Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 23:42, курсовая работа
Предметом данной работы является разработка миссии и целей организации, а так же анализ уже сформулированных принципов работы.
Главная цель данной работы - изучить миссию и цели туристического агентства ЧУП «Горизонт-Тур».
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать задачи курсовой работы:
- дать определение миссии и определить ее роль в стратегическом управлении предприятием;
- изучить цели организации, их классификацию;
- рассмотреть свойства и требования, предъявляемые к целям организации, определить их свойства;
- рассмотреть разработку миссии туристического агентства ЧУП «Горизонт-Тур».
1.3 Цели организации и их классификация
Общая цель организации образует фундамент для установления ключевых целей и разработки стратегии развития по таким важнейшим функциональным подсистемам организации, как маркетинг, производство, научно-исследовательские работы, персонал, финансы. Каждая из этих подсистем реализует свои цели, логически вытекающие из миссии как общей цели организации.
Так, маркетинг направляет свою деятельность на создание спроса, и поэтому его целями являются определение потребности населения и производства в продукции и услугах предприятия, разработка и спецификация параметров новой продукции.
Кроме того, предприятием должна быть тщательно изучена ситуация на уже освоенных и новых рынках. Поэтому работу должны выполнять специалисты по исследованию рынка, по прогнозированию и планированию, владеющие соответствующей информацией и методами разработки целевых моделей [5, c.98].
Цели подсистемы «Персонал» направлены
на работу с трудовым коллективом, включая
наем, расстановку, обучение, продвижение
и оплату труда работников предприятия.
Важнейшей целью этой подсистемы
является обеспечение высокой
Деятельность менеджеров носит многоцелевой характер. Наряду со стратегическими целями и задачами им приходится решать огромное количество текущих и оперативных [5, c.117].
Таблица 1.1 – Примеры ключевых целей организации
Функциональная подсистема |
Ключевая цель |
Маркетинг |
Выйти на первое место по продаже продукции (определенного вида) на рынке |
Производство |
Достичь наивысшей производительности труда при производстве всех (или определенных) видов продукции |
Научно-исследовательские разработки (инновации) |
Завоевать лидерские позиции по вводу новых видов продукции (услуг), используя на исследования и разработки определенный процент доходов от объема реализации (продаж) |
Финансы |
Сохранять и поддерживать на необходимом уровне все виды финансовых ресурсов |
Персонал |
Обеспечить условия, необходимые для развития творческого потенциала работников и повышения уровня удовлетворенности и заинтересованности в работе |
Менеджмент |
Определить критические
области управленческого |
Примечание – Источник: [5]
В таблице приведен пример тех ключевых целей, которые могут быть поставлены перед каждой подсистемой. В реальных условиях эти цели должны быть конкретизированы и количественно измерены с помощью соответствующих показателей. Нетрудно видеть, что указанные подсистемы – это направления управленческой деятельности.
Наряду с регулярно
Таблица 1.2 – Классификация целей менеджмента
Критерии классификации |
Группы целей | |
Период установления |
Стратегические Тактические |
Оперативные |
Содержание |
Экономические Организационные Научные |
Социальные Технические Политические |
Структурные |
Маркетинговые Инновационные Кадровые |
Производственные Финансовые Административные |
Среда |
Внутренние |
Внешние |
Приоритетность |
Особо приоритетные Приоритетные |
Прочие |
Измеримость |
Количественные |
Качественные |
Повторяемость |
Постоянные |
Разовые |
Иерархия |
Организации |
Подразделений |
Стадии жизненного цикла |
Проектирование Рост объекта |
Зрелость объекта Завершение жизненного цикла объекта |
Примечание – Источник: [5]
Количество и разнообразие целей и задач менеджмента настолько велики, что без комплексного, системного подхода к определению их состава не может обойтись ни одна организация независимо от ее размеров, специализации, вида, формы собственности.
1.4 Свойства целей и требования, предъявляемые при разработке целей организации
Цели необходимы для успешного функционирования и выживания организации в долгосрочной перспективе. Однако если цели плохо или неверно определены, это может привести к очень серьезным негативным последствиям для организации. Большой опыт человечества по установлению целей позволяет выделить несколько ключевых требований, которым должны удовлетворять правильно сформулированные цели. Правильнее сказать, можно выделить следующие свойства целей:
Можно выделить также следующие требования к целям:
Процесс установления целей
в различных организациях проходит
по-разному. В одних организациях
установление целей полностью
В случае децентрализации
в процессе установления целей участвуют
наряду с верхним уровнем и
более низкие уровни организации. Есть
две схемы децентрализованного
установления целей. При одной —
процесс установления целей идет
сверху вниз. Декомпозиция целей происходит
следующим образом: каждый из нижестоящих
уровней в организации
Как видно, для разных подходов
к установлению целей характерно
наличие существенных различий. Однако
общим требованием к
Правильно организованный процесс выработки целей предполагает прохождение четырех фаз:
Первая фаза. Влияние среды
сказывается не только на установлении
миссии организации. Цели также сильно
зависят от состояния среды. Ранее,
когда обсуждался вопрос о требованиях
к целям, говорилось, что они должны
быть гибкими, чтобы их можно было
менять в соответствии с изменениями,
происходящими в среде. Однако из
этого никак не следует делать
заключения, что цели должны быть привязаны
к состоянию среды только путем
постоянной корректировки и приспособления
к тем изменениям, которые происходят
в среде. При правильном подходе
к установлению целей руководство
должно стремиться предвидеть то, в
каком состоянии окажется среда,
и устанавливать цели в соответствии
с этим предвидением. Для этого
очень важно выявлять тенденции,
характерные для процессов
Вторая фаза. При установлении целей для организации в целом важно определить, что из широкого круга возможных характеристик деятельности организации следует взять за основу. Далее выбирается определенный инструментарий количественного расчета величины целей. Особое значение имеет система критериев, которыми пользуются при определении целей организации. Обычно эти критерии выводятся из миссии организации, а также из результатов анализа макроокружения, отрасли, конкурентов и положения организации в среде. При определении целей организации учитывается то, какие цели она имела на предыдущем этапе и насколько достижение этих целей способствовало выполнению миссии организации. Наконец, решение по целям всегда зависит от тех ресурсов, которыми обладает организация.
Третья фаза. Установление
иерархии целей предполагает определение
таких целей для всех уровней
организации, достижение которых отдельными
подразделениями будет
Четвертая фаза. Для того чтобы иерархия целей внутри организации обрела свою логическую завершенность и стала реально действующим инструментом достижения целей организации, она должна быть доведена до каждого отдельного работника. В этом случае реализуется одно из самых важных условий успешной деятельности организации: каждый работник как бы включается через свои персональные цели в процесс совместного достижения конечных целей организации. Сотрудники организации в такой ситуация получают представление не только о том, что им предстоит достичь, но и о том, как результаты их труда скажутся на конечных результатах функционирования организации, как и в какой мере их труд будет способствовать достижению целей организации [11, с.295].
Установленные цели должны иметь статус закона для организации, для всех ее подразделений и для всех ее членов. Однако из требования обязательности целей никак не следует их вечность и неизменность.
Можно подходить к проблеме
изменения целей следующим
Информация о работе Миссия и цели организации в системе менеджмента туристской индустрии