Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 12:53, курсовая работа
В соответствии с заданием в курсовой работе, разработана математическая модель системы управления. Машинная модель реализована в программном средстве Matlab 7 в пакете Simulink. При моделировании использовался метод численного интегрирования Рунге – Кутта четвертого порядка с постоянным шагом интегрирования 0,0001 секунды.
В результате исследований, с использованием машинной модели, выбраны значения коэффициентов Kрп = 2,2 , Крс = 125, Кос=1, Трс=0,05 с, Тс = 0,002с.
При таких значениях параметров обеспечиваются следующие характеристики:
Время t при отработке φ*з = 20 мрад составляет 0,25 секунды;
Ошибка ɛ = 0,0002 рад;
Время t при отработке φ*з = 90° составляет 5,5 секунд;
Ошибка ɛ=0,0003 рад;
Перерегулирование отсутствует в двух случаях.
Все показатели удовлетворяют требованиям к системе.
Задание................................................................................................................. 3
1 Разработка математической модели системы управления .........................6
1.1 Математическая модель электронно-вычислительной машины .............6
1.2 Математическая модель цифро-аналогового преобразователя.................8
1.3 Математическая модель усилителя мощности……………………….….9
1.4 Математическая модель исполнительного двигателя .............................10
1.5 Математическая модель механической передачи.....................................13
1.6 Математическая модель приборного редуктора………………………...16
1.7 Математическая модель тахогенератора....................................................17
1.8 Математическая модель согласующего усилителя..................................18
1.9 Математическая модель аналого-цифрового преобразователя………..19
1.10 Математическая модель цифрового датчика угла ..................................20
1.11 Математическая модель системы управления ........................................21
2 Разработка машинной модели.......................................................................23
3 Результаты математического моделирования .............................................27
Заключение ........................................................................................................31
Содержание
Задание.......................
1 Разработка математической модели системы управления .........................6
1.1 Математическая модель электронно-вычислительной машины .............6
1.2 Математическая модель цифро-аналогового преобразователя...............
1.3 Математическая модель усилителя мощности……………………….….9
1.4 Математическая модель исполнительного
двигателя .............................
1.5 Математическая модель механической передачи......................
1.6 Математическая модель приборного редуктора………………………...16
1.7 Математическая модель тахогенератора................
1.8 Математическая модель согласующего усилителя.....................
1.9 Математическая модель аналого-цифрового преобразователя………..19
1.10 Математическая
модель цифрового датчика угла ..............................
1.11 Математическая модель системы управления ..............................
2 Разработка машинной модели........................
3 Результаты математического моделирования ..............................
Заключение ..............................
Задание
Моделирование системы управления углом поворота инерционного объекта
Рисунок 1 – Функциональная схема
На рисунке 1 имеются обозначения:
ЭВМ – электронно-вычислительная машина;
ЦАП – цифро-аналоговый преобразователь;
УМ – усилитель мощности;
ИД – исполнительный двигатель;
P – редуктор;
ОУ – объект управления;
ПР – приборный редуктор;
ТГ – тахогенератор;
СУ – согласующий усилитель;
АЦП – аналого-цифровой преобразователь;
ЦДУ – цифровой датчик угла.
Рисунок 2 - Алгоритм работы ЭВМ
На рисунке 2 имеются обозначения:
KРП – коэффициент передачи регулятора положения;
Kос – коэффициент обратной связи;
KРС – коэффициент передачи регулятора скорости ИД;
Upm – максимальное выходное напряжение регуляторов;
TРС – постоянная времени регулятора скорости ИД;
φ*з – цифровое представление сигнала заданного угла поворота;
φ* - цифровое представление сигнала угла поворота ОУ;
U*упр – цифровое представление сигнала управления.
Число разрядов ЦДУ n0=16.
Число разрядов ЦАП nЦАП=12,
максимальное выходное напряжение ЦАП UЦАП m=10В.
Число разрядов АЦП nАЦП=12,
максимальное входное напряжение АЦП UАЦП m=10В.
Уровень ограничения сигнала управления U* p m определяется по выражению:
Up m = Uцап m /Kцап, где Uцап m – максимальное выходное напряжение ЦАП;
Kцап – крутизна ЦАП.
В качестве ИД используется электродвигатель постоянного тока с
возбуждением от постоянных магнитов.
Приборный редуктор ПР считать абсолютно жестким и безлюфтовым.
Крутизна тахогенератора ТГ KТГ=5 мВ*мин/об.
Уровень ограничения выходного сигнала регулятора положения Uпm
определить по выражению: ,
где - передаточное отношение приборного редуктора;
- номинальная скорость вращения ИД, рад/с.Исходные данные приведены в таблице 1
Таблица 1
Период квантования в контуре регулирования положения Т0 , с |
Ряд значений периода квантования в контуре регулирования скорости ИД Тс ,с |
УМ | |
Кум |
Uум max,В | ||
0,04 |
0,04; 0,02; 0,01; 0,005; 0,002; 0,001 |
4 |
36 |
Продолжение таблицы 1
ИД |
| |||||||||
Uном, В |
Iном, А |
nном, об/мин |
Mном, Н*м |
JД, кг*м2 |
i |
ηпх |
ηох |
∆, рад |
с, Н*м/рад |
σ |
36 |
10 |
3000 |
0,8 |
6,4*10-5 |
1500 |
0,76 |
0,7 |
0,001 |
1*105 |
1,2 |
Окончание таблицы 1
ПР |
ОУ | ||
iпр |
JН, кг*м2 |
Mтр, Н*м |
Mну, Н*м |
1 |
120 |
100 |
700 |
1. Определить значения Kрп, Крс, Кос,Трс, периода квантования Тс сигналов управления в контуре регулирования скорости ИД (значения периода квантования Тс выбирают из ряда, приведенного в таблице задания), при которых обеспечиваются следующие характеристики:
- время отработки заданного угла φ*з =20 мрад до ошибки не более
0,5 мрад - не более 2 с;
- время отработки угла φ*з = 90° до ошибки не более 0,5 мрад – не более с, где i - передаточное число редуктора;
- перерегулирование при отработке заданных углов φ*з = 20 мрад – не более 4 мрад, при отработке φ*з = 90° - не более 20 мрад.2. Исследовать влияние периода квантования Тс сигналов управления в контуре регулирования на показатели качества переходного процесса.
1 Разработка математической модели системы управления
1.1 Математическая модель электронно-вычислительной машины
Структурная схема ЭВМ представлена на рисунке 3
Рисунок 3 - Структурная схема ЭВМ
На рисунке 3 имеются обозначения:
φз - заданный угол поворота ОУ;
T0 – период квантования ЭВМ;
φ* - цифровое представление сигнала угла поворота ОУ;
KРП – коэффициент передачи регулятора положения;
Kос – коэффициент обратной связи;
KРС – коэффициент передачи регулятора скорости ИД;
Upm – максимальное выходное напряжение регуляторов;
TРС – постоянная времени регулятора скорости ИД;
U* упр – цифровое представление сигнала управления.
Величина младшего разряда ЭВМ
где - максимальное значение угла поворота;
n0 = 16– число разрядов ЭВМ.
Задаётся диапазон изменения регулируемой величины ,
тогда
рад
1.2 Математическая модель цифро-аналогового преобразователя
Структурная схема ЦАП представлена на рисунке 4
Рисунок 4 – Структурная схема ЦАП
На рисунке 4 имеются обозначения:
δцап – величина единицы младшего разряда ЦАП;
Kцап – крутизна ЦАП;
Uцап max – максимальное выходное напряжение ЦАП;
T0 – период квантования.
Рассчитаем параметры ЦАП.
Величина младшего разряда ЦАП
δцап =δ0, рад
δцап = 0,000096 рад
Крутизна ЦАП , В/рад, вычисляется по формуле
Уровень ограничения сигнала управления Up m, рад, определяется по формуле
где Uцап m – максимальное выходное напряжение ЦАП;
Kцап – крутизна ЦАП.
Up m = 10/50,8 = 0,19 рад .
1.3 Математическая модель усилителя мощности
Математическую модель усилителя мощности можно представить в виде следующей структурной схемы, изображенной на рисунке 5
Рисунок 5 – Структурная схема усилителя мощности
На рисунке 5 имеются обозначения:
Кум - коэффициент передачи усилителя мощности;
Uум max - максимальное выходное напряжение усилителя мощности, В;
Uя - выходное напряжение усилителя мощности, В.
1.4 Математическая модель исполнительного двигателя
Математическая модель двигателя постоянного тока с независимым возбуждением без компенсационной обмотки с одной парой полюсов описывается следующими дифференциальными уравнениями:
1.Уравнение напряжений для цепи якоря двигателя рассчитывается по формуле
,
где - напряжение на якоре двигателя, В;
- сопротивление якоря, Ом;
- ток якоря, А;
- скорость вращения двигателя, рад/с;
- коэффициент противо-ЭДС, В·с/рад.
2.Уравнение моментов на валу двигателя рассчитывается по формуле
,
где - момент инерции ротора исполнительного двигателя с учётом привёденного к его валу момента инерции вращающихся частей редуктора, кг·м2;
- момент нагрузки на валу двигателя, Н·м;
- момент двигателя, Н·м.
3.Момент двигателя определяется по формуле
Mд = смiя,
где см - коэффициент момента, Н·м/А;
iя - ток якоря, А.
Рисунок 6 - Структурная схема исполнительного двигателя
Рассчитаем параметры математической модели ИД.
Номинальная скорость вращения ИД Ωид ном, рад/с, рассчитывается по формуле
Ωид ном = π∙n/30,
где n- число оборотов ИД, об/мин.
Ωид ном = 3,14*3000/30 =314 рад/с.
Коэффициент момента
см = Mном/Iя ном ,
где Mном - номинальный момент на валу двигателя, Н·м;
Iя ном - номинальный
ток якоря, А.
см = 0,8/10 = 0,08 ,
се = см = 0,08 .
Сопротивление якоря ИД Rя, Ом, можно найти из уравнения
= Lя + Rя * +
в установившемся режиме , тогда
Rя =
где - номинальное напряжение якоря, В;
- коэффициент противо-ЭДС, В·с/рад;
- номинальная скорость вращения ИД, рад/с.
Rя = Ом.
Индуктивность якоря Lя, Гн можно приближённо определить по формуле
Lя ≈ ,
где сх= 0,4 – коэффициент для машин без компенсационной обмотки;
p =1 – число пар полюсов.
Lя =
Момент инерции якоря исполнительного двигателя JИД, кг∙м2 с учётом привёденного к его валу момента инерции вращающихся частей рассчитывается по формуле
Jид = σ∙ JД ,
где σ – коэффициент, учитывающий момент инерции вращающихся частей редуктора;
JД – собственный момент инерции ротора двигателя, кг·м2.
Jид = 1,2*6,4*10-5 = 7,7*10-5 кг∙м2 .
1.5 Математическая модель механической передачи
При моделировании, механическая передача представляется в виде системы, состоящей из двух сосредоточенных масс, разделённых идеальным редуктором, элементом с люфтом и упругим элементом.
Механическая передача описывается следующими уравнениями:
1 Уравнение величины упругой деформации:
где δ(t) – величина упругой деформации (угол деформации), рад;
φИД – угол поворота вала ИД, рад;
φН – угол поворота нагрузки, рад;
∆ – величина люфта (приведённого к выходному валу), рад.
2 Уравнение момента, передаваемого механической передачей:
где Mмп(t) – момент, передаваемый механической передачей, Н·м;
с – жесткость редуктора, Н·м/рад;
b – коэффициент демпфирования редуктора, Н·м·с/рад.
3 Уравнение моментов на валу нагрузки:
,
где Mн(t) – момент нагрузки, Н·м;
Ωн(t) – скорость вращения нагрузки, рад/с;
Jн – момент инерции нагрузки, кг·м2.
,
где Mтр(t) – момент трения, Н·м;
Информация о работе Моделирование системы управления углом поворота инерционного объекта