Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 11:58, контрольная работа
Что изучает предмет «Экономика и социология труда»?
Предмет курса «Экономика и социология труда» представляет собой изучение трудового потенциала общества и путей его наиболее рационального использования в интересах повышения эффективности производства, роста благосостояния населения и всестороннего развития личности.
По мнению известного
российского психолога Б.Д. Парыгина,
понятие социально-
К социально-психологическим факторам управления персоналом относятся две группы факторов: социальные факторы и психологические. В свою очередь к социальным факторам относятся такие, как:
К факторам психологическим относятся такие, как:
Социальная инфраструктура
представляет обычно комплекс объектов,
предназначенных для
совместной работы, техническим уровнем производства, организационными формами трудового процесса и качеством рабочей силы, занятой в данной организации, а также факторы, так или иначе воздействующие на психофизическое самочувствие работников, на обеспечение безопасного ведения работ, предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Социально-психологический климат - это суммарный эффект от воздействия многих факторов, влияющих на персонал организации. Он проявляется в трудовой мотивации, общении работников, их межличностных и групповых связях. Нормальная атмосфера этих отношений дает возможность каждому сотруднику чувствовать себя частицей коллектива, обеспечивает его интерес к работе и необходимый психологический настрой, побуждает к справедливой оценке достижений и неудач как собственных, так и коллег и организации в целом. Не раз ведущие экономисты замечали, что деятельность группы может быть в несколько раз эффективнее, нежели де5ятельность нескольких разобщенных индивидов.
Внерабочее время образует еще одну группу факторов социальной среды организации. С ними связаны устройство домашнего быта работников, выполнение ими общественных и семейных обязанностей, использование досуга. Досуг занимает особое место в гармоничном развитии работника. Величина, структура, содержание. Культура использования рабочего времени влияют на гуманистическую наполненность образа жизни, мировосприятие работника, его гражданскую позицию и нравственные ценности.
Условия и охрана труда включает факторы, которые связаны с содержанием. О мотивации работников следует сказать, что материальное вознаграждение труда выступает узловым пунктом социального развития организации. В нем состыковываются основные расходы на рабочую силу, компенсация трудовых затрат работника, их общественный статус и вместе с тем семейные бюджеты. Когда физиологические потребности удовлетворены, и человек не боится за свое благополучие, его социальные потребности становится доминирующими мотиваторами поведения. Речь идет о принадлежности с сообществу, потребности в дружелюбном отношении.
Следующим аспектом социально-психологического характера является тип руководителя и стиль его управления. Знания и поведение руководителя в определенной степени влияет на психологию сотрудников. Если учащиеся, особенно младшие, в значительной мере воспринимают как знания, так и поведение учителя как должное, то в отношении руководителя положение несколько иное. Каждое слово, каждое движение руководителя оценивается сотрудниками и по неофициальным каналам информации становится известным большей части коллектива, а иногда и за его пределами. Прежде всего, руководитель должен с пониманием относиться к своим сотрудникам. Он просто обязан уважать их способности, воспринимать их успехи и неудачи как свои.
В литературе известна классификация Курта Левина трех типов руководства в системе управления предприятием: демократический, авторитарный и либеральный.
Демократический стиль характеризуется привлечением сотрудников при решении основных вопросов, принятии определенного решения, взаимном распределении прав и обязанностей, для развития самостоятельности и инициативы, расширении взаимного контроля и т. д.
Авторитарный стиль связан с повышением до чрезмерной роли руководителя, который обычно сам решает вопросы. При этом он может учитывать, а может и не учитывать мнения других. На лицо постоянная и чрезмерная требовательность к сотрудникам, которая ограничивает их самостоятельность и инициативу.
Либеральный стиль характерен для руководителей, которые не вмешиваются в работу сотрудников. Они предоставляют последним выполнять свои обязанности так, как те считают нужным. Руководителями в этом случае не требуют ответственности за невыполнение задач исполнителями и пускают работу на самотек.
Управление конфликтами – это целенаправленное воздействие по устранению (минимизации) причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников конфликта.
Существует достаточно много методов управления конфликтами. Укрупненно их можно представить в виде нескольких групп, каждая из которых имеет собственную область применения:
Проверочный тест №7
А) Может, как например, в городе.
Б) Не может, т. к. без руководства не существует коллектива.
В) Не может, т. к. их должна объединять какая-либо цель.
А) Верно
Б) Неверно
А) Десятый класс средней школы
Б) Бригада монтажников
В) Членство любителей рыбалки
Г) Семья
Д) Жители одного многоквартирного дома
А) Социально-психологические аспекты управления персоналом рассматривают не только сотрудников в рабочее время, но и внерабочее
Б) Демократический стиль управления характеризуется привлечением сотрудников при решении основных вопросов, принятии определенного решения.
В) Управление конфликтами – это целенаправленное воздействие на устранение причин породивших конфликт или коррекцию поведения участников конфликта.
А) Межличностные
Б) Внутриличностные
В) Признание поражения
Г) Ответная агрессия
Д) Переговоры
Е) Универсальные
Ж) Коллективные
З) Личные
А) Верно
Б) Неверно
А) Верно
Б) Неверно
8.Оценка трудовой
деятельности и аттестация
Контрольные вопросы по теме
Регулярная и систематическая
оценка сотрудников предоставляет
руководству организации
В зависимости от субъекта оценки различают: самооценку, оценку по горизонтали (коллегами по работе) и по вертикали (как «сверху вниз», так и «снизу вверх»).
По периоду оценки выделяют: пролонгированную (изучает длительный период трудовой деятельности) и экспрессивную (оценка в какой-либо момент времени).
По степени охвата оценка бывает: комплексная (оценка всех сторон деятельности) и локальная (оценка какой-либо функции)
Можно выделить три основные цели оценки персонала: административная, информационная и мотивационная.
Аттестация способствует:
Перечислим проблемы,
решение которых требует