Малый инвестиционный бизнес и перспективы его развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:21, контрольная работа

Краткое описание

Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малое предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности и перспективы развития малого бизнеса.

Оглавление

Введение 2
1 Малый бизнес в России 2
1.1 Необходимость разделения предприятий на крупные, средние и мелкие 2
1.2 Роль и место малого бизнеса в переходной экономике России 6
1.3 Виды малого бизнеса 8
1.4 Особенности и функции малого предприятия 9
2 Перспективы малого бизнеса в России 11
2.1 Государственная политика в области малого предпринимательства 2
2.1.1 Система законодательных актов, направленных на развитие и поддержку малого предпринимательства 2
2.2 Кредитование малого бизнеса 2
2.3 Фонд поддержки малого бизнеса ЕБРР 2
2.4 Инновационная роль малого бизнеса 14
2.5 Прогноз перспективного развития малого бизнеса 16
Заключение 18
Список использованной литературы 19

Файлы: 1 файл

контр.раб.гос.инновац.менедж..doc

— 129.50 Кб (Скачать)

В этой связи становится очевидным, для малых предприятий не существует какой-то универсальной, общей для  всех их видов системы ценообразования, материально-технического снабжения, оплаты труда, управления и т.д. Все эти системы функционирования предприятия определяются по их видам.

 Бытует и еще одно широко  распространенное заблуждение, будто  бы вид малого предприятия  предопределяется тем, какая организация является его учредителем. Безусловной связи здесь нет. Малые предприятия могут создаваться гражданами, членами семьи и совместно с другими лицами, государственными, арендными, совместными предприятиями, общественными организациями и т.д. Кроме того, малые предприятия могут создаваться совместно указанными органами, предприятиями, организациями и гражданами.

   Если учредителем малого  предприятия является государственная  организация, то это отнюдь  не означает, что новое образование  будет именно малым государственным предприятием. Имущество, выделяемое из состава государственного предприятия, может быть сдано в аренду кооперативом. Вид созданного предприятия – кооператив. Могут быть и другие варианты.

   В то же время индивидуальные  и семейные частные предприятия, названные так именно применительно к учредителям, не могут быть иного вида. То есть по таким видам малых предприятий учредительство и вид малых предприятий совпадают.     

                           

1.4 Особенности  и функции малого предприятия

    Предпринимательство в  масштабе малого предприятия  обладает рядом качественных  особенностей. В первую очередь  стоит отметить единство права  собственности и непосредственного  управления предприятием.

  Вторая характеристика  – так называемая обозримость предприятия: ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом.

  Третья – относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара.

  Четвертая – персонифицированный  характер отношений между предпринимателем  и клиентами, поскольку, как еже отмечалось, малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей.

  Пятое – ключевая  роль руководителя в жизни  предприятия: он полностью ответственен  за результаты хозяйствования  не только из-за имущественного рынка, но и вследствие своей непосредственной включенности в производственный процесс и все связанное с его организацией.

  Шестая специфическая  черта – семейное ведение дела: оно наследуется родственниками  хозяина, чем диктуется прямая  вовлеченность последних во всю деятельность предприятия.

  Наконец, седьмая  особенность связана с характером  финансирования. Если “гиганты”  черпают необходимые ресурсы  главным образом через фондовые  биржи, то малые предприятия  полагаются на сравнительно небольшие  кредиты банков, собственные средства и  “неформальный” рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.).

  Также, как одну  из особенностей, можно выделить  высокую долю оборотного капитала  по сравнению с основным фондом. Если у крупных предприятий  это соотношение 80:20, то у малых оно составляет 20:80.

   В ряду функций  малого предприятия, прежде всего,  важно отметить экономические  функции, определяемые его ролью  как, во-первых, работодателя; во-вторых  – производителя продукции и  услуг, в-третьих – катализатора научно-технического прогресса, в четвертых – налогоплательщика, в пятых – агента рыночных отношений.

   Не менее значимы функции  социальные. Во-первых, через малые  формы предпринимательской деятельности  многие люди раскрывают и реализуют  свой творческий потенциал. Во-вторых, в основном здесь используется труд социально уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев и т.д.), которые не могут найти себе применение на крупных предприятиях. В – третьих, малые предприятия являются главным продуцентом мест производственного обучения, своеобразным “полигоном” для обкатки молодых кадров. В-четвертых, небольшие предприятия, прежде всего в сфере обслуживания, удовлетворяют потребности людей в общении (но его они лишены, например, в супермаркетах).

   Уже сегодня актуальна  и будет актуализироваться и далее экологическая функция малого бизнеса, которая уже имеет место в странах с развитой рыночной экономикой.

 

 

 

 

 

 

                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            

2   Перспективы малого бизнеса в России               

2.1 Государственная  политика в области малого  предпринимательства 

   Практика государственного  содействия немонополистическому  сектору экономики развитых стран  показывает, что правительственный  выбор основных направлений этого  содействия происходит на основе исследований данного круга проблем. Поэтому важнейшая задача органов власти определить приоритетные направления развития малого бизнеса. В России к таким направлениям отнесены:

  • Производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
  • Производство продовольственных, промышленных товаров, товаров народного потребления;
  • Лекарственных препаратов и медицинской техники;
  • Оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;
  • Строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения.

   Соответственно, одним из  важных инструментов государственного  содействия развитию мелкого  бизнеса является прямая финансовая  помощь, которая осуществляется  посредством льготного субсидирования  малых фирм, предоставления гарантий  при получении ими займов из других источников и льготного налогообложения.

   Важным инструментом государственного  содействия малым предприятиям  в большинстве промышленно развитых  стран является система государственных  заказов. Данная форма отношений  позволяет обеспечить малому бизнесу гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширить производственные мощности, укрепить конкурентоспособность, модернизировать оборудование и многое другое.

Достаточно широкое развитие получили организуемые государственными органами и частными предприятиями специальные службы по оказанию различных консультационных услуг малым компаниям.

   Особая система государственной  поддержки существует для предприятий,  занимающихся научно-исследовательскими  работами. Главное место в этой системе занимают финансовая помощь и информационное обеспечение исследовательских работ.

Сейчас, при корректировании многими  политическими партиями и движениями своих программ, в них можно  заметить меняющееся отношение к  малому бизнесу. Так из всех программ можно выделить главные общие идеи:

  • Приоритетное развитие малого предпринимательства – не самоцель, а одно из основных условий экономического и социального возрождения России.
  • Массовое широкомасштабное развитие малого предпринимательства позволит предоставить работу миллионам граждан, высвобождающихся из государственных и приватизированных предприятий. По оценкам И.Хакамады: около 50 млн. человек.
  • Реализация мероприятий по обеспечению производственной и инновационной поддержки малых предприятий позволит создать значительное количество новых малых предприятий, до 12 млн. предприятий, и новых рабочих мест, прежде всего, для социально незащищенных слоев населения.
  • Малое предприятие, играющее все большую роль в региональных социально-экономических процессах, учитывает своеобразие каждого региона, формирует значительную долю доходной базы бюджета и является решающим фактором экономической стабилизации через создание местных потребительских рынков и новых рабочих мест.

  Россия должна жить по  принципу, что государство обслуживает потребности и запросы общества, а не наоборот.

2.1.1 Система  законодательных актов, направленных  на развитие и поддержку малого  предпринимательства

Рассматривая законодательные  документы, необходимо отметить, что  регламентирование деятельности малых предприятий осуществляется в хронологическом порядке. Этапы более раннего закрепления развития малого предпринимательства отражены в приложении.

К более поздним нормативным  документам относятся:

Закон РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности»

  1. Указ Президента РФ от 08.07.1994 года № 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации»
  2. Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»
  3. Гражданский кодекс РФ

Эти нормативные документы  составили правовое поле государственного регулирования предпринимательской  деятельности в РФ.

Кроме того, принято достаточно много законов, указов, постановлений, регламентирующих различные стороны деятельности малых предприятий. Один из первых примеров: постановление Правительства РФ «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР». Им были определены критерии отнесения предприятий к малым, а также основные направления их государственной поддержки.

Особую роль в развитии малых предприятий сыграл закон  РФ «О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации», определивший основные позиции  Правительства в отношении малых  предприятий, а также Закон РФ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». Кроме того, следует отметить постановление Правительства РФ от 28.10.1995 г. № 1045 «О государственном комитете Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства», постановление Правительства РФ от 14.12.1995 г. № 1184 «О Федеральном фонде поддержки малого предпринимательства», постановление Правительства от 23.04.1996 г. № 523 «Об участии субъектов малого предпринимательства в производстве и поставке продукции и товаров (услуг) для федеральных государственных нужд», Соглашение Правительств государств-учасников СНГ от 17.011997 г. № б/н «Соглашение о поддержке и развитии малого предпринимательства в государствах-участниках СНГ» и многие другие.

Таким образом, можно считать, что нормативно-правовая база, хотя и слабая существует. Ее же дальнейшее развитие зависит от дальнейшей экономической политики.

2.2 Кредитование  малого бизнеса

        Представителей банков смущает отсутствие залогового обеспечения, незначительный масштаб бизнеса, который затрудняет оценку его состояния, низкое качество проработки бизнес-планов и низкий уровень грамотности заемщика для надлежащего оформления необходимых документов.  
                   Представители малого бизнеса зачастую не могут воспользоваться "заманчивыми" предложениями банков из-за высоких процентных ставок, коротких сроков погашения, отсутствия стартового капитала, сложности и длительности процедуры получения кредита. Кроме того, малый бизнес неохотно отражает реальные финансовые результаты в отчетности, что снижает вероятность получения кредита на пополнение оборотных средств и инвестиционные цели.  
Такова сегодняшняя ситуация в сфере банковского кредитования малого бизнеса. Впрочем, за последние несколько лет на российском рынке стали появляться кредиторы, готовые идти навстречу предпринимателям.

Помимо небольших региональных банков, уже укрепившихся на этом рынке и целенаправленно работающие с предпринимательством, крупные банки  стали активно выходить на этот рынок. По данным Ассоциации российских банков, не менее 80 крупных банков уже имеют программы кредитования малого бизнеса. Причина очевидна - крупный российский бизнес поделен, а высокий уровень конкуренции на этом рынке ведет к снижению доходности кредитования. В то же время кредитование малого бизнеса имеет достаточно высокие показатели доходности.

Кто станет лидером по кредитованию малого бизнеса - федеральные или местные банки - сказать сложно. Заметной тенденцией в последнее время стало появление интереса к малому бизнесу со стороны "дочек" иностранных банков. Традиционно зарубежные банки имеют более строгие требования по рискам, процедурам, поэтому на рынке кредитования малого бизнеса они выглядят слабее более гибких российских банков. Тем не менее, через некоторое время и зарубежные игроки смогут составить достойную конкуренцию отечественным. Помочь им в этом могут заниженные процентные ставки.

Эксперты уверяют, что через 4-5 лет ситуация с банковским кредитованием малого бизнеса в России изменится. Дальнейшее развитие финансирования малого бизнеса приведет к тому, что кредитные продукты станут более доступными - сроки кредитования вырастут, процентные ставки снизятся, требования к потенциальным заемщикам станут более мягкими.     

Информация о работе Малый инвестиционный бизнес и перспективы его развития