Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 09:59, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить особенности моделирования в управлении.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1. изучить литературу по данной проблеме;
2. определить сущность понятия процесса моделирования и классификацию моделей;
3. проанализировать модель организации как объекта управления;
4. рассмотреть особенности моделирования процессов управления.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ МОДЕЛИРОВАНИЯ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ……………………………………………………………5
1.1. Понятие процесса моделирования. Классификация моделей…….. …...5
1.2. Модель организации как объекта управления……………………. ……10
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ……….. ……………………………………………………..16
2.1. Словесные модели ………………………………………………………..16
2.2. Математическое моделирование …………………………………...........21
2.3. Практическая модель управления ……………………………………….25
2.4 Моделирование эффективной организационной структуры управления на примере предприятия «КамаЗ»………………………………………………29
Заключение …………………………………………………………………...34
Список использованной литературы ……………………………………
Ясно, что для решения той или иной задачи в рамках одной и той же принятой исследователем модели может быть предложено много методов.
Методологический анализ - первый этап моделирования процессов управления, да и вообще любого исследования. Он определяет исходные постановки для теоретической проработки, а потому во многом и успех всего исследования позволяет выделить наиболее перспективные методы. В
частности,
при вероятностно-
2.3. Практическая модель управления
В качестве примера конкретной модели процесса управления рассмотрим модель распределения времени между овладением знаниями и развитием умений.
Любое знание состоит частично из «информации» («чистое знание») и частично из «умения» («знаю как»). Умение - это мастерство, это способность использовать имеющиеся у вас сведения для достижения своих целей; умение можно еще охарактеризовать как совокупность определенных навыков, в конечном счете, умение - это способность методически работать. Пусть x(t) - объем сведений, накопленных учащимся к моменту времени t («чистое знание»), y(t) - объем накопленных умений: умений рассуждать, решать задачи, разбираться в излагаемом преподавателем материале; u(t) - доля времени, отведенного на накопление знаний в промежутке времени t( t+dt).
Естественно считать, что увеличение x(t+dt) - x(t) объема знаний учащегося пропорционально потраченному на это времени u(t)dt и накопленным умениям y(t). Следовательно, (1)где коэффициент k1 > 0 зависит от индивидуальных особенностей учащегося.
-26-
Увеличение знаний за то же время пропорционально потраченному на это времени (1 - u(t))dt, имеющимся умениям y(t) и знаниям x(t).
Следовательно, (2) коэффициент k2 > 0 также зависит от индивидуальности. Учащийся тем быстрее приобретает умения, чем больше он уже знает и умеет. Тем быстрее усваивает знания, чем больше умеет. Но нельзя считать, что чем больше он запомнил, тем быстрее запоминает. На правую часть уравнения (1) влияют только приобретенные в прошлом
активные знания, примененные при решении задач и перешедшие в умения. Отметим, что модель (1) - (2) имеет смысл применять на таких интервалах
времени, чтобы, например, пять минут можно было считать бесконечно малой величиной. 25
Можно управлять процессом обучения, выбирая при каждом t значение функции u(t) из отрезка [0; 1]. Рассмотрим две задачи.
1.
Как возможно быстрее
2. Как быстрее достичь заданного объема знаний, т.е. выйти на прямую x = x1?
Двойственная задача: за заданное время достигнуть как можно большего объема знаний. Оптимальные траектории движения для второй задачи и двойственной к ней совпадают (двойственность понимается в обычном для математического программирования смысле).
С помощью замены переменных z = k2x, w = k1k2y перейдем от системы (1) - (2) к более простой системе дифференциальных уравнений, не содержащей неизвестных коэффициентов: (3)(Описанная линейная замена переменных эквивалентна переходу к другим единицам измерения знаний и умений, своим для каждого учащегося.) Решения задач 1 и 2, т.е. наилучший вид управления u(t), находятся с помощью математических методов
-27-
оптимального управления, а именно, с помощью принципа максимума Л.С.Понтрягина. В задаче 1 для системы (3) из этого принципа следует, что быстрейшее движение может происходить либо по горизонтальным (u = 1) и вертикальным (u = 0) прямым, либо по особому решению - параболе w = z2 (u = 1/3). При движение начинается по вертикальной прямой, при - по горизонтальной, при - по параболе. По каждой из областей {z2 > w} и {z2 <
w} проходит не более одного вертикального и одного горизонтального отрезка оптимальной траектории.
Используя теорему о регулярном синтезе, можно показать, что оптимальная траектория выглядит следующим образом. Сначала надо выйти на «магистраль» - добраться до параболы w = z2 по вертикальной (u = 0) или горизонтальной (u = 1) прямой. Затем пройти основную часть пути по магистрали (u = 1/3). Если конечная точка лежит под параболой, добраться донее по горизонтали, сойдя с магистрали. Если она лежит над параболой, заключительный участок траектории является вертикальным отрезком. В частности, в случае оптимальная траектория такова. Сначала надо выйти на магистраль - добраться по вертикальной (u = 0) прямой до параболы. Затем двигаться по магистрали (u = 1/3) от точки до точки . Наконец, по горизонтали (u = 1) выйти в конечную точку.26
В
задаче 2 из семейства оптимальных
траекторий, ведущих из начальной
точки (z0; w0) в точки луча (z1; w1),
w0 < w1 < +?, выбирается траектория, требующая
минимального времени. При z1 < 2z0 оптимально
w1 = z0 (z1 - z0),
траектория состоит из вертикального
и горизонтального отрезков. При z1
> 2z0 оптимально , траектория проходит
по магистрали w = z2
от точки до точки . Чем большим объемом
знаний z1 надо овладеть,
тем
-28-
большую долю времени надо двигаться по магистрали, отдавая при этом 2/3 времени увеличению умений и 1/3 времени - накоплению знаний. 27
Полученное
для основного участка
времени (1/3), идущей на повышение знаний, и доли материала (1/2), излагаемого на заключительных лекциях (без проработки на семинарах).
При
движении по магистрали, т.е. в течение
основного периода учебного процесса,
оптимальное распределение
Таким образом, модель процесса управления обучением (1) - (2) позволила получить ряд практически полезных рекомендаций, в том числе выраженных в числовой форме. При этом не понадобилось уточнять способы измерения объемов знаний и умений, имеющихся у учащегося. Достаточно было согласиться с тем, что эти величины удовлетворяют качественным соотношениям, приводящим к уравнениям (1) и (2).
Выводы:
Для управленческой деятельности, особенно
в процессе принятия решений, наиболее
полезны модели, которые выражаются словами
-29-
или формулами,
алгоритмами и иными
Математическое
моделирование процессов
2. внутриматематическое изучение и решение этой задачи;
3. переход от математических выводов обратно к практической проблеме.30
2.4 Моделирование эффективной организационной структуры управления на примере предприятия «КамаЗ»
Для
того, чтобы в условиях товарно-денежных
отношений и регулируемого
Традиционно сложившиеся принципы формирования организационных структур, когда к субъекту управления отнесены подразделения,
-30-
занимающиеся
материально-техническим, ремонтным, транспортным
обеспечением, технической подготовкой
производства, сбытом и другими хозяйственными
и обеспечивающими основное производство
процессами, могли быть терпимы в
рамках командно-административных форм
управления. Ориентация же на усиление
экономических методов
Целью
деятельности предприятия является развитие
экономического потенциала страны и обеспечение
наиболее полного удовлетворения
-31-
растущих материальных и духовных потребностей людей. Для осуществления этой цели предприятие обеспечивает:
-
развитию и повышению
-
самоуправление трудового
В условиях планового социалистического общества железнодорожный, речной и другие виды транспорта образуют единую транспортную систему страны. Автомобильный транспорт - неотъемлемая часть этой системы.33
В настоящее время на автомобильном транспорте занято более 8 млн. чел. В 2000 г. объем перевозок грузов автомобильным транспортом страны составил 24 809 млн. т. (свыше 90 % перевозок грузов всеми видами транспорта), а грузооборот - 454 млрд. т км.
Однако быстрое развитие автомобильного транспорта началось только с 30-х годов, когда был начат массовый выпуск отечественных автомобилей. Это развитие продолжалось и в последующие годы.
Рост
автомобильного транспорта неразрывно
связан с развитием автомобильной
промышленности. До 1917 г. в России автомобильной
промышленности почти не было. Некоторых
успехов в ее развитие добились многие
заводы мира в том числе завод КАМАЗ. Всего
с 1908 до 1915 г. Им
-32-
было выпущено 120 автомобилей. Интенсивное развитие автомобильной промышленности относится к периоду1931-1932 гг. 34
Автомобиль КАМАЗ известен, пожалуй, всем. Машина эта стала легендарной - хотя и была создана уже в наше время.