Методы менеджмента и их применение в практике управления предприятием туристической индустрии

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 21:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение и анализ методов современного менеджмента.
Соответственно основными задачами работы являются:
Изучить теоретические основы методов менеджмента
Проанализировать использования методов менеджмента на туристическои предприятии “N”
Определить пути совершенствования управления персоналом на предприятии

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические основы методов управления 4
1.1. Система методов управления персоналом 4
1.2. Экономические методы управления 5
1.3 Административные методы управления 7
1.4. Социально-психологические методы 10
1.4.1. Социологические методы управления 10
1.4.2. Психологические методы управления 13
2 Использование методов управления на туристическом предприятии “N” 18
2.1 Использование экономических методов 18
2.2 Использование административных методов 19
2.3 Использование социально-психологических методов 21
2.4Пути повышение эффективности использования методов управления 23
персоналом на предприятии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
ПРИЛОЖЕНИЕ А 28

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 92.13 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

2 Использование методов управления на туристическом предприятии “N”

 

2.1 Использование экономических  методов

Согласно “Теории X” люди работают, главным образом для удовлетворения своих экономических нужд.

Вопросы стимулирования работников на туристическом предприятии  “N” решает руководитель. Используются различные системы вознаграждения за труд, как важнейшее средство повышения производительности труда, качества работы.

На  туристической  предприятие “N” используются следующие экономические методы:

- Заработная плата. Это вознаграждение за  труд, признание обществом необходимости данного труда, приносящего социально-экономический эффект, что выражается в получении работодателем дохода (прибыли). Но заработная плата — не только плата за результат труда. Роль заработной платы выражается в ее стимулирующем воздействии на человека: размер оплаты, порядок выплаты и элементы организации обычно развивают у человека личный интерес к труду. Таким образом, заработная плата выполняет двоякую роль: с одной стороны, это плата за результат труда, с другой — стимул к труду.

 На  туристической  предприятие “N” заработная плата зависит от трудового вклада работников и максимальным размером не ограничена

–Премии. Это денежная выплата стимулирующего или поощрительного характера к основному заработку работника.

Требования к премированию:

1. Премии не должны быть слишком общими и распространенными, поскольку в противном случае их будут воспринимать просто как часть обычной зарплаты в обычных условиях.

2.Премия должна быть связана с личным вкладом работника в производство, будь то индивидуальная или групповая работа.

3.Должен существовать какой-либо приемлемый  метод измерения этого увеличения производительности.

4.Работники должны чувствовать, что премия зависит дополнительных ,а не нормативных усилий.

5.Дополнительные усилия работников, стимулированные премией должны покрывать затраты на выплату этих премий.[7]

На  туристической  предприятие “N” существует 2 типа премий

1) ежемесячные либо квартальные. Они начисляются по итогам каждого месяца  либо квартала, они выплачиваются  за перевыполнение плана

2) премии к праздничным и памятным датам компании и сотрудников, к профессиональным праздникам (ко дню рождения, 8 Марта, десятилетию фирмы и др.).

- Надбавки, начисляются за совмещение профессий и выполнение дополнительных обязанностей; персональные надбавки руководителям и специалистам за квалификацию; доплаты за ненормированный рабочий день; оплата сверхурочных часов работы в выходные и праздничные дни; за работу в вечернее и ночное время; за разъездной характер работы

Размер  надбавок чаще всего определяется относительно должностного оклада или тарифной ставки за отработанное время. Однако на туристическом предприятие “N” может их устанавливать и в абсолютной сумме — либо в равном размере для всех работников, либо дифференцированно.

- Материальная помощь. Материальной помощью называется добровольная выплата организацией своему сотруднику денежных средств либо других материальных ценностей в результате наступления конкретных ситуаций или обстоятельств.

Материальная помощь сотруднику может выплачиваться в связи с отпуском, праздничными днями, смертью родственников и близких, для поправки здоровья, компенсации урона в результате чрезвычайных обстоятельств (пожар, авария, травма, гибель имущества)и т.д. Материальная помощь может предоставляться как группе сотрудников, так и конкретному лицу.

Материальная  помощь, выплачивается по личному  заявлению сотрудника по распоряжению руководителя организации и является эпизодической формой материального  стимулирования труда.

- Льготы и привилегии. На туристическом предприятии “N” работникам визового отдела предусмотрена оплата бензина, также многим работникам  возмещаются телефонные затраты; Пенсионные схемы. Этот тип льгот наиболее важен для работников. Льготы иногда предпочтительнее как отложенные платежи, потому что финансируются из вкладов, дающих право на гарантированный доход работникам или их иждивенцам при выходе на пенсию либо в случае смерти.) Льготы, повышающие индивидуальную личную безопасность в случае болезней, происшествий или сокращения штатов. Финансовое содействие и помощь — кредиты для покупки дома, квартиры

-Вознаграждения по итогом работы за год. Как правило, вознаграждение по итогам за год выплачивается  работникам в декабре, по итогам календарного года (который длится с 1 января по 31 декабря)

Что касается каких-либо штрафных санкций, это не предусмотрено на туристическом  предприятии “N”. Здесь существуют 3 вида дисциплинарного взыскания: замечание, выговор, увольнение

 

 

2.2 Использование административных методов

На туристическом предприятии “N” выделяют пять основных способов административного воздействия:

- организационные воздействия;

- распорядительные воздействия;

- материальная ответственность;

- дисциплинарная ответственность;

- административная ответственность.

Организационные воздействия основаны на подготовке и утверждении внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность персонала туристического предприятия”N”. К ним относятся:

-Устав предприятия (Приложение  А)

- Коллективный договор между администрацией и трудовым коллективом. Он содержит следующие пункты: общие положения; трудовые отношения; социальные гарантии и льготы; охрана труда; обеспечение прав и гарантий деятельности представительного органа работников; ответственность сторон.[24]

- Правила внутреннего трудового распорядка.Они включают следующие пункты :  основные права и обязанности работника и работодателя; режим рабочего времени; перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем, порядок введения суммированного учета рабочего времени ; время предоставления перерыва для отдыха и питания и его конкретная продолжительность; предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем; порядок, место и сроки выплаты заработной платы;виды поощрений.

- Штатное расписание предприятия. Оно служит для  четкого определения организационной структуры предприятия; закрепления штатной численности структурных подразделений и количество штатных единиц по каждой должности; установления системы оплаты труда работников всех структурных подразделений; упрощения отслеживания вакансий и подбор персонала на эти вакансии.[22]  

Эти документы (кроме устава) оформляются в виде стандартов предприятия

Распорядительные воздействия направлены на достижение поставленных целей управления, соблюдение внутренних нормативных документов.

 К способам распорядительного воздействия, применяемые на туристическом предприятии “N” относятся:

- приказы;

-распоряжения;

-указания;

-инструкции;

-координацию работ и контроль исполнения.

Материальная ответственность. Материальная ответственность работников выражается в их обязанности возместить ущерб.

Материальная ответственность  возлагается на работников за ущерб, причинённый туристическому предприятию”N”, с которым они состоят в трудовых отношениях, а также за ущерб, возникший в связи с возмещением им ущерба, причинённого его работниками третьим лицам, если этот ущерб возмещён туристическим предприятием”N”. В этом случае по заявленному иску на работника может быть в порядке регресса возложена обязанность возместить этот ущерб  в пределах, предусмотренным гражданским законодательством. Чаще всего к видам ущерба, который необходимо возмещать, относятся следующие случаи: уничтожение или порча имущества по небрежности рабочего; утрата документов, техники. Материальная ответственность может быть полной и ограниченной, индивидуальной и коллективной.

Дисциплинарная ответственность применяются в случае нарушения трудового законодательства, когда имеет место дисциплинарный проступок, под которым понимается противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей работником. Невыполнение работником трудовых обязанностей существует тогда, когда доказана его личная вина и он действовал умышленно и неосторожно. Если же работник нарушил свои трудовые обязанности по причине от него не зависящей (отсутствие нормальных условий труда, недостаточная квалификация для выполнения порученной работы и др.), то он не может быть привлечён к дисциплинарной ответственности.

Для привлечения работника к  дисциплинарной ответственности необходимо наличие трёх условий: неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых  обязанностей; противоправные действия или бездействие работника; нарушение  правовых норм по вине работника.[8]

Административная ответственность работника наступает в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

К основным видам административных наказаний применяемые на туристическом предприятии “N” относятся:

- предупреждение;

- увольнение.

 

 

2.3 Использование социально-психологических  методов

Социально-психологические методы управления составляют способы воздействия на поведение личности и коллектива; на состояние и настроение организации; активизации климата в организации на базе высокой нравственной культуры, глубокого уважения человека и коллектива. [10]

На туристическом  предприятии “N” применяются следующие психологические методы:

- Вовлечение  трудящихся в управление

По мере необходимости  на туристическом предприятии “N” проводятся совещания, где сотрудники участвуют в процессе обсуждения и принятия решений по деятельности фирмы. (т.е. руководитель не просто принимает решения, а выслушивает предложения и замечания своих сотрудников, дает им право проявить инициативу).

- Установление  нормальных отношений между руководителем  и подчиненными

Руководитель  придерживается демократического стиля  руководства. Он не держит дистанцию  от своих подчиненных, Готов уделить  внимание предпочтениям, потребностям и возможностям каждого сотрудника (для предотвращения конфликтов руководитель периодически беседует с подчиненными,  вызывая их на откровенность). Так  же для установления нормальных взаимоотношений  между руководителем и подчиненными на туристическом предприятии “N” организуются корпоративные вечера, в которых руководитель принимает участие( корпоративные вечера призваны укреплять корпоративный дух и внутрифирменные отношения),  возможны совместные поездки.

- Психологическое  воздействие

Руководство нашей тур. фирмы грамотно применяет  способы воздействия на сотрудников, в зависимости от той или иной ситуации. Например, похвала может  быть применена в отношении конкретного  сотрудника, который совершил сегодня  большой объем продаж туристических  путевок, или предложил нечто  дельное по совершенствованию имеющегося тур. продукта. В ходе работы сотрудника, если руководитель видит его старания, и видит, что работа выполняется  правильно или напротив неверно, руководство прибегает к одобрению, совету или критике. Конечно, имеет  место и порицание, но  руководитель, как правило, не только указывает  подчиненному на недостатки и причины, их обусловившие, но и предлагает выход, учит, как избегать в дальнейшем повторения подобных случаев.

- Профессиональный  отбор и обучение персонала

Отбор персонала  проводится лично руководителем  туристического предприятия “N”. Сперва изучаются присланные резюме или письма-заявления, проводится сопоставление требований, возможностей, квалификации, опыта, личностных характеристик и т.п. кандидата, степени его соответствия “идеальному “ кандидату. Сотрудники  туристического предприятия “N” должны быть креативными, коммуникабельными, обладать радушием, гостеприимством (так как туризм – это работа с клиентами). Если по резюме видно, что сотрудник подходит тур. фирме, то в обязательном порядке проводится собеседование.

Социальные методы.

- моральное  стимулирование

На туристическом  предприятии “N” используется не только материальное премирование сотрудников, но и премирование нематериальное. Например, предоставление дополнительных дней к отпуску, за перевыполнение плана или высокий трудовой вклад конкретного работника.

- своевременно  применяется метод повышения квалификации сотрудников, с целью освоения наиболее современных и эффективных методов решения профессиональных задач.

- Поддержание  социальной преемственности

В фирме ежемесячно выпускается стенгазета, где регулярно  можно прочитать имена и увидеть  фотографии лучших (отличившихся сотрудников) в этом месяце, а так же из нее  можно ознакомиться со всеми запланированными мероприятиями для членов коллектива (празднование юбилеев и знаменательных дат, конкурсы и т.д.). В  тур. фирме принято организовывать проводы работников с большим стажем работы в фирме на заслуженный отдых, организуются конкурсы, связанные с тур. деятельностью с обязательным награждением победителей ( например конкурс, кто лучше представит порученный ему тур. продукт).

- Улучшение  условий труда, быта, охраны здоровья.

В фирме руководитель заботиться о своих сотрудниках, поэтому сотрудникам предприятия  предлагаются путевки в санатории (бесплатно или с 50% скидкой на правах сотрудника) по мере необходимости. Так же сотрудник имеет права  посетить любой тур данного предприятия  со значительной скидкой.

Информация о работе Методы менеджмента и их применение в практике управления предприятием туристической индустрии