Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 02:13, курсовая работа
Работая в турфирме или в гостинице, каждый руководитель выбирает себе индивидуальный стиль управления, но знание основных стилей и методов могут помочь в работе и обозначить для управленца тип поведения, который наиболее подходит для данной ситуации. Это сэкономит время принятия решения и поможет направить деятельность коллектива в нужном направлении. Поэтому важно и нужно знать и уметь применять на практике методы и стили управления, особенно работая в системе «человек - человек», т.е. в сфере сервиса и туризма, когда вся деятельность предприятия направлена на оказание услуг и удовлетворение потребностей покупателей.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. МЕТОДЫ РУКОВОДСТВА 5
1.1 ОРГАНИЗАЦИОННО-АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ 5
1.2 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ 7
1.3 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ 9
1.3.2 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ 9
1.3.2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ 11
2. СТИЛИ РУКОВОДСТВА 12
2.1 КЛАССИЧЕСКИЙ ПОДХОД К КЛАССИФИКАЦИИ СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА НА ОСНОВЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ 13
2.2. ТЕОРИИ ЛИДЕРСТВА И СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ. ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД 15
2.2.1 ТЕОРИЯ МАК ГРЕГОРА 15
2.2.2 МОДЕЛЬ ЛАЙКЕРТ 17
2.2.3 ЧЕТЫРЕ СИСТЕМЫ ЛАЙКЕРТА 17
2.2.4 СТИЛИ РУКОВОДСТВА ПО КЛАССИФИКАЦИИ УНИВЕРСИТЕТА ОГАЙО 18
2.2.5 УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ РЕШЕТКА БЛЕЙКА И МУТОНА 20
2.3 СТИЛЬ, УДОВЛЕТВОРЕНИЕ И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ 21
2.4 СИТУАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ЭФФЕКТИВНОМУ ЛИДЕРСТВУ 21
2.4.1 СИТУАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ РУКОВОДСТВА ФИДЛЕРА 22
2.4.2 ПОДХОД МИТЧЕЛА И ХАУСА «ПУТЬ ЦЕЛЬ» 23
2.4.3 ТЕОРИЯ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ХЕРСИ И БЛАНШАРА 24
2.4.3.1 «О ПОЛЬЗЕ ДЕЛЕГИРОВАНИЯ» 25
2.4.4 МОДЕЛЬ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ РУКОВОДИТЕЛЕМ ВРУМА-ЙЕТТОНА 30
3. МЕТДЫ И СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ В ГОСТИНИЧНОМ БИЗНЕСЕ 32
3.1 ДЖАННИ ВАН ДААЛЕН 32
3.2 МАРКО ФИЕН 34
3.3 ЖАК ДАМЕРИ 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Санкт – Петербургский государственный
инженерно – экономический университет
Факультет туризма и гостиничного хозяйства
Кафедра социально – культурного сервиса и туризма
Курсовая работа
по дисциплине
«Менеджмент в социально –
культурном сервисе и туризме»
на тему:
Методы и стили управления предприятием сервиса и туризма
Выполнила
студентка III курса
Курилкина Ю.В.
группы 5141
Научный руководитель
Коль О.Д.
Санкт – Петербург
2006
Менеджер – это профессионально подготовленный управляющий, имеющий в подчинении группу работников, занимающий постоянную должность, наделенный в определенной сфере деятельности полномочиями по принятию решений и распоряжению ресурсами, а также ответственностью за достижение конечных результатов деятельности предприятия. Менеджер должен обладать особыми качествами, такими, как компетентность, самостоятельность, предприимчивость, готовность к хозяйственному риску, инициативность. Условиями эффективной деятельности менеджера и аппарата управления выступают результативность и качество внешних связей и коммуникаций, а также качество деятельности по формированию благоприятной атмосферы в коллективе. Работая в турфирме или в гостинице, каждый руководитель выбирает себе индивидуальный стиль управления, но знание основных стилей и методов могут помочь в работе и обозначить для управленца тип поведения, который наиболее подходит для данной ситуации. Это сэкономит время принятия решения и поможет направить деятельность коллектива в нужном направлении. Поэтому важно и нужно знать и уметь применять на практике методы и стили управления, особенно работая в системе «человек - человек», т.е. в сфере сервиса и туризма, когда вся деятельность предприятия направлена на оказание услуг и удовлетворение потребностей покупателей. Хорошие отношения в коллективе, который напрямую взаимодействует с потребителями – залог успеха предприятия сервиса. И в этой работе я рассмотрю возможные стили руководства и методы управления, которые необходимы для создания дружного коллектива, ориентированного на результат и эффективного управления деятельностью подчиненных. Эта работа будет полезна и для меня самой, так я думаю в будущем работать по специальности, т.е.в сфере сервиса.
Реализация функций и принципов управления осуществляется путем применения различных методов.
«Методы управления - это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей. Слово «метод» - греческого происхождения (в переводе означает «способ достижения какой - либо цели»). Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.
В практике управления,
как правило, одновременно
В системе методов
управления организации
Следует рассмотреть эти группы методов подробнее.
«Под организационно-
Базируются на власти, дисциплине, взысканиях. Они известны в истории как метод «кнута». Эти методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, стремление человека трудиться в определенной организации, культура трудовой деятельности.
Эти методы отличает прямой характер воздействия: либо регламентирующий и административный акт подлежит обязательному исполнению.
Для организационно - административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определённом уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления.
Различают пять основных способов административного воздействия: организационные воздействия, распорядительные воздействия, материальная ответственность и взыскания, дисциплинарная ответственность и взыскания, административная ответственность.
Организационные воздействия
основаны на подготовке и
Распорядительные воздействия направлены на достижение поставленных целей управления, соблюдение внутренних нормативных документов или поддержание системы управления предприятием в заданных параметрах путём прямого административного регулирования. К известным способам распорядительного воздействия следует отнести приказы, распоряжения, указания, инструкции, целевое планирование, нормирование труда, координацию работ и контроль исполнения.
Дисциплинарная
Эта группа методов делится на 2 вида: организационно-стабилизирующие и методы распорядительного воздействия.» (№8, с.200 - 215)
«Организационно-
1. Методы организационного регламентирования. К ним относятся различные документы, регламентирующие работу какой-либо фирмы, Эти документы устанавливают основные регламенты функционирования системы: соотношение между управляемой и управляющей подсистемами, определяют порядок функционирования самой системы и ее элементов, их подчиненность, закрепляет определенные функции. К этой же группе можно было бы отнести должностные инструкции, которые также закрепляют соподчиненность, связи и обязанности руководителей и рядовых исполнителей.
2. Методы организационного нормирования. Эти методы служат основой производственных процессов и процессов управления. Методы организационного нормирования также делятся на более мелкие группы.
2.1. Номенклатурно-
2.2. Организационно-технические нормативы. В качестве организационно-технических нормативов можно выделить применяемые на предприятии ГОСТы, сертификаты соответствия качества продукции требуемому уровню качества.
2.3. Оперативно календарные нормативы. Из оперативно-календарных нормативов применяются положение о схеме документооборота, порядок выписки, получения и оплаты товаров и т. д.
2.4. Организационно-структурные нормативы: положение об организационной структуре компании, штатное расписание.
2.5. Административно-
3. Методы методического инструктирования. К методам методического инструктирования можно отнести положение об учетной политике и ведении бухгалтерского учета, которое определяет порядок и перечень используемых счетов бухгалтерского учета, порядок определения объема реализации и т.д. Сюда же можно отнести отраслевые методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции в торговле, различные инструкции о порядке уплаты налогов, о безналичных расчетах, о порядке ведения кассовых операций в РФ и т.д.
4. Методы распорядительного
воздействия применяются дополнительно к методам
организационно-
Это второй крупный вид методов управления в данной классификации. Под экономическими методами управления понимают совокупность способов воздействия на экономические (материальные) интересы объекта управления (работника).
Применительно к управлению организацией, экономические методы управления представляют собой совокупность экономических рычагов, с помощью которых достигается эффект, удовлетворяющий требованиям коллектива в целом и личности в частности.
В отличие от организационно – административных экономические методы руководства предполагают разработку общих планово – экономических показателей и средств их достижения, являясь своего рода экономическим механизмом в хозяйственных отношениях. В результате повышения действенности экономических рычагов и стимулов формируются такие условия, при которых трудовой коллектив и его члены побуждаются к эффективной работе экономическим стимулированием. На основании экономических методов управления должны развиваться и укрепляться организационно – административные и социально – психологические методы, повышаться профессионализм и культура работников предприятия.
Эти методы имеют следующие особенности:
Конкретный набор и содержание рычагов экономического воздействия определяется спецификой управляемой системы.
В соответствии с этим, в управленческой практике экономические методы руководства чаще всего выступают в следующих формах: планирование, анализ, хозрасчет, ценообразование, финансирование, система материального поощрения.
Плановое ведение хозяйства является главным законом функционирования любого предприятия (организации), которое имеет чётко разработанные цели и стратегию их достижения.
Хозяйственный расчёт является методом ведения хозяйства, основанным на соизмерении затрат предприятия на производство продукции с результатами хозяйственной деятельности (объём продаж, выручка), полном возмещении расходов на производство за счёт полученных доходов, обеспечении рентабельности производства, экономном расходовании ресурсов и материальной заинтересованности работников в результатах труда.
Оплата труда является основным мотивом трудовой деятельности и денежным измерителем стоимости рабочей силы.
Рыночное ценообразование является регулятором товарно-денежных отношений и важным экономическим инструментом в соизмерении доходов и расходов, цены и себестоимости продукции.
Ценные бумаги являются главным инструментом фондового рынка, неденежным эквивалентом имущественного права на собственность, реализация которого осуществляется путём их предъявления к оплате или продажи.
Налоговая система составляет важный экономический механизм пополнения казны государства путем взимания налогов с предприятий и граждан.
Формы собственности - важная экономическая категория, определяющая характер взаимоотношений внутри предприятия. Фазы общественного воспроизводства составляют основу товарно-денежных отношений между людьми в процессе производства, обмена, распределения и потребления товаров.
Информация о работе Методы и стили управления предприятием сервиса и туризма