Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 11:05, доклад
Управление социально-экономической системой страны со стороны государства, как известно, отличается более или менее выраженной двойственностью. С одной стороны государство выступает от имени и в интересах всей страны, всех или большей части социальных слоев, групп и партий населения. Но одновременно государство представляет собой субъект экономики, являющийся крупным или крупнейшим собственником. Как и всякого собственника, интересы государства с этой точки зрения требуют укрепления и роста собственности, прибыльности.
Управление социально-
Методы управления при этом ограничиваются экономическими факторами и параметрами – покупкой или продажей своей продукции или части средств, контрактами и договорами с производителями, организацией производственных, торговых, финансовых объединений и служб. Эта чисто экономическая деятельность часто входит в противоречие с первой, политической стороной управления экономикой, осуществляемой правительством и другими государственными органами, каждый из которых отстаивает свои интересы, свою партию, свою власть. Средствами управления при этом служат законы и их толкования, указы, международные торговые и таможенные соглашения, дотации, субсидии и привилегии отдельным отраслям хозяйственного комплекса, фондам, партиям.
Политические методы и средства управления экономикой отличаются неопределенностью формулировок целей и задач различных партий и движений, расплывчатых программ.
Как отмечалось выше, социально-экономическая система страны относится к сложным динамическим системам, когда первой необходимостью является четкая, математическая формулировка цели управления и критериев, определяющих путь их достижения. Любое прямое вмешательство в таких сложных системах, направленное, казалось бы, на устранение какого-либо локального отклонения, в действительности приводит к цепи хаотических колебаний и рассогласованию состояния большого участка, подверженного случайным колебаниям, с практически бесконечным числом перекрестных связей.
Успех или возможность
моделирования социально-
Экспоненциальный рост производства описывается уравнением:
(1)
где k – коэффициент использования прибыли на рост основных средств, t – время, T0 – время увеличения основных средств в e раз (20 лет), B0 - начальная величина при t=0. Прирост потребления пропорционален остатку прибыли и приросту производства:
(2)
Максимум его по величине коэффициента k находим приравнивая нулю производную по k:
тогда (3)
Следует подчеркнуть, что наше время уже не отвечает экспоненциальному росту, а экономическая обстановка вызывает постепенное насыщение.
Вторая цель государственного управления, не решаемая рынком – обеспечение равномерного развития отраслей хозяйственного комплекса страны, путем выравнивания удельной стоимости основных средств. Это достигается, во-первых, путем введения теоретических оценок земли, минеральных и других ресурсов. Во-вторых, путем преимущественных государственных субсидий на развитие основных средств в сельском хозяйстве и других сырьевых отраслях и соответствующих мероприятий по перераспределению кадров. Прибыль в расчете на одного работника должна быть одинаковой независимо от отрасли, что обеспечит действительно взаимовыгодную торговлю и равномерное развитие социально-экономической системы страны в целом – всего хозяйства, использование ресурсов, включая кадровые.
Государственное управление призвано ликвидировать и другие недостатки рыночной экономики, в частности, такой важный, как запаздывание, характерных для экстремальных систем. Для его устранения имеется лишь один реальный путь – использование компьютерных моделей, работающих в реальном масштабе времени.
Структура системы государственного управления (СГУ) социально-экономической системы (СЭС) страны описана в работе [1]. Кибернетическая модель СГУ СЭС состоит из трех групп систем: системы анализа и синтеза (система управления – государственные органы, система производительности труда, система эффективности и рентабельности, система финансов и цен, система экономической информации), исполнительные экономические системы (системы материального производства и услуг, система населения и трудовых ресурсов, система науки и техники, система международных экономических связей) и результирующих систем (системы совокупного общественного продукта и национального дохода, система национального богатства, система народного благосостояния).
Основной проблемой моделирования сложных систем при недостаточной информации об их функционировании является обеспечение адекватности создаваемой модели объекту моделирования. Цель исследования компьютерных моделей СЭС, связей между ними и происходящих в СЭС специфических процессов состоит в том, чтобы упорядочить все явления в конкретных экономических пространственных и временных условиях.
Происходящие в СЭС процессы регулируются системой управления при посредстве ее функции цели государственного управления. Особое значение для научно обоснованного управления экономическим и социальным развитием имеет значение составных частей полной компьютерной системы (рис.1.). В то же время это способствует принятию эффективных мер по стратегическому управлению СЭС, направленных на увеличение национального дохода и постоянное повышение благосостояния народа.
Рис.1. Укрупненная кибернетическая схема системы государственного управления СЭС
Между составными частями социально-экономической системы страны существуют разнообразные и сложные потоки рабочей силы, материалов, энергии, информации и финансовых средств. Эти потоки содержат большое количество прямых и обратных связей, которые придают хозяйственному комплексу характер сложной и единой системы.
Полная модель социально-экономической системы страны, обозначенная символом Sv, с учетом составных частей и связей между ними характеризуется так (рис. 1.):
Обозначения:
L — система управления, выполняющая функцию управления, контроля и принятия решений;
I - система экономической информации;
η – система эффективности и рентабельности;
A - система производительности труда;
F – система финансов и цен;
B – система населения и трудовых ресурсов;
W – система науки и техники;
P – система материального производства и услуг;
H - система международных экономических связей;
N - система совокупного общественного продукта и национального дохода;
Nη - система национального богатства;
V - система народного благосостояния;
C - множество матриц связи полной кибернетической системы.
К множеству С относятся:
RA - матрица потоков рабочей силы;
RM - матрица материальных потоков;
RE - матрица энергетических потоков;
RI - матрица информационных потоков;
RF - матрица потоков финансовых средств.
Система управления связана
с другими системами потоками
информации, опосредованными
Система управления получает информацию и вырабатывает решения, которые существенно влияют на действия, осуществляемые в материальном производстве, сфере услуг и т. д. Эти данные через систему экономической информации передаются остальным системам.
Потоки рабочей силы и материальных ресурсов описываются посредством четырех систем: системы населения и трудовых ресурсов, системы материального производства и услуг, системы национального богатства и системы международных экономических связей.
От системы национального
богатства идут потоки основных средств,
сырьевых и материальных ресурсов в
систему материального
В систему материального производства и услуг, а также в систему науки и техники направляются, кроме того, потоки материально-сырьевых ресурсов из системы международных экономических связей.
Наиболее важный макро-поток, питающий все системы и обеспечивающий рост в экономическом пространстве народного хозяйства, находит свое выражение в совокупном общественном продукте, который создается системой материального производства и услуг.
При посредстве потоков рабочей силы и материальных ресурсов в пространстве народного хозяйства осуществляется центральная обратная связь, которую схематично можно представить следующим образом: система населения и трудовых ресурсов → рабочая сила → система материального производства и услуг → система совокупного продукта и национального дохода → национальный фонд социально-экономического развития → система национального богатства → потенциал для повышения народного благосостояния → система народного благосостояния → уровень жизни → система населения и трудовых ресурсов.
Шамуратов Н.М в своей диссертационной работе «Моделирование и прогнозирование макроструктурных параметров экономики региона» (2002г.) использует для долгосрочного прогнозирования сводных показателей экономического и социального развития следующие модели, которые структурно представляет в виде трехуровневой системы (рис. 4.2.), состоящую из одиннадцати блоков, различающихся используемым прогнозным инструментарием и кругом прогнозируемых показателей. Все эти модели вполне разработаны и изучены, имеют широкое применение, однако автором представлены в виде удобной структуры, поэтому мы тоже воспользуемся указанной структурой взаимосвязи ЭММ.
Верхний уровень системы описывает развитие макропоказателей социально-экономической системы страны. Второй— уровень отраслей материального производства. И третий— уровень отраслей промышленности. Блоки связаны между собой прямыми и обратными связями. Процесс исследования перспективных закономерностей формируется на основе поэтапного подхода, предполагающего прогнозирование на начальном этапе с использованием простых методов прогнозирования, а затем, на последующих этапах, с постоянным усложнением используемых методов.
Рис. 4.1. Схема взаимосвязи экономико-математических моделей, используемых при анализе и прогнозировании синтетических показателей экономического развития.
Блоки системы используют следующие модели:
I. Экстраполяционные трендовые
модели или методы
П. Эконометрические модели (точнее их узкий класс - регрессионные модели) используются на всех трех уровнях системы и служат для увязки множества экономических показателей и факторов, влияющих на них.
III. Однопродуктовая модель
IV. Многопродуктовые модели. Сущность
и принципы их