Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 18:27, дипломная работа
Об особенностях деятельности малых предприятий в условиях молдавской действительности на примере конкретного предприятия с анализом финансово-хозяйственной деятельности, выводами и предложениями.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 6
1.1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.2. СИСТЕМА ГОСПОДДЕРЖКИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ МОЛДОВА И ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА 11
1.3. РОЛЬ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ БИЗНЕСА И ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ БИЗНЕСА 19
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ «AUROTIP AOSI» 34
2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 34
2.2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 35
2.3. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 45
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «AURATIP AOSI» КАК МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 55
3.1. ЗНАЧЕНИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ДЛЯ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА 55
3.2. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИССЛЕДУЕМОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «AURATIP AOSI» 61
ГЛАВА 4. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ МОЛДОВА 74
4.1. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ «AURATIP AOSI» 74
4.2. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ МОЛДОВА 93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 101
БИБЛИОГРАФИЯ 103
- дерегуляция деятельности малых предприятий. Понижение внимания к вопросам дерегулирования деятельности малых фирм обусловлено тем, что на протяжении 80-х годов этому аспекту уделялось, возможно, чересчур пристальное внимание. Определенные достижения на этом пути, значительная доля малого бизнеса в экономиках западноевропейских стран, особенно, в структуре занятости, а также осознание того факта, что свобода принятия решения для одного оборачивается несвободой для другого или, чаще, других, сделали возможным появление этой рекомендации в рассматриваемом ряду;
- обучение. Существующие чрезвычайно
противоречивые результаты исследований,
делавших попытки выявить эффективность
обучающих программ для малых предприятий
не позволяют оставлять без внимания те огромные государственные вложения,
которые делались до последнего времени
в это направление. Альтернативой этим
вложениям "вообще" могут быть вложения
в обучение специфических целевых групп
и развитие базовых образовательных программ
не столько обучения бизнесу, сколько
предпринимательству и предприимчивости
как культуре решения проблем людей и
организаций, предназначенных не столько
для предпринимателей-бизнесменов, сколько
на различные целевые группы в системе
государственного образования – школах,
институтах, университетах. Имеется ряд
подтверждений того факта, что выживаемость
предприятий, руководители которых проходили
программы подготовки, выше, чем у тех
предприятий, где
этого не было;
- поддержка старта новых фирм. Значительные
вложения, сделанные многими западными
странами в поддержку старта новых предприятий, в большей своей части, не
доказали своей эффективности. Можно
выделить следующие основные причины
такого результата: низкий процент "выживаемости"
новых малых предприятий; трудности идентификации
потенциального "успеха" для нового
предприятия; среди новых фирм, получивших
поддержку на старте и выживших на рынке,
далеко не каждая стремится расти и создавать новые рабочие
места из-за нежелания использовать
для этих целей привлеченные средства,
а значит, появления возможности потери полного контроля над предприятием;
высокий процент "самозанятых" (а
как раз "самозанятость" и поддерживалась
многими программами поддержки новых
предприятий) в стране не гарантирует
низкого процента безработицы, и высокого
уровня экономического развития государства.
В качестве
альтернативы вложениям в новые предприятия
многие западноевропейские страны рассматривают
сейчас вложения в растущие предприятия,
доказавшие свою жизнеспособность на
рынке и создающие новые рабочие места.
Вместе с тем, эти рекомендации носят достаточно
спорный характер;
- информационные и консультационные услуги.
Создание государством большого числа специальных информационных
и консультационных агентств и центров,
дублирующих функции профессиональных
бизнес-консультантов (аудиторов, юристов,
бухгалтеров и др.) признано неэффективным.
В этом смысле положительным можно считать
то, что в Стратегии поддержки развития
малых и средних предприятий на 2006-2008 годы
в Республике Молдова признается приоритет
частных консультационно-
центров: «Несмотря на то, что эволюция
консалтинговых услуг в бизнесе находится
на начальном этапе развития, эффективное
и качественное их предоставление может
быть обеспечено лишь частным сектором»;
- решение краткосрочных проблем. Необходим уход от постоянного желания "сделать хоть что-нибудь", но в обозримое для карьеры политических деятелей время, неизбежно уводящее от решения долгосрочных задач, и приводящее к решению краткосрочных.
На основе ряда исследований молдавского
сектора малого предпринимательства
можно выделить следующие направления
совершенствования системы
В основе государственной политики должны лежать реальные проблемы, с которыми сталкиваются мелкие предприниматели. Так, предприниматели называли следующие две основные проблемы, затрудняющие их деятельность: недостаток финансовых ресурсов (на этапе становления предприятий) и поиск новых и/или расширение существующих рынков (в процессе развития бизнеса). Государство не обязано предоставлять субъектам малого предпринимательства финансовые ресурсы, но оно должно обеспечить доступ к ним, для чего следует задействовать не только специализированные банковские и небанковские институты, но и механизмы финансовой самоподдержки предпринимателей. Решение проблемы поиска и расширения рынков сбыта охватывает обеспечение доступа предпринимателей к необходимой информации, обучение их работе с информацией, а также обучение маркетингу.
Существуют также две проблемы, которые не в полной мере осознают молдавские предприниматели. Это нежелание заниматься кадровыми вопросами (управлением персонала) и низкий уровень внедрения новшеств, инноваций. Государство должно активно поддерживать институты инфраструктуры, которые обучают предпринимателей эффективному выполнению этих функций.
В особой поддержке сегодня нуждается
следующие группа предприятий и
предпринимателей, которые объективно
находятся в менее
o находящиеся на этапе становления (первые 1-2 года); o самые мелкие предприятия – с численностью до 5 человек, включая самозанятых;
o социально-незащищенные слои населения. Некоторые исследования, направленные на изучение женского предпринимательства, показалио, что у женщин меньше опыт управления и недостаточная управленческая подготовка, был ограничен доступ к приватизации; они чаще работают на тех группах предприятий, которые объективно нуждаются в большей поддержке (микропредприятиях, работающих в низкооплачиваемых видах деятельности).
Одним из наиболее эффективных методов господдержки является обучение потенциальных, начинающих и работающих предпринимателей. Обучение непосредственно влияет на формирование и рост бизнес-способностей. Однако оно должно дифференцироваться относительно отдельных групп. Например, обучение социально-незащищенных слоев должно учитывать следующие обстоятельства:
o Их недостаточно обучить профессиональным навыкам (что практикуется сегодня); это едва ли увеличит их шансы на трудоустройство в сфере малого предпринимательства, поскольку предприниматели в этом секторе, как правило, осуществляют найм персонала из ближайшего окружения (родственники, друзья, знакомые). Их необходимо обязательно обучать также навыкам ведения своего дела.
o Они нуждаются в специальной психологической подготовке, поскольку не только реально обладают меньшими ресурсами, но и психологически менее готовы к занятию предпринимательством.
Как показывает мировая и отечественная
практика, малое и среднее предпринимател
В соответствии с законодательством
финансово-кредитная поддержка
В целях выполнения государственных программ поддержки малого бизнеса, осуществления государственной политики в области поддержки и развития малых и средних предприятий в составе Министерства экономики создать Департамент малых и средних предприятий.
Министерство экономики
Органы местного публичного управления должны разрабатывать и принимать региональные программы поддержки малого бизнеса с учетом действующего законодательства, сфер развития малого бизнеса в регионе и предложений территориальных ассоциаций патроната.
Фонд поддержки
В настоящее время в сфере малого бизнеса осуществляют свою деятельность более 32% общего числа работающих, обеспечивая свыше 48% объема чистых продаж, что доказывает значение этого сектора для национальной экономики.
Уровень развития малого бизнеса должен
способствовать созданию положительного
имиджа Республики Молдова, обеспечению
эффективности рыночной экономики
с целью интеграции ее в европейскую
и мировую экономическую
Развитие малого бизнеса в республике не носит устойчивого характера и зачастую сдерживается следующими факторами:
Вопреки вышеизложенному, результаты деятельности предприятий малого бизнеса в Республике Молдова свидетельствуют о существовании достаточного потенциала, соответствующего стратегическим задачам экономического развития и требующего проведения государственной политики по поддержке малого бизнеса.
Основные задачи правительственных программ по поддержке малого бизнеса можно выразить следующими положениями:
Республика Молдова