Моделирование в управлении инновациями на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 01:11, статья

Краткое описание

Проблема повышения эффективности инноваций актуальна во всех сферах человеческой деятельности. Важность ее решения в теоретическом и практическом аспектах управления компанией обусловила появление инновационного менеджмента, позволяющего управлять развитием организации, осуществляемом на основе инноваций.
При организации управления инновационным процессом постоянно возникает необходимость использования методов научного исследования, позволяющих выявить объективную ценность новшества, определить степень его эффективности. Одним из таких методов научного исследования является моделирование.

Файлы: 1 файл

Моделирование в управлении инновациями на предприятии.rtf

— 536.25 Кб (Скачать)

Панин Дм. Н.

Нижегородский государственный

архитектурно-строительный университет,

г. Н. Новгород

МОДЕЛИРОВАНИЕ В УПРАВЛЕНИИ ИННОВАЦИЯМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Проблема повышения эффективности инноваций актуальна во всех сферах человеческой деятельности. Важность ее решения в теоретическом и практическом аспектах управления компанией обусловила появление инновационного менеджмента, позволяющего управлять развитием организации, осуществляемом на основе инноваций.

При организации управления инновационным процессом постоянно возникает необходимость использования методов научного исследования, позволяющих выявить объективную ценность новшества, определить степень его эффективности. Одним из таких методов научного исследования является моделирование. Прежде чем рассматривать процессную составляющую и типы моделей, характеризующих управление инновациями необходимо определить понятия модель, управление и моделирование.

Моделирование - это процесс создания и изучения моделей - мысленно представленных или материально реализованных систем, адекватно отображающих исследуемый предмет действительности и позволяющий получить о нем новую информацию.

Модель - образ некоторой системы, аналог (схема, структура, знаковая система) определенного фрагмента природной или социальной реальности, «заместитель» оригинала в познании и практике [1]. Степень детализации модели и количество ее элементов могут быть различными в зависимости от преследуемых целей.

Управление (как процесс) - система управленческих действий, обеспечивающих достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на «входе» в продукцию на «выходе».

Необходимость моделирования в управлении инновациями обусловлена тем, что многие организационно-управленческие ситуации являются сложными для оценивания и прогнозирования с помощью других методов, а негативные последствия в случае принятия ошибочного решения велики, чтобы осуществлять преобразования без предварительного моделирования состояний и процессов, связанных с этими преобразованиями.

В процессе управленческого моделирования выделяются следующие технологические этапы [1; с. 75-76]:

  1. постановка задачи, для решения которой создается модель;
  2. построение модели, которое начинается с определения главной цели модели, а также «входа» (необходимых данных, ресурсов, условий, допущений) и «выхода» (желаемого или реально достигнутого результата);
  3. проверка модели на достоверность (определение степени соответствия модели реальному объекту и ее ценности для управления объектом, процессом его формирования и развития);
  4. применение модели;
  5. обновление модели.

Классификация моделей управления нововведениями представлена широким спектром структур управления процессом внедрения инноваций. В качестве одной из наиболее эффективных моделей процесса управления нововведениями следует выделить модель Уилрайта-Кларка. Данная модель сфокусирована на процессе отбора (скрининга) инновационных идей [4]. Модель описывает процесс движения от большого количества незрелых идей к ограниченному числу многообещающих вариантов продукции (рис. 1). Эта модель характерна для больших технологически интенсивных фирм, в которых различные идеи конкурируют за ресурсы внутри организации. «Воронка» представляет собой набор фундаментальных действий, характерных для успешного инновационного процесса, природа которого определяется тем, как организация идентифицирует, каждый проект.

Рис. 1. Модель управления инновационным процессом Уилрайта-Кларка.

 В эффективном управлении «воронкой» разработки для любой организации существуют две важнейшие проблемы: расширить вход «воронки» и сузить ее «горловину». Чтобы выполнить первую задачу, организация должна расширить свою базу знаний и доступ к информации, необходимых для генерирования новых идей о продуктах. Для сужения горловины требуются эффективный процесс отбора идей, соответствующий ресурсам и стратегическим целям компании, а также фокус на наиболее привлекательных идеях.

Диффузитивная составляющая процесса управления инновациями наиболее наглядно представлена в интегрированной модели Росвелла (рис. 2). Инновационный процесс в модели Росвелла является  не только межфункциональным, но также носит мультиинституциональный характер.

Рис. 2. Диффузитивная модель Росвелла

Он отражает взаимодействие основных институтов (сама компания, ее поставщики, конкуренты, потребители), результатом которого становится инновация. Система «новатор» включает весь персонал и факторы производства, которые непосредственно принимают участие в исследовании, разработке и освоении новой технологии. С другой стороны, эта система является частью более обширной системы - организации, которая может быть отождествлена в целом с предприятием, к которому относятся участники процесса нововведения. Организация, в свою очередь, является частью еще более обширной системы, т. е. элементом совокупности внешних факторов - политических, природных и социальных.

Исследование возможностей моделирования в инновационном менеджменте позволяет сделать следующие выводы [5; с. 120]:

1) технология управленческого моделирования позволяет эффективно решать задачу оптимизации процесса создания и изучения моделей управления инновациями;

2) прогностическая ценность моделирования обуславливается необходимостью его использования в инновационном менеджменте как инструмента, помогающего минимизировать риски;

3) возможность моделирования различных объектов, процессов и состояний создает предпосылку для адаптивного управления инновациями в современной организации, с учетом специфики конкретной фирмы.

Список использованной литературы:

1. Басовский, Л. Е. Менеджмент: учебное пособие: Л. Е. Басовский - М.: ИНФРА-М, 2009 г. - 216 с.

2. Бовин, А. А. Управление инновациями в организации: учебное пособие: А. А. Бовин, Л. Е. Чередникова, В. А. Якимович - М.: Омега-Л,

2012 г. - 415 с.

3. Вертакова, Ю. В. Управление инновациями: теория и практика: учебное пособие: Ю. В. Вертакова, Е. С. Симоненко - М.: Эксмо, 2010 г. - 432 с.

4. Сурин, А. В. Инновационный менеджмент: А. В. Сурин, О. П. Молчанова - М.: «ИНФРА-М», 2008 г. - 366 с.

5. Тычинский, А. В. Управление инновационной деятельностью компаний: 
современные подходы, алгоритмы, опыт: А. В. Тычинский - М.: «ТГРУ», 2012 г. - 329 с.


Информация о работе Моделирование в управлении инновациями на предприятии