Управление социально-экономической системой страны , математическое моделирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 11:05, доклад

Краткое описание

Управление социально-экономической системой страны со стороны государства, как известно, отличается более или менее выраженной двойственностью. С одной стороны государство выступает от имени и в интересах всей страны, всех или большей части социальных слоев, групп и партий населения. Но одновременно государство представляет собой субъект экономики, являющийся крупным или крупнейшим собственником. Как и всякого собственника, интересы государства с этой точки зрения требуют укрепления и роста собственности, прибыльности.

Файлы: 1 файл

МОДЕЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ.docx

— 134.51 Кб (Скачать)

V. Модель движения материальных, трудовых и финансовых потоков  представляет собой модифицированный  аналог системы межотраслевых  балансов и объединяет такие  агрегаты как: товары, производственная  сфера, потребление, накопление, потери, население, личные подсобные  хозяйства, внереспубликанские связи,  хозяйственные отрасли, финансовая  система, непроизводственная сфера,  кредитная система. Модель позволяет  описывать движение и перераспределение  основных трудовых и финансовых  потоков между вышеперечисленными  субъектами.

VI. Динамический межотраслевой  баланс, в силу охвата большого  количества отраслей и показателей  промежуточного и конечного потребления,  а также показателей формирования  вновь созданной стоимости, выступает  в виде интегрирующего инструментария  всей системы.

VII. Модель натурально-стоимостного  межотраслевого баланса служит  для анализа и составления  своего динамического аналога.

VIII. Блок воспроизводства населения  и трудовых ресурсов предполагает  возможность прогнозирования по  одной из трех моделей. Первый  вариант прогнозирования предполагает  подбор подходящей аналитической функции для описания исследуемых демографических процессов методом наименьших     квадратов.     Второй     вариант предусматривает реализацию многофакторной линейной функции вида

где - прирост численности населения в соответствующем году; -  показатели  рождаемости,   смертности   и   сальдо   миграции населения республики.

Третий вариант расчета предполагает реализацию более сложной модели прогнозирования населения, в которой  расчеты механического и естественного  прироста ведутся по различным группам  населения раздельно.

IX. Модель воспроизводства капитальных  вложений и основных фондов. Прогнозирование  объема основных производственных  фондов (ОПФ) осуществляется по  формуле

где - прирост основных производственных фондов в t-м году; Kt - среднегодовая стоимость ОПФ в t-м году; xi - взвешивающий параметр переводящий фонды в среднегодовые.



В свою очередь прирост, основных производственных фондов в t-м году зависит от объемов  капитальных вложений за ряд предшествующих лет. X. Модель спроса и потребления  населения. Динамику спроса и потребления  населения республики определяют в  модели шесть основных факторов: X1- уровень денежных доходов населения; х2 -уровень розничных цен на отдельные товары; х3 - объем натуральных поступлений по некоторым продовольственным товарам; х4 - объем реализации некоторых продовольственных товаров на колхозном рынке; х5 - показатель роста удельного веса населения; Х6 - фактор времени. Последний фактор включен в модель для исключения влияния автокорреляции. Объем потребления населением i-го товара определяется по модели:



 


 

Таким образом, на каждом уровне используется свой модельный аппарат. Верхний  уровень характеризуется наибольшим разнообразием используемых моделей. Второй и третий уровни используют более сложные модели и описываются  большим количеством переменных.


 

1. Парсаданов Г.А. Прогнозирование национальной экономики. М.: Финстатинформ, 1999.

2. Попов В.А. Прогнозирование национальной экономики. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1997.

3. Петраков Н.Я., Иоффе В.М. Модели социально-экономического прогнозирования Японии. М.: Наука, 1975.

4. Шибалкин О.Ю. Проблемы и методы построения сценариев социально-экономического развития. - М.: Наука, 1992.

5. Федоров Н.В., Кураков Л.П. Прогнозирование социально-экономического развития регионов Российской Федерации. М.: Пресс-сервис, 1998.

6. М. К. Уандыкова  Системы экономического управления, проблемы компьютеризации. -  Алматы: Наука и технология , 2004г

 

 

 

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ РЫНКОВ В УПРАВЛЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ  СИСТЕМАМИ И ПОДХОДЫ К ИХ МАТЕМАТИЧЕСКОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ

Рассмотрим основные функции  рынков, присущие социально- экономической системе страны. «В экономике под функцией понимается та роль, которую выполняет тот или иной элемент экономической системы и её организации как целого, или как экономическая деятельность, регулируемая определёнными экономическими законами». В нынешней экономике Казахстана основным регулятором экономики является рынки труда и капитала, товаров и услуг, денег и финансов.

Различают функции рынков  по управлению  совокупным спросом на все виды производственных ресурсов,   и их  предложениями. Различают также функцию менеджеров управления, хозяйствования, а также демографическую, экологическую и социально-бытовую функции государства. Рассмотрим эти функции в содержательном проявлении.

Функция совокупного  предложения выражает зависимость объема товаров и услуг от числа предприятий на рынке, их производственной мощности и финансовой стратегии.

Функция спроса характеризует зависимость платёжеспособности всех субъектов рынка (домохозяйства, предприятия, государственные и муниципальные институты) от уровня их доходов и цен.

Относительно новой  функцией выступает активность, которая является функцией от трудовой активности населения, его мотивации и ориентирования. Она выражает зависимость трудовой активности населения от его «социального характера». В этом качестве данная функция принимает вид целесообразной деятельности по преобразованию экономического пространства и условий хозяйственной деятельности.

Важной функцией экономики  является специализация, которая выступает в форме как внутренней, так и внешней функции. В первом случае внутренняя функция выражается в приоритетном развитии какой-либо одной или нескольких отраслей экономики системы, имеющей доминирующее значение в хозяйственном комплексе. Внешняя специализация определяется тем объемом и структурой производства и услуг, которые пойдут не только на удовлетворение внутренних потребностей, но и на их реализацию вне экономической системы.

Одной из наиболее важных общих функций экономики системы является функция управления, главной задачей которой является воспроизводство социально-экономической системы. Экономическая система имеет в этом смысле четыре функции: адаптивную, целедостигающую, интегративную и функцию регулирования скрытых направлений системы. Их реализация осуществляется посредством планирования, организации, учета, контроля и регулирования.

К частным функциям экономики следует отнести её хозяйственную функцию, которая своим воздействием должна обеспечить достижение устойчивого экономического роста, эффективное использование производственного и научного потенциала, создание в регионе необходимой рыночной конъюнктуры и конкуренции, а также его инвестиционной привлекательности.

Демографическая функция экономики включает обеспечение полной занятости населения, активизацию социальных факторов, влияющих на естественный прирост, воспроизводство населения и формирование трудового потенциала.

В экологическую функцию экономики входит решение проблем, связанных с утилизацией отходов, снижением материалоемкости производства, очисткой сточных вод и т.д. Целью функции экологизации производства является согласование естественных воспроизводственных циклов биосферы и экономических циклов воспроизводства.

К социально-бытовой функции можно отнести жилищное строительство.

Теперь рассмотрим роль и место рынка в социально-экономической  системе. Выше, в главе 1 (1.4.) дано определение социально-экономической системы страны (СЭС) и ее особенности. Одной из ее составляющих является экономическая система страны, в нашем случае – развивающаяся рыночная экономика. Система управления такой СЭС в общем виде может быть представлена как показано на рисунке 2.1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Важнейшая из функций рынка  – образование цены, это установление равновесия между разнообразными товарами, в соответствии так называемыми теоретическими рыночными ценами. Реальные цены отличаются от теоретических по ряду случайных причин, но рынок действует в направлении равновесия, путем уравнивания цен на одинаковые товары, независимо от способа их получения. Однако, этого рода функция рынка весьма замедленна, в силу того, что рынки развивающихся экономик характеризуются функциональным несовершенством. Рынки товаров и факторов производства нередко плохо организованы, из-за перекосов в структуре цен к производителям и потребителям зачастую поступают экономические сигналы, как уже отмечалось, слабо отражающие реальную стоимость для общества товаров, услуг и ресурсов. Поэтому утверждается, что важную роль в интеграции рынков и структурировании цен должна принадлежать государству.

Степень эффективности  выполнения системами своих явных  функций зависит от ряда факторов: уровень развития хозяйственного комплекса; степень обеспеченности трудовыми ресурсами и уровень их квалификации; уникальные свойства района, имеющие ценность в масштабе региона и страны; степень обеспеченности ресурсами; социально-политическая стабильность. Перечисленные факторы не только определяют эффективность выполнения функций экономики системы, но и обеспечивают ее нормальное воспроизводство. Протекающим внутри экономических систем процессам присущи две основные черты: динамика и случайность, которые обуславливают необходимость исследования процессов как стохастических. При стохастическом моделировании, когда эффект любого изменения в подсистемах предсказан с неопределенностью, в уравнения модели должны включаться случайные переменные, которые позволят справиться с этой неопределенностью.

Взаимосвязь, как внутри экономических систем, так и между  системами, осуществляется посредством  экономических, политических, социальных, демографических, экологических и других процессов. Множественные связи систем носят вероятностный характер. К тому же "одна и та же причина при прочих равных условиях может производить различные следствия, и наоборот, одно и тоже следствие может порождаться различными причинами".  Поскольку наряду с причинно-следственными связями при анализе данных встречаются связи сопутствия типа "много следствий одной причины", "причины одних и тех же следствий", "мешанина следствий и причин", то применение таких методов анализа, как факторный анализ, метод главных компонент, каноническая корреляция, позволяют эти связи сопутствия уменьшать.

 

 

1. Парсаданов Г.А. Прогнозирование национальной экономики. М.: Финстатинформ, 1999.

2. Попов В.А. Прогнозирование национальной экономики. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1997.

3. Петраков Н.Я., Иоффе В.М. Модели социально-экономического прогнозирования Японии. М.: Наука, 1975.

4. Уандыкова М.К.Модель  и структура концепции системы  управления развитием  социально-экономической  системой страны. - Алматы: Вестник КазЭУ, №4 2006


Информация о работе Управление социально-экономической системой страны , математическое моделирование