Методы менеджмента и их применение в практике управления предприятием туристической индустрии

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 21:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение и анализ методов современного менеджмента.
Соответственно основными задачами работы являются:
Изучить теоретические основы методов менеджмента
Проанализировать использования методов менеджмента на туристическои предприятии “N”
Определить пути совершенствования управления персоналом на предприятии

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические основы методов управления 4
1.1. Система методов управления персоналом 4
1.2. Экономические методы управления 5
1.3 Административные методы управления 7
1.4. Социально-психологические методы 10
1.4.1. Социологические методы управления 10
1.4.2. Психологические методы управления 13
2 Использование методов управления на туристическом предприятии “N” 18
2.1 Использование экономических методов 18
2.2 Использование административных методов 19
2.3 Использование социально-психологических методов 21
2.4Пути повышение эффективности использования методов управления 23
персоналом на предприятии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
ПРИЛОЖЕНИЕ А 28

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 92.13 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО “БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ”

 

                

Кафедра управления туризмом

 

 

 

 КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине  “Менеджмент туризма”

на тему: Методы менеджмента и их применение в практике управления предприятием туристической индустрии

 

 

 

 

Студентка

Факультет ВШТ,

3-й курс, ДТТ-2                                                                         А.Т. Стемплевская 

 

 

Руководитель                                                                          Н.М. Бирицкая

 

 

 

                                            

 

 

 

 

 

 

Минск 2011

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                        3

1. Теоретические  основы методов управления                                                 4  

1.1. Система  методов управления персоналом                                                 4

1.2. Экономические   методы  управления                                                         5 

1.3 Административные методы управления                                                     7

1.4. Социально-психологические  методы                                                         10 

1.4.1. Социологические  методы управления                                                    10

1.4.2. Психологические  методы управления                                                    13    

2 Использование методов управления  на туристическом предприятии  “N” 18

2.1 Использование экономических  методов                                                     18       

2.2 Использование административных  методов                                              19

2.3 Использование социально-психологических  методов                               21

2.4Пути повышение эффективности использования методов управления      23

персоналом  на предприятии

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                25    
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                                          26

ПРИЛОЖЕНИЕ  А                                                                                              28      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Система управления персоналом обеспечивает непрерывное совершенствование  методов работы с кадрами на основе использования достижений отечественной  и зарубежной науки и передового производственного опыта. Сущность управления персоналом, включая наемных  работников, работодателей и других владельцев предприятия заключается  в установлении организационно-экономических, социально-психологических и правовых отношений субъекта и объекта  управления. В основе этих отношений  лежат методы управления и воздействия  на интересы, поведение и деятельность работников в целях максимального  использования их.

Особая роль методов управления состоит в  том, чтобы создать условия для  четкой организации процесса управления, использования современной техники  и прогрессивной технологии организации  работ и обеспечить их максимальную эффективность при достижении поставленной цели.

Все методы управления рассматриваются  в практической деятельности не как  отдельные, разрозненные и самостоятельные  способы воздействия, а как целостная система, состоящая из ряда взаимосвязанных и взаимодействующих групп методов.

Тема является актуальной, т.к. именно правильное управление, контроль за производственной деятельностью  осуществляемый методами менеджмента, является одной из причин максимальной производственной отдачи, а также  эффективной деятельности коммерческих фирм.

Не менее актуальной тема является потому, что для нашего гос-ва является необходимым заимствование  методов менеджмента используемых в западных гос-вах, как для поднятия собственного уровня экономического производства в условиях рыночной экономики, так  и для подготовки профессиональных руководителей в сфере производства.

Целью работы является изучение и анализ методов современного менеджмента.

Соответственно  основными задачами работы являются:

  1. Изучить теоретические основы методов менеджмента
  2. Проанализировать использования методов менеджмента на туристическои предприятии “N”
  3. Определить пути совершенствования управления персоналом на предприятии

Что касается методологической базы, то в ходе исследования были использованы анализ, синтез, индукция, дедукция, метод  сравнения, логический метод.

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы методов  управления

1.1. Система методов управления персоналом

Реализация  функций и принципов управления осуществляется путем применения различных  методов.

Методы  управления - это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.

Слово  «метод» - греческого происхождения (в переводе означает способ достижения какой либо цели). Через методы управления реализуется  основное содержание управленческой деятельности.

В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и  их сочетания. Так или иначе, но все  методы управления органически дополняют  друг  друга и находятся в  постоянном динамическом равновесии.

Направленность  методов управления всегда одна и  та же - они направлены на людей, осуществляющих различные виды трудовой деятельности – на персонал организаций (предприятий, компаний, фирм).

Управление  персоналом включает в себя целую  систему. Система работы с персоналом – это совокупность взаимосвязанных действий по обеспечению управления в труде определенного качества и количества. Такая система предполагает не только формальную организацию работы с персоналом (подбор, расстановка, контроль и пр.), но и совокупность факторов социально- психологического, неформального характера.[15]

Управление  персоналом на предприятии – это вид деятельности, который позволяет реализовать, обобщить широкий спектр вопросов адаптации индивида к внешним условиям, учёта личного фактора в построении системы управления персоналом предприятия. Укрупнено можно выделить три фактора, оказывающих воздействие на персонал предприятия.

Первый – иерархическая структура предприятия, где основное средство воздействия – это отношения власти и подчинения, давления на человека сверху, с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ.

Второй – культура, то есть вырабатываемые обществом, предприятием, группой людей совместные ценности, социальные нормы, установки поведения, которые регламентируют действия личности, заставляют индивида вести себя так, а не иначе без видимого принуждения.

Третий – рынок – сеть равноправных отношений, основанных на купле-продаже продукции и услуг, отношениях собственности, равновесии интересов продавца и покупателя.[21]

Эти факторы  воздействия – понятия достаточно сложные и на практике редко реализуются  в отдельности. Какому из них отдаётся приоритет, таков и облик экономической  ситуации на предприятии.

При переходе к рынку происходит медленный  отход от иерархического управления, жёсткой системы административного  воздействия, практически неограниченной исполнительской власти к рыночным взаимоотношениям, отношениям собственности, базирующимся на экономических методах. Поэтому необходима разработка принципиально новых подходов к приоритету ценностей. Главное внутри предприятия – работники, а за пределами – потребители продукции. Необходимо повернуть сознание работающего к потребителю, а не к начальнику; к прибыли, а не к расточительству; к инициатору, а не к бездумному исполнителю. Перейти к социальным нормам, базирующимся на здравом экономическом смысле, не забывая о нравственности. Иерархия отойдёт на второй план, уступая место культуре и рынку.

Новые службы управления персоналом создаются, как  правило, на базе традиционных служб: отдела кадров, отдела организации труда  и заработной платы, отдела охраны труда  и техники безопасности и др. Задачи новых служб заключаются в  реализации кадровой политики и координации  деятельности по управлению трудовыми  ресурсами на предприятии. В связи  с этим они начинают расширять  круг своих функций и от чисто  кадровых вопросов переходят к разработке систем стимулирования трудовой деятельности, управлению профессиональным продвижением, предотвращению конфликтов, изучению рынка трудовых ресурсов и т.п.[3]

Итак, методы управления – это способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления производством.

В системе  методов управления персоналом выделяют:

- Административные  методы;

- Экономические  методы;

- Социально-психологические  методы.

Рассмотрим  более подробно каждый метод в  отдельности.

 

 

1.2. Экономические методы  управления.

Экономические методы носят косвенный характер управленческого воздействия. Такими методами осуществляют материальное стимулирование коллективов и отдельных работников; они основаны на использовании экономического механизма.

В советский  период предметом регулирования  экономическими методами считались  централизованное планирование, хозяйственный  расчёт, заработная плата, т.е. имело  место узкое толкование роли и  места экономических методов, что  ограничивало диапазон принимаемых  решений и рычагов регулирования  на уровне предприятия. Экономические  методы должны базироваться на товарно-денежных отношениях рыночной экономики, что  вызывает необходимость нового теоретического обоснования роли экономических  методов.

Плановое  ведение хозяйства является главным законом функционирования любого предприятия (организации), которое имеет чётко разработанные цели и стратегию их достижения. В рыночной экономике проявление экономических методов имеет иной характер, чем в административной экономике. Так, вместо централизованного планирования утверждается, что предприятия – свободный товаропроизводитель, который выступает на рынке равным партнёром других предприятий в общественной кооперации труда. План экономического развития является основной формой обеспечения баланса между рыночным спросом на товар, необходимыми ресурсами и производством продукции и услуг. Государственный заказ трансформируется в портфель заказов предприятия с учётом спроса и предложения, в котором госзаказ уже не имеет доминирующего значения.[1 c183]

Для достижения поставленных целей необходимо чётко  определить критерии эффективности  и конечные результаты производства в виде совокупности показателей, установленных  в плане экономического развития. Таким образом, роль экономических  методов заключается в увязке перечисленных выше категорий и  мобилизации трудового коллектива на достижение конечных результатов.

Хозяйственный расчёт является методом ведения хозяйства, основанным на соизмерении затрат предприятия на производство продукции с результатами хозяйственной деятельности (объём продаж, выручка), полном возмещении расходов на производство за счёт полученных доходов, обеспечении рентабельности производства, экономном расходовании ресурсов и материальной заинтересованности работников в результатах труда. Он позволяет сочетать интересы предприятия с интересами подразделений и отдельных работников. Хозяйственный расчёт основан на самостоятельности, когда предприятия (организации) являются юридическими лицами и выступают на рынке свободными товаропроизводителями продукции, работ и услуг. Самоокупаемость предприятия определяется отсутствием бюджетного финансирования и дотационности в покрытии убытков, т.е. оно полностью окупает свои затраты за счёт доходов и в случае длительной убыточности объявляется банкротом. Самофинансирование является главным принципом расширенного воспроизводства и развития предприятия за счёт собственной прибыли.

Оплата  труда является основным мотивом трудовой деятельности и денежным измерителем стоимости рабочей силы. Она обеспечивает связь между результатами труда и его процессом и отражает количество и сложность труда работников различной квалификации. Устанавливая должностные оклады для служащих и тарифные ставки для рабочих, руководство предприятия определяет нормативную стоимость рабочей силы с учётом средних затрат труда при его нормальной продолжительности.

Дополнительная  заработная плата позволяет учесть сложность и квалификацию труда, совмещение профессий, сверхнормативную работу, социальные гарантии предприятия в случае беременности или обучения сотрудников и др. Вознаграждение определяет индивидуальный вклад работников в конечные результаты производства в конкретные периоды времени. Премия напрямую связывает результаты труда каждого подразделения и работника с главным экономическим критерием предприятия – прибылью.

Руководитель  предприятия может с помощью  перечисленных выше пяти компонентов  оплаты труда регулировать материальную заинтересованность работников с экономически возможными расходами на производство по статье «заработная плата», применять  различные системы оплаты труда  – сдельную или повременную, формировать  материальные и духовные потребности  работников и обеспечивать рост их жизненного уровня. Если руководитель чрезмерно жаден или расточительно

 

 

 1.3. Административные методы управления

Административные  методы являются способом осуществления управленческих воздействий на персонал и базируются на власти, дисциплине и взысканиях.

Информация о работе Методы менеджмента и их применение в практике управления предприятием туристической индустрии