Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 09:59, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить особенности моделирования в управлении.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1. изучить литературу по данной проблеме;
2. определить сущность понятия процесса моделирования и классификацию моделей;
3. проанализировать модель организации как объекта управления;
4. рассмотреть особенности моделирования процессов управления.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ МОДЕЛИРОВАНИЯ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ……………………………………………………………5
1.1. Понятие процесса моделирования. Классификация моделей…….. …...5
1.2. Модель организации как объекта управления……………………. ……10
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ……….. ……………………………………………………..16
2.1. Словесные модели ………………………………………………………..16
2.2. Математическое моделирование …………………………………...........21
2.3. Практическая модель управления ……………………………………….25
2.4 Моделирование эффективной организационной структуры управления на примере предприятия «КамаЗ»………………………………………………29
Заключение …………………………………………………………………...34
Список использованной литературы ……………………………………
-18-
1. Прибыли
и рыночная доля растут, когда
наиболее перспективные
хорошее общественное мнение и повторно приходя за покупками. За счет большого и качественного предложения компания может себе позволить быть более привередливой при выборе новых покупателей и концентрироваться на более прибыльных и потенциально лояльных проектах их привлечения, дальше стимулируя свой долгосрочный рост.
2. Долгосрочный
рост позволяет фирме
3. Лояльные
сотрудники в долгосрочном
4. Такая
спираль продуктивности дает
такое преимущество в
-19-
5. Лояльные
инвесторы ведут себя как
как инвестиции. Это укрепляет организацию и увеличивает ее производственный потенциал. 15
Без сомнения, каждая организация уникальна, но все же в той или иной мере показатели ее прибылей будут укладываться в общую модель экономических эффектов, получаемых от постоянства или лояльности покупателей. Среди них стоит особо отметить следующие:
· издержки привлечения (реклама, направленная новым покупателям, комиссионные по продажам новым покупателям, накладные расходы продаж и т.д.);
· базовая прибыль (цена, которую платят вновь появившиеся покупатели, превышает затраты организации на создание товара);
· рост выручки (как правило, если покупатель доволен параметрами товара, он склонен увеличивать объемы покупок с течением времени);
· издержки сбережений (близкое знакомство с товарами организации уменьшает зависимость покупателей от ее сотрудников в вопросах информации и советов);
· отзывы
(удовлетворенные уровнем
· дополнительная
цена (постоянные покупатели, сотрудничающие
с организацией достаточно долго, чтобы
изучить все ее товары и услуги,
получают несоизмеримо больше от продолжения
отношений и не нуждаются в
дополнительных скидках или рекламных
акциях). 16
-20-
Чтобы оценить истинный долгосрочный потенциал лояльности покупателя или группы покупателей, необходимо знать их предрасположенность к проявлению постоянства. Так некоторые покупатели перебегут к конкуренту и за 2% скидку, а другие останутся и при 20% разнице в цене. То количество усилий, которое требуется для переманивания различных типов покупателей,
называется коэффициентом лояльности. В некоторых организациях для оценки коэффициентов лояльности используется история развития или поведение покупателей на отдельных сегментах. 17 В других, особенно в тех, чье будущее слабо связано с прошлым, пытаются методами анализа данных нащупать, на сколько велика должна быть скидка, чтобы покупатели перешли к их организации. Но, несмотря на все трудности в измерении, использование коэффициента лояльности позволяет организациям идентифицировать сохранение покупателей и внедрять оправданную практику, проверенную на одном департаменте, во всю организацию.
Развитие систем измерения, анализа и управления денежными потоками, полученными от лояльности, может привести организацию к инвестициям, которые в дальнейшем обеспечат рост количества покупателей и организации в целом.
Итак, модель лояльности подробно обоснована на словесном уровне. В этом обосновании упоминалось математическое и компьютерное обеспечение. Однако для принятия первоначальных решений их использование не требуется.
При
более тщательном анализе ситуации
словесных моделей, как правило,
не достаточно. Необходимо применение
достаточно сложных математических
моделей. Так, при принятии решений
в менеджменте производственных
систем используются :
-21-
2.2. Математическое моделирование
Математическое
моделирование экономических
Впрочем, имелась и вполне практическая задача - контроль качества боеприпасов, вышедшая на первый план именно в годы второй мировой войны. Методы статистического контроля качества приносят наибольший экономический эффект среди всех экономико-математических методов управления. Только дополнительный доход от их применения в промышленности США оценивается как 0,8 % валового национального продукта США, т.е. 24 миллиардов долларов (в ценах 2003 г.) .20
Важная
проблема - учет неопределенности. Основное
место она занимает в вероятностно-статистических
моделях экономических и
-22-
Особое место занимают имитационные системы, позволяющие отвечать на вопросы типа: «Что будет, если...?». Основа имитации (смысл которой мы будем понимать как анализ экономического явления с помощью вариантных расчетов) - это математическая модель. Имитационная система - это совокупность моделей, имитирующих протекание изучаемого процесса, объединенная со специальной системой вспомогательных программ и
информационной базой, позволяющих достаточно просто и оперативно реализовать вариантные расчеты.21 Таким образом, под имитацией понимается численный метод проведения машинных экспериментов с математическими моделями, описывающими поведение сложных систем в течение продолжительных периодов времени, при этом имитационный эксперимент состоит из следующих шести этапов:
1) Формулировка задачи.
2) Построение математической модели.
3) Составление программы для ЭВМ.
4) Оценка пригодности модели.
5) Планирование эксперимента.
6) Обработка результатов эксперимента. 22
Имитационное моделирование (simulation modelling) широко применяется в различных областях, в том числе в экономике.
Экономико-математические методы управления можно разделить на несколько групп:
-23-
Во всех этих группах можно выделить статическую и динамическую постановки. При наличии фактора времени используют дифференциальные уравнения и разностные методы.
Теория игр (более подходящее название - теория конфликта, или теория конфликтных ситуаций) зародилась как теория рационального поведения двух игроков с противоположными интересами. Она наиболее
проста,
когда каждый из них стремится
минимизировать свой средний проигрыш,
т.е. максимизировать свой средний
выигрыш. Отсюда ясно, что теория игр
склонна излишне упрощать реальное
поведение в ситуации конфликта.
Участники конфликта могут
В экономике еще 150 лет назад теория дуополии (конкуренции двух фирм) О.Курно была развита на основе соображений, которые мы сейчас относим к теории игр. Новый толчок дан классической монографией Дж. фон Неймана и О. Моргенштейна, вышедшей вскоре после второй мировой войны. В учебниках по экономике обычно разбирается «дилемма заключенного» и точка равновесия по Нэшу (ему присуждена Нобелевская премия по экономике за 1994 г.).23
Моделирование
процессов управления предполагает
последовательное осуществление трех
этапов исследования. Первый - от исходной
практической проблемы до теоретической
чисто математической задачи. Второй
- внутриматематическое изучение и
решение этой задачи. Третий - переход
от математических выводов обратно
к практической проблеме. 24
-24-
В
области моделирования
ЗАДАЧА - МОДЕЛЬ - МЕТОД - УСЛОВИЯ ПРИМЕНИМОСТИ.
Задача, как правило, порождена потребностями той или иной прикладной области. Вполне понятно, что при этом происходит одна из возможных математических формализаций реальной ситуации. Например, при изучении предпочтений потребителей у экономистов - маркетологов
возникает вопрос: различаются ли мнения двух групп потребителей. При математической формализации мнения потребителей в каждой группе обычно моделируются как независимые случайные выборки, т.е. как совокупности независимых одинаково распределенных случайных величин, а вопрос маркетологов переформулируется в рамках этой модели как вопрос о проверке той или иной статистической гипотезы однородности. Речь может идти об однородности характеристик, например, о проверке равенства математических ожиданий, или о полной (абсолютной однородности. Задача может быть порождена также обобщением потребностей ряда прикладных областей. Одна и та же математическая модель может применяться для решения самых разных по своей прикладной сущности задач.
Важно
подчеркнуть, что выделение перечня
задач находится вне
Метод, используемый в рамках определенной математической модели - это уже во многом, если не в основном, дело математиков. В эконометрических моделях речь идет, например, о методе оценивания, о методе проверки гипотезы, о методе доказательства той или иной теоремы, и т.д. В первых двух случаях алгоритмы разрабатываются и исследуются
-25-
математиками, но используются прикладниками, в то время как метод доказательства касается лишь самих математиков.