Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 12:53, курсовая работа
В соответствии с заданием в курсовой работе, разработана математическая модель системы управления. Машинная модель реализована в программном средстве Matlab 7 в пакете Simulink. При моделировании использовался метод численного интегрирования Рунге – Кутта четвертого порядка с постоянным шагом интегрирования 0,0001 секунды.
В результате исследований, с использованием машинной модели, выбраны значения коэффициентов Kрп = 2,2 , Крс = 125, Кос=1, Трс=0,05 с, Тс = 0,002с.
При таких значениях параметров обеспечиваются следующие характеристики:
Время t при отработке φ*з = 20 мрад составляет 0,25 секунды;
Ошибка ɛ = 0,0002 рад;
Время t при отработке φ*з = 90° составляет 5,5 секунд;
Ошибка ɛ=0,0003 рад;
Перерегулирование отсутствует в двух случаях.
Все показатели удовлетворяют требованиям к системе.
Задание................................................................................................................. 3
1 Разработка математической модели системы управления .........................6
1.1 Математическая модель электронно-вычислительной машины .............6
1.2 Математическая модель цифро-аналогового преобразователя.................8
1.3 Математическая модель усилителя мощности……………………….….9
1.4 Математическая модель исполнительного двигателя .............................10
1.5 Математическая модель механической передачи.....................................13
1.6 Математическая модель приборного редуктора………………………...16
1.7 Математическая модель тахогенератора....................................................17
1.8 Математическая модель согласующего усилителя..................................18
1.9 Математическая модель аналого-цифрового преобразователя………..19
1.10 Математическая модель цифрового датчика угла ..................................20
1.11 Математическая модель системы управления ........................................21
2 Разработка машинной модели.......................................................................23
3 Результаты математического моделирования .............................................27
Заключение ........................................................................................................31
Mну(t) – момент неуравновешенности нагрузки, Н·м.
4 Уравнение момента нагрузки, приведенного к валу ИД
где MнИД(t) – момент нагрузки, приведённый к валу ИД, Н·м;
i - передаточное число силового редуктора;
Ωид(t) – скорость вращения ИД, рад/с;
ηпх – КПД прямого хода;
ηох – КПД обратного хода.
Рисунок 7 - Структурная схема редуктора
Коэффициент демпфирования b, Н∙м/рад, рассчитывается по формуле
,
где = - коэффициент демпфирования;
- жесткость редуктора, Н·м/рад;
- момент инерции нагрузки, кг·м2 .
b = 2*0,25* Н∙м/рад
1.6 Математическая модель приборного редуктора
Математическую модель приборного редуктора можно представить в виде следующей структурной схемы, изображенной на рисунке 8
Рисунок 8 - Структурная схема приборного редуктора
Параметры математической модели приборного редуктора.
Коэффициент передачи приборного редуктора
,
где iпр- передаточное отношение приборного редуктора;
ΩТГ - входная скорость тахогенератора, рад/с;
ΩИД – скорость ИД, рад/с.
Кпр =
1.7 Математическая модель тахогенератора
Структурная схема ТГ изображена на рисунке 9
Рисунок 9 – Структурная схема ТГ
На рисунке 9 имеются обозначения:
ΩТГ – скорость на валу ТГ, рад/с;
UТГ – выходное напряжение ТГ, В.
Крутизна ТГ:
Определяем максимальное выходное напряжение тахогенератора с учетом возможности превышения номинальной скорости вращения вала двигателя в переходных процессах по следующей формуле
где - максимальное выходное напряжение,В;
Ктг – крутизна тахогенератора, В∙с/рад;
Ωном - номинальная угловая скорость вращения вала двигателя, рад/с;
iпр – передаточное число приборного редуктора.
1.8 Математическая модель согласующего усилителя
Математическую модель согласующего усилителя можно представить в виде следующей структурной схемы, изображенной на рисунке 10
Рисунок 10 - Структурная схема согласующего усилителя
Коэффициент передачи согласующего усилителя Kсу рассчитывается по формуле:
,
где Uвх ацп – максимальное входное напряжение АЦП, В;
Uтг max - максимальное выходное напряжение тахогенератора, В.
= 0.44
1.9 Математическая модель АЦП
Математическую модель АЦП можно представить в виде следующей структурной схемы, изображенной на рисунке 11
Рисунок 11 - Структурная схема АЦП
На рисунке 11 имеются обозначения:
Uвх ацп – максимальное входное напряжение АЦП, В;
Кацп – крутизна АЦП,
δацп – величина единицы младшего разряда.
Рассчитаем параметры математической модели АЦП.
Величина младшего разряда АЦП
Крутизна АЦП
,
где Uвх ацп - максимальное входное напряжение АЦП,В;
nацп – число разрядов АЦП.
Кацп = = 0,02 рад/В
1.10 Математическая модель цифрового датчика угла
Математическая модель ЦДУ состоит из квантователя по уровню и квантователя по времени. Математическую модель усилителя мощности можно представить в виде следующей структурной схемы, изображенной на рисунке 12
Рисунок 12 – Структурная схема ЦДУ
На рисунке 5 имеются обозначения:
φ- угол поворота ОУ;
φ* - цифровое представление сигнала угла поворота ОУ;
δцду – величина единицы младшего разряда ЦДУ;
Т0 – период квантования.
Величина младшего разряда ЦДУ δцду , рад, рассчитывается по формуле
δ0 = δцду = 0,000096 рад
1.11 Математическая модель системы управления
Соединив математические модели элементов в соответствии с заданием, получаем математическую модель всей системы управления, структурная схема которой изображена на рисунке 13
2.Разработка машинной модели
Машинная модель системы управления выполнена с помощью программного средства Matlab 7 с использованием библиотеки пакета Simulink. При моделировании использовался метод численного интегрирования Рунге – Кутта четвертого порядка с постоянным шагом интегрирования 0,0001 с. Общая структурная схема и структурные схемы элементов представлены на рисунках 14 – 21.
Рисунок 14- Структурная схема машинной модели всей системы управления
Рисунок 15 – Структурная схема машинной модели ЭВМ
Рисунок 16 - Структурная схема машинной модели ЦАП
Рисунок 17 – Структурная схема машинной модели УМ
Рисунок 18- Структурная схема машинной модели ИД
Рисунок 19 – Структурная схема машинной модели редуктора
Рисунок 20 – Структурная схема машинной модели АЦП
Рисунок 21 – Структурная схема машинной модели ЦДУ
3. Результаты математического моделирования
Уровень ограничения выходного сигнала регулятора положения , определяется по выражению
Время отработки φ*з = 90 рассчитывается по формуле
, t =
В результате проведения математического моделирования и подбора неизвестных параметров были получены переходные процессы, изображенные на рисунках 22 - 27.
Рисунок 22 – График переходного процесса
при отработке φ*з = 20 мрад, при Тс = 0,002 с.
Рисунок 23– График переходного процесса
при отработке φ*з = 20 мрад, Тс = 0,002 секунды в увеличенном масштабе
Время переходного процесса t= 0,25с; перерегулирование =0, ɛ = 0,0002 рад. Полученные данные удовлетворяют требованиям технического задания.
Рисунок 24 - График переходного процесса
при отработке φ*з = 90, Тс =0,002
Время переходного процесса t= 5,5с., ошибка ɛ=0,0003 рад. Полученные данные удовлетворяют требованиям технического задания.
Исследуем систему при различных значениях периода квантования Тс.
Рисунок 25 – График переходного процесса
при отработке φз* = 20 мрад, Тс=0,001 с., увеличенный масштаб
Ошибка ɛ составляет 0,0003 рад.
Рисунок 26 - График переходного процесса
при отработке φ*з =20 мрад, Тс=0,01 с.
Ошибка ɛ=0,0004 рад.
Рисунок 27 – График переходного процесса
при отработке φ*з = 90, Тс =0,01 с.
Время переходного процесса t = 5 с., ошибка ɛ=0,0005 рад.
Из приведенных графиков видно, что период квантования Тс =0,002 секунды обеспечивает наилучшие показатели качества.
Рисунок 28 – График переходного процесса
при отработке φ*з = 90, Тс =0,01 с. в увеличенном масштабе
Время переходного процесса t = 5 с., ошибка ɛ=0,003 рад.
Из приведенных графиков видно, что период квантования Тс =0,002 секунды обеспечивает наилучшие показатели качества.
Заключение
В соответствии с заданием в курсовой работе, разработана математическая модель системы управления. Машинная модель реализована в программном средстве Matlab 7 в пакете Simulink. При моделировании использовался метод численного интегрирования Рунге – Кутта четвертого порядка с постоянным шагом интегрирования 0,0001 секунды.
В результате исследований, с использованием машинной модели, выбраны значения коэффициентов Kрп = 2,2 , Крс = 125, Кос=1, Трс=0,05 с, Тс = 0,002с.
При таких значениях параметров обеспечиваются следующие характеристики:
Время t при отработке φ*з = 20 мрад составляет 0,25 секунды;
Ошибка ɛ = 0,0002 рад;
Время t при отработке φ*з = 90 составляет 5,5 секунд;
Ошибка ɛ=0,0003 рад;
Перерегулирование отсутствует в двух случаях.
Все показатели удовлетворяют требованиям к системе.
ФГБОУ ВПО
«КОВРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
им. В.А. ДЕГТЯРЕВА»
Кафедра Приборостроения
Пояснительная записка к курсовой работе по дисциплине
«Моделирование систем»
на тему
«Моделирование системы управления углом поворота инерционного объекта»
Руководитель:
Исполнитель:
Ковров 2012
Информация о работе Моделирование системы управления углом поворота инерционного объекта