимул, денежное вознаграждение должно быть дифференцировано в зависимости от результатов  работы сотрудников, результатов выполнения ими своих задач. Такая связь  бывает непосредственной только при  сдельной форме оплаты труда. В других системах оплаты труда функцию дифференциации заработной платы выполняет премия.

Правило 2. Дифференциация заработной платы в пределах менее 10% от общей суммы вознаграждения неэффективна для стимулирования. Это  означает, что правила определения  величины премии должны быть такими, чтобы  повышение результативности труда  работника на определенное, существенное для предприятия, значение, вознаграждалось  значительными денежными суммами, и наоборот, ощутимое для предприятия  снижение результативности труда работника  лишало его значительных денежных сумм.

Правило 3. Как и любой  другой стимул, денежное вознаграждение должно быть тесно связано с работой  во времени (не должно проходить много  времени между работой и вознаграждением  за нее). Это означает, что премии, по всей возможности должны выплачиваться  ежемесячно, должно быть меньше премий, выплачиваемых по итогам работы за квартал, полугодие, год. С другой стороны, результаты многих действий работников могут быть определены только по истечении  большого периода времени. Такие  действия тоже важно поощрять.

Правило 4. Сотрудник не должен сталкиваться на своей работе с отрицательными явлениями, более  весомыми, чем преимущества заработной платы. Такими явлениями могут быть: отрицательные оценки окружающих, неприемлемый стиль руководства, используемый начальником, высокие нервно-психические или физические нагрузки, слишком продолжительная рабочая неделя, не оставляющая времени на удовлетворение культурных потребностей и т.п.

Правило 5. Количество составляющих заработной платы не должно быть слишком  большим. Речь, конечно же, идет о  переменной части денежного вознаграждения. Это означает, что должно быть ограничено количество задач, к которым привязан размер денежного вознаграждения

Правило 6. Среди составляющих заработной платы должны присутствовать вознаграждения за коллективные результаты. Это способствует сплоченности коллектива, слаженности работы сотрудников, учету  интересов других подразделений. Эти  факторы все чаще играют решающую роль в работе современных предприятий. Кроме того, интересы структурных  подразделений объективно могут  вступать в конфликт (например, сбытовики  хотят быстрее доставить товар, а транспортники - подождать, когда  полностью загрузится машина, чтобы  эффективнее ее использовать). Общекорпоративные  премии снимают подобные проблемы. В идеальном случае работник должен получать три премии:

Информация о работе Мотивация деятельности подчиненных (на примере ОАО "Киз")