Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 13:57, курсовая работа
В работе рассмотрена область применения компьютерного моделирования для изучения и прогнозирования процессов, протекающих в социально-политической сфере: это выявление реальных структурных элементов среды, влияющих на развитие политической ситуации, оценка возможных вариантов развития событий и риска в результате предполагаемых действий субъекта политики и его потенциальной социальной опоры, прогнозирование результатов выборов, внесение корректив в ход избирательной компании и т.п.
Введение……………………………………………………………………………………………………....3
1. Моделирование в политике………………………………………………………………….….4
1.1.Основные принципы моделирования систем управления……………………………………………………………………………………………………..7
2. Алгоритмы моделирования политических и социально-экономических процессов…………………………………………………………………………………………………….…9
3. Моделирование политических и социально-экономических процессов………………………………………………………………………………………………………12
4. Общая характеристика проблемы моделирования систем управления………………………………………………………………………………………………….…15
4.1. Цели моделирования систем управления……………………………………….……19
Заключение……………………………………………………………………………………………………21
Список литературы……………………………………………..............................................
Введение…………………………………………………………
1. Моделирование в политике………………
1.1.Основные принципы моделирования систем
управления……………………………………………………
2. Алгоритмы моделирования политических
и социально-экономических процессов………………………………………………………
3. Моделирование политических и
социально-экономических
4. Общая характеристика проблемы моделирования
систем управления……………………………………………………
4.1. Цели моделирования систем управления……………………………………….……19
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Сегодня, вероятно, уже нет нужды доказывать, что применение вычислительной техники в области принятия политических решений не просто полезно, но — в условиях информационного взрыва — крайне важно. Всем ясно, что компьютерные технологии дают возможность существенно повысить аналитический потенциал политиков при принятии ими решений за счет переработки «тонн словесной руды» и представления данных, поступающих из различных источников, в едином, удобном для восприятия и понимания виде. В настоящее время существует огромное множество компьютерных средств, предназначенных для аккумулирования информации о политических процессах, анализа и прогнозирования развития этих процессов, планирования политической деятельности, контроля за выполнением политических решений и т.п. Их использование позволяет автоматизировать проведение социологических и политологических исследований, компьютеризировать аналитическую деятельность, разработку вариантов политических и управленческих решений, моделирование их вероятных последствий, выбор окончательного решения и его оформление в виде документа. Компьютерные технологии дают возможность существенно повысить аналитический потенциал политиков при принятии ими решений за счет переработки представления данных, поступающих из различных источников, в едином, удобном для восприятия и понимания виде.
1. Моделирование в политике
Моделирование представляет собой
исследование каких-либо явлений, процессов
или систем объектов путем построения
и изучения их моделей; использование
моделей для определения или
уточнения характеристик и
Особое место в политологических исследованиях занимают математические модели, позволяющие придать этому виду гуманитарных исследований строгую форму, характерную для изысканий в области естественных наук. Математические модели можно условно подразделить на три взаимосвязанные группы: 1) детерминированные модели, представленные в форме уравнений и неравенств, описывающих поведение изучаемой системы; 2) модели оптимизации, содержащие выражение, которое надлежит максимизировать или минимизировать при определенных ограничениях; и, наконец, 3) вероятностные модели, которые также выражаются в форме уравнений и неравенств, но имеющие вероятностный смысл, т.е. поиск решения основан на максимизации среднего значения полезности. Разумеется, далеко не все политические проблемы могут быть представлены в математической форме. Так происходит, например, если структура проблемы слишком сложна и недостаточно осмыслена исследователем. Бывает также, что проблема ясна, но включает в себя неопределенность, а соответствующие вероятности не поддаются оценке. Кроме того, встречаются ситуации, когда рассматриваемое явление понятно эмпирически, однако его теоретическая структура неотчетлива, или когда структура проблемы хорошо известна и понятна, но сама проблема не имеет даже приблизительного математического решения. В последнем случае используются альтернативные модели, предусматривающие применение как строгих математических, так и нестрогих логических методов. По отношению к такого рода проблемам полностью справедливо заключение Саати о том, что «существует потребность в последовательной и универсальной логике и точных методах для оценки влияния той или иной политики на достижение поставленных целей. Нужно научиться ясно представлять сложные структуры, чтобы принимать правильные решения». Построение модели с использованием компьютерной техники содержит в себе четыре необходимых этапа. На первом формируется единое теоретическое представление об исследуемой системе – ее концептуальная модель. Построение концептуальной модели предполагает присвоение всем существенным для решения данной задачи компонентам системы соответствующих понятий, выявление и вербальное описание наиболее существенных факторов и показателей развития, зависимостей и закономерностей. На втором этапе описание концептуальной модели переводится на язык математических символов: создается математическая модель системы. Переложение математической модели на язык программирования, доступный ЭВМ, дает в руки исследователя компьютерную модель, позволяющую оперировать с цифровой эмпирической информацией. Наконец, вводя в математическую или компьютерную модели эмпирическую информацию об исследуемой системе, заменяя математические символы на количественные показатели, мы получаем информационную модель исследуемой системы. Она-то и дает возможность с той или иной степенью достоверности оценивать реальную ситуацию и прогнозировать ее последствия, иными словами – ставить эксперимент.
1.1.Основные принципы моделирования систем управления
Моделирование начинается с формирования
предмета исследований — системы
понятий, отражающей существенные для
моделирования характеристики объекта.
Эта задача является достаточно сложной,
что подтверждается различной интерпретацией
в научно-технической
2. Алгоритмы моделирования политических и социально-экономических процессов
Моделирование политических и социально-экономических
процессов предполагает определенный
алгоритм, или последовательность действий.
Один из вариантов такого алгоритма
предложен американским исследователем
Шродтом. Согласно Шродту, первый (индуктивный)
этап построения модели состоит в отборе
наблюдений, относящихся к тому процессу,
который предстоит моделировать. Иначе
говоря, речь идет о формулировании проблемы,
т.е. о принятии решения относительно того,
что следует учитывать, а чем стоит пренебречь.
Второй шаг заключается в переходе от
определения проблемы к построению неформальной
модели. Шродт определяет неформальную
модель как набор таких инструментов,
которые способны объяснить отобранные
наблюдения, но при этом определены недостаточно
строго, что не позволяет точно выявить
степень их логической взаимосвязанности.
Следующий этап — создание формальной
модели, отличающейся от неформальной
тем, что все допущения в ней представлены
в математической форме.Четвертый этап
— компьютерная обработка формальной
модели. Это — дедуктивная стадия моделирования,
заключающаяся в поиске нетривиальных
и непредвиденных выводов из правдоподобных
допущений. После ее завершения полученные
результаты снова подвергаются переводу
— на сей раз с языка математики на обычный
язык. Другой алгоритм моделирования разработан
в 1992 г. американским системным аналитиком
Дж.Проктором в ходе создания модели ORET.
Речь идет об исследовании «организма»
(O), имеющего систему связей (R) в заданной
среде (E) и во времени (T). На первом этапе
создания модели рассматривается исходная
конфигурация политического или социально-экономического
организма, определяется его сверхзадача,
а также текущее и прогнозируемое состояние
среды. Далее проверяется соответствие
сверхзадачи и среды. Если такое соответствие
отсутствует, уточняется формулировка
сверхзадачи; если же оно наличествует,
среда декомпозируется на элементы, выявляется
система связей через стратегические
цели и тактические задачи. Затем проводится
сопоставление элементов среды и системы
связей. Если элементы среды противоречат
отобранным связям, осуществляется повторная
проверка соответствия сверхзадачи и
среды. При отсутствии противоречия элементы
организма разбиваются на функциональные
группы. Между этими группами определяются
иерархические связи.
В сфере политического анализа применяются и более прагматичные подходы, основанные на использовании экспертных систем — компьютерных программ для специализированных, профессиональных предметных областей. Центральной задачей при создании подобных систем является выявление и воспроизведение знаний в соответствующих областях. Процедура решения этой задачи в области политического моделирования обычно бывает следующей. Сначала производится идентификация, т.е. выделение предметной области и конкретных тем, относящихся к рассматриваемой проблеме. Следующий этап — концептуализация, в ходе которой выявляются основные понятия, отношения и характер информационных потоков, необходимые для описания процесса принятия решения в данной предметной области. Выделяются также подзадачи, стратегии и ограничения. Далее выполняется формализация, связанная с отражением ключевых понятий в определенном формальном представлении, например, с помощью семантической шкалы, некоего искусственного языка или другим способом. Затем — этап реализации, когда формализованное знание комбинируется и реорганизуется для достижения совместимости с информационными потоками исследуемой проблемы. Среди отечественных разработок в области моделирования выделяются подходы Д. Гвишиани и В. Тихомирова. Предлагаемая последним процедура (положенная в основу методики, известной как «Колеса Тихомирова» ориентирована на исследование общественно-политической ситуации и формулировку стратегии политического поведения. При этом автор исходит из того, что одним из главных моментов системного анализа является определение общей проблемы, характеризующей ситуацию, и выбор среди нескольких возможных вариантов политических действий в рамках соответствующей стратегии. Все рассмотренные выше алгоритмы могут быть с успехом использованы при моделировании политического процесса в России. В то же время практика показывает, что необходим следующий, новый логический уровень, который более полно соответствовал бы задачам осмысления непростых процессов, происходящих в нашей стране. Россия находится на переходном этапе развития, когда политическая реальность одновременно определяется и новыми общественными явлениями, и далеко еще не преодоленным наследием прежнего строя, и потому требуются такие методики, которые позволяли бы не только учитывать текущее состояние политической системы, но и давать возможность ретроспективного анализа.
3. Моделирование политических и социально-экономических процессов
Первые попытки моделирования политических процессов начались практически сразу же после появления ЭВМ. Уже в начале 1950-х годов подобное моделирование осуществлялось рядом американских университетов и знаменитой «Rand Corporation» по заказу Пентагона и государственного департамента США. Изначально исследования в данном направлении имели строго секретный характер, однако весьма скоро накопленный в узких предметных областях опыт компьютерного моделирования стал открыто применяться в различного рода разработках как американских, так и европейских и японских ученых-политологов, которые постепенно расширяли спектр и сферу его использования. Среди многочисленных работ такого плана следует прежде всего отметить труды исследовательских центров «Young & Rubicam» (США), математического факультета Ланкастерского университета (Великобритания) и «Concorde» (Франция). Быстрому внедрению математического моделирования в политической науке способствовало широкое применение методов, отработанных ранее в экономике. Ведь связь политологии и экономики имеет давнюю традицию. Не случайно в основу многих политических решений кладутся результаты экономического анализа. К тому же, как справедливо отмечает Ф.А.Шродт, и экономические, и политические процессы включают в себя в качестве важной составляющей «рациональное» (т.е. целенаправленное) принятие решений в условиях неопределенности, конкретных ограничений и значительного соперничества. Именно из практики моделирования экономических процессов пришли в политологию, например, методы регрессионного, корреляционного и дисперсионного анализа. С течением времени значительные достижения в сфере моделирования политических процессов позволили политологам «отдать долги» экономистам. Отдельные приемы и методы, найденные в ходе политологических исследований, стали использоваться и в чисто экономическом анализе. Так, ни одно серьезное исследование в области маркетинга и рекламы не обходится сегодня без учета расстановки социально-экономических и политических сил. За первыми попытками практического применения компьютерных моделей в сфере политологического анализа последовало серьезное теоретическое и методологическое осмысление моделирования в гуманитарной области. Начали появляться отдельные исследования, а затем и обобщающие монографии по данной проблематике. Среди таких монографий особого внимания, как представляется, заслуживают работы американских ученых Т. Саати и Дж. Проктора, где рассматриваются проблемы формирования принципов и подходов к исследованию социосистем методом анализа иерархических структур и средствами организационной психологии, а также предлагаются и обосновываются методы решения системных задач, в т.ч. социально-экономических и общественно-политических, базирующиеся на обработке экспертной информации. В последние годы российские политологи получили широкие возможности для ознакомления с достижениями своих зарубежных коллег. Так, например, недавно вышел в свет перевод книги Дж. Б. Мангейма и Р.К. Рича, посвященной моделированию в политической области. Наибольший интерес вызывают глава «Математическое моделирование», написанная Ф.А. Шродтом, и главы, посвященные компьютерной обработке данных.