Малый инвестиционный бизнес и перспективы его развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:21, контрольная работа

Краткое описание

Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малое предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности и перспективы развития малого бизнеса.

Оглавление

Введение 2
1 Малый бизнес в России 2
1.1 Необходимость разделения предприятий на крупные, средние и мелкие 2
1.2 Роль и место малого бизнеса в переходной экономике России 6
1.3 Виды малого бизнеса 8
1.4 Особенности и функции малого предприятия 9
2 Перспективы малого бизнеса в России 11
2.1 Государственная политика в области малого предпринимательства 2
2.1.1 Система законодательных актов, направленных на развитие и поддержку малого предпринимательства 2
2.2 Кредитование малого бизнеса 2
2.3 Фонд поддержки малого бизнеса ЕБРР 2
2.4 Инновационная роль малого бизнеса 14
2.5 Прогноз перспективного развития малого бизнеса 16
Заключение 18
Список использованной литературы 19

Файлы: 1 файл

контр.раб.гос.инновац.менедж..doc

— 129.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  АКАДЕМИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

 

 

ФАКУЛЬТЕТ ГиМУ

 

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

 

На тему:

Малый инновационный  бизнес и перспективы его развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент 4 курса 

группы 1071-З 

Демидов С.П.

Проверил:

 

 

 

 

 

 

                                                   Казань. 2010

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Введение

 

Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малое предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности и перспективы развития малого бизнеса.

    Современное российское  общество переживает чрезвычайно сильный кризис, который проявляется в политике, экономике, идеологии и других сферах жизни общества. Россия в очередной раз стоит перед необходимостью выбора ориентиров для своего дальнейшего развития, и здесь нельзя ошибиться.

   Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства.

   Опыт ведущих стран современного  мира со всей очевидностью  доказывает необходимость наличия  в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.

   Хозяйственная практика  в малом бизнесе находится  в причинно-следственной зависимости  углубляющейся специализацией общественного  производства и дифференциацией  товаров и услуг. Экономическая маневренность, гибкость принятия решений, территориально-пространственная мобильность делает малый бизнес необходимым в современном, постиндустриальном обществе.

   Разработке проблем становления  и функционирования малых предпринимательских  структур посвящены исследования отечественных и зарубежных экономистов: Мягкова П., Зяблюка М., Хайера В., Эрхарда Л., Аллена Л., Брокхауса А., Дынкина А., Стерлина А., Ниндайка Р., Лукьянова Ю., Рубе В., Горбунова Э., Иорданской Э., Медведева А., Татаркина А., Фегенно Е. и др. Ими обоснована необходимость изучения проблем малого бизнеса, исследованы основные направления реализации государственной политики, поддержки малых фирм, выявлены некоторые особенности развития малого производства, определены подходы к оценке инвестиционных проектов и разработке бизнес-планов и т.д.

   Но в то же время  недостаточно внимания уделено  изучению влияния малого предпринимательства  на структурные преобразования  региональной экономики; формированию  рациональной структуры индустриальных  центров на основе развития малого бизнеса; разработке экономического взаимодействия территориальных органов власти и малого бизнеса; методологии комплексной оценки предпринимательских проектов и проведению их экспертизы в отдельных городах и регионах нехарактерных для промышленно развитых стран условиях, условиях переходного периода, переживаемого Россией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Малый бизнес  в   России                                                                                

      Малый бизнес в России  официально стал развиваться в конце 80-х - начале 90-х годов. В соответствии с п.2 ст.2 ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ», субъекты РФ в соответствии со своими полномочиями решают все вопросы в области поддержки малого предпринимательства.

    Под субъектами малого  предпринимательства - предприятиями,  которые представляют малый бизнес  в России - понимаются коммерческие  организации, в уставном капитале  которых доля участия Российской  Федерации, субъектов Российской  Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней ( малый бизнес в России ):

в промышленности - 100 человек;

в строительстве - 100 человек;

на транспорте - 100 человек;

в сельском хозяйстве - 60 человек;

в научно - технической сфере - 60 человек;

в оптовой торговле - 50 человек;

в розничной торговле и бытовом  обслуживании населения - 30 человек;

в остальных отраслях и при осуществлении  других видов деятельности - 50 человек.

    Малый бизнес в России, осуществляющий несколько видов деятельности (многопрофильные), относится к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли. Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица. В случае если предприятие, представляющее малый бизнес в России, превышает установленную численность, такое предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, для предприятий, представляющих малый бизнес в России на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца.

    Законом установлено,  что предприятие, представляющее  малый бизнес в России с  момента подачи заявления установленного  Правительством Российской Федерации образца регистрируется и получает соответствующий статус в органах исполнительной власти, уполномоченных действующим законодательством. Субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе устанавливать дополнительные условия для регистрации субъектов малого предпринимательства по сравнению с условиями, установленными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    Центр юридического моделирования  и оценки предоставляет полный  пакет услуг по регистрации предприятий, представляющих малый бизнес в России.

         1.1 Необходимость разделения предприятий на крупные, средние и мелкие 

  В хозяйственной практике  широко применяются традиционные  схемы деления экономики на  составные элементы, позволяющие всесторонне изучить закономерности и направления развития народного хозяйства, своевременно заметить нарождающиеся проблемы и принять меры по их решению. Это – деление экономики по отраслевому признаку, по территориальному, по формам собственности и т.д.

   Существовало и деление  предприятий по критерию их  размера в зависимости от численности  работающих, стоимости основных  и оборотных фондов, объема производства  продукции и других показателей.  Такое деление использовалось  для определения категории предприятий, что является базой для формирования оплаты труда. Реформа оплаты труда, казалось бы, сделала ненужными определения “категорийности” предприятия. Однако жизнь дает другой вывод: необходимо резко повысить роль деления предприятий на крупные, средние и малые и положить его в основу специальной системы организации дифференцированного внимания со стороны государства к финансовому, материально-техническому благополучию различных по размеру предприятий.

Функциональное назначение предприятий, их роль в экономике в значительной мере меняются в зависимости от размера предприятия. Крупное и мелкое производства, даже в рамках одной территории и отрасли, как правило, не являются взаимозаменяемыми. Отсутствие одного из них – это незаполненная ячейка экономики, имеющая своим следствием общее снижение эффективности производства. Крупные, средние и малые предприятия дополняют друг друга, создают целостный организм экономики. 

 

  1.2 Роль и место малого бизнеса в переходной экономике России     

   Малое предпринимательство не было решающей сферой экономической деятельности, но быстро выросло в конце 80-х – самом начале 90-х годов, потом начался период стагнации, в какие-то периоды наблюдалось даже сокращение. В настоящее время в экономике России одновременно функционируют средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на семейном труде.

По данным официальной статистики, в России сегодня зарегистрировано 980 тыс. малых предприятий, в которых работают почти 10 млн. человек. Еще 5 млн. индивидуальных предпринимателей занимаются бизнесом без образования юридического лица. Суммарный объем продукции малых предприятий России в 2009 году превысил 24 % от общего объема промышленного производства. Но если сравнивать с развитыми странами, то показатели России довольно-таки малы: там на тысячу человек населения приходится 40-60 малых предприятий, а у нас - всего 17. И доля малого бизнеса в промышленном производстве Запада достигает 50-60%, а вовсе не 24%, как в России.

Малый бизнес в развитых странах – крупнейший производитель благ и услуг, крупнейший работодатель, катализатор научно – технического прогресса. В мире от половины до двух третей всех изобретений приходится на сферу малого бизнеса.     Однако приведенная статистика имеет и обратную сторону. Ее показатели формально свидетельствуют, что наши малые предприятия дают национальной экономике в процентном отношении вдвое больше, чем «их» малый бизнес дает Западу. Действительно, 17 российских предприятий на тысячу населения обеспечивают 24% промышленной продукции или 1 предприятие на тысячу населения в данном случае приходится всего 1% производства. Это говорит о высокой эффективности и динамичности российского малого бизнеса.

Немаловажен тот факт, что масштабы теневого бизнеса в этом сегменте рынка чрезвычайно велики. Не регистрируются до 70% выше официальных показателей, не менее чем на 90% занижаются данные о фондах заработной платы, а оборот своих фирм предприниматели занижают в среднем на 70%. При этом данные Госкомстата России, на теневую экономику приходится 23-25% от валового внутреннего продукта, а по оценкам МВД, эта доля достигает 40%.

В среднесрочной перспективе у России есть все предпосылки для бурного развития малого предпринимательства и в период до 2015 года малый бизнес в России должен превратиться в самый эффективный и быстрорастущий сектор экономики, обеспечивающий получение около 25% ВВП страны.

Уровень жизни населения страны постепенно повышается. Формирование среднего класса стимулирует рост потребительской активности, что благотворно сказывается на развитии среднего и малого бизнеса. Заметные темпы роста в последние годы показывают предприятия розничной торговли, сферы услуг, общественного питания.

Экономика регионов в настоящее время очень активно развивается, на рынок приходят новые игроки, идет укрупнение компаний, происходит консолидация бизнеса. В итоге ниши, которые традиционно занимал малый бизнес, например розничная торговля, переходят под контроль крупных сетевых компаний.

В последнее время отчетливо проявляется тенденция к сокращению доли торговли на рынках и росту доли торговли в организованных торговых комплексах. Все больше малых предприятий стремится увеличить количество точек продаж, перейти к цивилизованным формам обслуживания клиентов, выкупить арендованные помещения в собственность. Однако спрос на коммерческую недвижимость опережает рост предложений в этом секторе.

В настоящее время коммерческая недвижимость является наиболее привлекательным объектом для инвестиций. Крайний дефицит коммерческой недвижимости наблюдается в сегменте площадей 200–500 кв. метров, особенно востребованных малым бизнесом. Поскольку дефицит торговых, складских и производственных площадей сохранится, а цены будут расти, нужно сегодня успеть приобрести помещения и стремиться расширять географию своего бизнеса.

Доля малых предприятий, использующих банковский кредит на развитие своего бизнеса, сегодня невелика – около 16%. Однако в условиях усиливающейся конкуренции, преимущество будет на стороне тех компаний, которые станут активно инвестировать в развитие своего бизнеса, развивать собственное дело, увеличивать количество точек продаж, использовать новые технологии и современное оборудование.

Привлекательность использования заемных средств для развития бизнеса по сравнению с собственными средствами подтверждается и с точки зрения экономической теории.     

                                                                

1.3 Виды малого бизнеса

Кто впервые сталкивается с малыми предприятиями, обычно допускают типичную ошибку: считают малые предприятия одним из видов предприятий, подобно государственным, арендным, совместным, семейным и т.д. Это неверно, малые предприятия в этот перечень не могут быть включены. Малые – это не вид, не организационно-правовая форма, а размер предприятия. Малое предприятие – всегда какое-то применительно к выделяемым в законодательстве видам предприятий. Из всех имеющихся видов предприятий: государственных, коллективных, совместных, кооперативов и т.д., выделяется их часть по критериям численности работающих. Таким образом, существуют малые государственные, малые совместные, малые частные и прочие виды малых предприятий.

Информация о работе Малый инвестиционный бизнес и перспективы его развития