Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 15:18, реферат
В работе будут освещены понятие коммуникаций в системе управления, барьеры на пути коммуникационного развития, совершенствование систем коммуникаций и все понятия, тесно переплетающиеся с этим вопросом.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
Глава І. Коммуникации в системе управления
1.1. Сущность и роль коммуникаций……………………………….5
1.2. Процесс коммуникаций в организации…………………………8
1.3. Современные виды коммуникаций……………………………...12
Глава ІІ. Анализ системы коммуникаций
2.1. Проблемы коммуникаций………………………………………19
2.2. Барьеры, препятствующие эффективным организационным коммуникациям……………………………………………………………20
2.3. Барьеры на пути межличностных коммуникаций…………….24
Глава ІІІ. Совершенствование коммуникаций в организаций
3.1. Направления по совершенствованию коммуникационных процессов в организации……………………………………………………………….28
3.2. Новые виды коммуникаций (intranet)……………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………39
Список литературы……………………………………………………….41
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава І. Коммуникации в системе управления
Глава ІІ. Анализ системы коммуникаций
2.1. Проблемы коммуникаций………………………
2.2. Барьеры, препятствующие
2.3. Барьеры на пути межличностных коммуникаций…………….24
Глава ІІІ. Совершенствование коммуникаций в организаций
3.1. Направления по
3.2. Новые виды коммуникаций (intranet)……………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Коммуникации
играют большую роль в процессе управления.
Они выступают связующим
Целью работы является: показать природу и сложность коммуникаций, рассмотреть их значение в организации; раскрыть содержание коммуникационного процесса и рассмотреть препятствия, стоящие на пути коммуникаций; рассмотреть различные виды коммуникаций и определить методы повышения их эффективности; раскрыть роль и содержание межличностных и организационных коммуникаций и определить факторы, влияющие на них.
В связи с поставленными целями в курсовой работе решались следующие задачи: изучить теоретические основы коммуникаций, рассмотреть анализ систем коммуникаций, обосновать основные направления совершенствование коммуникаций в организации.
Предметом исследований является коммуникации в организации.
Объектом работы является совокупность отношений возникающих в коммуникационных процессах.
В процессе написания курсовой работы использовались следующие методы анализа, сравнения, демографический, абстрактно-логический, индукции и дедукции.
Основными источниками написания курсовой работы являются научные труды российских и зарубежных авторов.
В разработке этой проблемы занимались такие как Виханский О.С., Наумов А.И., Фролов С.С., Чаусов Н.Ю., Кейт Дэвис, Джон В Ньюстром и др.
В
работе будут освещены понятие коммуникаций
в системе управления, барьеры
на пути коммуникационного развития,
совершенствование систем коммуникаций
и все понятия, тесно переплетающиеся
с этим вопросом.
Глава
I. Коммуникации в системе управления
Управление в организации осуществляется через людей. Одним из важнейших инструментов управления в руках менеджера является находящаяся в его распоряжении информация. Используя и передавая эту информацию, а также получая обратные сигналы, он организует, руководит и мотивирует подчиненных. Многое зависит от его способности передавать информацию таким образом, чтобы достигалось наиболее адекватно ее восприятие теми, кому она предназначена. Многие менеджеры понимают важность этой проблемы и уделяют этому большое внимание.
В процессе коммуникации информация передает от одного субъекта другому. Субъектами могут выступать отельные личности, группы даже целые организации. В первом случае коммуникация носит межличностный характер и осуществляется путем передачи идей, фактов, мнений, намеков, ощущений или восприятий, чувств и отношений от одного лица другому в устной или какой-либо другой формы (письменно, жестами, позой, тоном голоса и т.п.) с целью получения в ответ желаемого поведения.
Коммуникация и информации различные, но связанные между собой понятия. Коммуникация включает в себя и то, что передается, и то как это «что» передается. Для того чтобы коммуникация состоялась, необходимо, как минимум, наличие двух людей.
Коммуникация
предъявляет требования к каждому
из участников управленческого
По мнению Виханского О.С. термин «коммуникация» происходит от лат. «communis», что означающее «общее»: передающий информацию пытается установить «общность» с получающим информацию. Отсюда коммуникация может быть определена как передача не просто информации, а значения или смысла с помощью символов.[3,с.222]
По мнению Латфуллиной Г.Р., под коммуникацией понимается обмен идеями, мнениями и информацией в устном и письменном виде посредством символов. При этом передаваемая информация должна быть значима для участников коммуникации. Цель коммуникации – добиться от предпринимающей стороны точного понимания отправленного сообщения.[16,с.258 ]
С другой стороны, Чаусов Н.Ю. считает, что коммуникации – это обмен информацией, на основе которого руководитель принимает решения и доводит их до сотрудников организации.[20,с.213 ]
А Фролов С.С. считает, что термин «коммуникация» (от лат. – «communicatio» - делать общим, сообщать, беседовать связывать ) появился в научной литературе в начале XX века ( хотя, вероятно, первая модель коммуникации была предложена Аристотелем, выделившим такие компоненты процесса коммуникации, как оратор, речь и аудитория).
Термин «коммуникации» быстро стал общепринятым, однако его распространение вовсе не означало, что коммуникации превратились в одну из важных составляющих социальных исследований. Только развитие различных концепций организаций придало актуальность проблемам, связанных с построением и функционированием коммуникационных сетей. [19, с.245 ]
Эффективная межличностная коммуникация в силу ряда причин важна для успеха в управлении. Во-первых, решение многих управленческих задач строятся на непосредственном взаимодействии людей (начальника с подчиненным, подчиненный с другим подчиненным) в рамках различных событий. Во-вторых, межличностная коммуникация, возможно, является лучшим способом обсуждения и решения вопросов, характеризующихся неопределенностью двусмысленностью.[1,с.142 ]
Роль коммуникации в организации. Формирование коммуникационных сетей и создание условий для успешного функционирования коммуникаций в организации составляют одну из важнейших задач управления. Не случайно немецкий ученые В. Зигерт и Л. Ланг отмечают: «Хлеб людей организации – информация и коммуникации. Если нарушаются информационные потоки внутри предприятия и связи с внешним миром, само существование этого предприятия под угрозой. Одной информации недостаточно. Только когда она соответствующим образом преобразуется и обрабатывается, т.е. когда возникают коммуникативные связи, обеспечиваются существование и эффективная деятельность организации».
Согласно
ряду опросов, проведенных американскими
исследователями организации, а
также 73% руководителей американских,
63% английских и 85% японских компаний считают,
что недостаточная
Действительно, обмен информацией включен как важнейшее звено во все основные виды деятельности организации, следовательно, если коммуникационные связи ( как внутренние, так и внешние ) не существуют или не действуют, это отрицательно сказывается на функционировании всей организации. Это объясняется рядом причин:
В
связи с этим одной из главных целей
управления в организации является создание
системы коммуникации. Ее запуск и контроль
за нормальным функционированием.[19, с.244
]
1.2.
Процесс коммуникаций в
Основу процесса управления составляет взаимодействие между элементами управленческой структуры – подразделениями, должностями, отдельными лицами, осуществляемое с помощью соединяющих их коммуникационных каналов, создаваемых в процессе личных контактов, обмена документами, функционирование электронных средств связи и т.д.
Основная
цель коммуникативного процесса –
обеспечение понимания
В процесс обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента: отправитель, сообщение, канал, получатель.
Отправитель
– лицо, стремящееся донести
Сообщение – информация, закодированная с помощью символов.
Канал – средство передачи информации.
Получатель – лицо, которому предназначена информации.
Процесс коммуникации можно представить в виде последовательности нескольких взаимосвязанных этапов: формулирование идеи, кодирование и выбор канала связи, передача сообщения, декодирование сообщения, обратная связь.
Рис.1. Процесс
коммуникации
Формулирование идеи. Обмен информацией начинается с формирования идеи и отбора информации для сообщения. Отправить решает, какое именно сообщение он хочет передать. Именно на данном этапе определяется эффективность коммуникационного процесса в целом. До передачи сообщения отправитель должен принять в расчет множество факторов: что именно должен понять в расчет получатель, насколько эти идеи уместны и адекватны с учетом конкретной ситуации и цели и др.
Кодирование информации и выбор канала связи. Прежде чем передавать идею, отправитель должен с помощью символов понятных получателю, закодировать информацию, используя для этого слова, интонации и жесты, рисунки и др. Такое кодирование превращает идею в сообщение. Отправитель выбирает канал связи, соответствующий типу символов, использованных для кодирования информации. К таким каналам относится передача речи и письменных материалов, почта, телефон, компьютерные сети, электронная почта, видеоконференции и т.д. Если канал связи непригоден для воспроизведения определенных символов, то передача информации будет затруднена или невозможна. Кроме того, канал должен соответствовать идее, сформулированной на первом этапе, иначе обмен информацией будет неэффективным. В некоторых случаях желательно использовать несколько средств передачи информации в сочетании. Это усложняет коммуникационный процесс, поскольку отправителю приходится устанавливать последовательность использования этих средств и определять временные интервалы в последовательности передачи информации, однако делает его более результативным. Так исследования показывают, что одновременное использование средств обмена устной и письменной информацией обычно эффективнее, чем только обмен письменной информацией.