Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 15:09, курсовая работа
Цель курсовой работы — исследование сущности коммуникаций, а также того, что можно предпринять, чтобы более эффективно обмениваться информацией, как среди менеджеров, так и за пределами их круга.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) Изучить формы, методы коммуникационного процесса в современном предприятии
2) Проанализировать систему коммуникаций на основе фирмы ООО «Колизей»
Объектом данной курсовой работы является коммуникация как поведенческая активность субъектов, а предметом – умелое использование эффективных коммуникаций менеджерами для достижения целей организации.
По общему признанию, коммуникации имеют огромное значение для успеха деятельности предприятий и представляют одну из сложных проблем менеджмента. По существу это своего рода «кровеносная система» единого организма фирмы. Эффективно работающими руководителями считают тех, кто эффективен в коммуникациях. Менеджеры должны в совершенстве владеть искусством коммуникации, так как, образно говоря, они выполняют работу «чужими руками».
Роль коммуникаций очевидна как на малых фирмах, так и в мощных компаниях и корпорациях. От эффективности коммуникационных связей и взаимодействий зависит будущее не только предприятия, как хозяйствующего субъекта на рынке, но также и людей, работающих на данном предприятии, а на глобальном уровне и благополучие всей страны в целом.
Опыт как Российских, так
и зарубежных компаний показывает,
что эффективность коммуникаций
зависит, прежде всего, от психологического
настроя коллектива. Там где руководитель
использует метод «кнута и палки»
наблюдается нервозность и
Однако если руководитель проводит собрания в коллективе, где обсуждаются те или иные проблемы развития, применяет методы поощрения за инициативу, труд и т. п., создает условия для свободного выражения своего мнения, пусть даже не совпадающего с мнением руководства, то в этом случае персоналу легко работать на данном предприятии. Люди осознают в этом случае свою значимость и стараются использовать весь свой потенциал и интеллект для достижения процветания организации. На таком предприятии сотрудники уверены в своем будущем, в том, что их проблемы можно открыто обсудить на собрании, внести какие-то идеи, за которые они будут морально и материально вознаграждены. Таким предприятиям легче вынести экономические и политические кризисы в стране, т. к. в сплоченном коллективе сотрудники будут помогать друг другу пережить трудности.
Все это уже давно осознали зарубежные и многие отечественные менеджеры. Но как добиться эффективных коммуникаций? Как приобрести навыки и умение управлять коммуникативными процессами? - вот главные вопросы, которые беспокоят современных российских руководителей.
В рамках вышесказанного актуальность выбранной темы подчеркивается опытом зарубежных и отечественных руководителей, их заинтересованностью в изучении коммуникационных связей и их эффективному развитию, ведь одним из самых важных факторов интеграции управления является коммуникация (до 80% рабочего времени менеджеров всех уровней расходуется на те, или иные виды общения).
Поскольку в нашей стране
появление и становление
В России коммуникации претерпели
коренное изменение. От административно-командной
системы страна резко перешла
к рыночным отношениям. Если раньше
управление предприятием в основном
заключалось в том, что от руководства
к подчиненным поступали
Цель курсовой работы — исследование сущности коммуникаций, а также того, что можно предпринять, чтобы более эффективно обмениваться информацией, как среди менеджеров, так и за пределами их круга.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) Изучить формы, методы коммуникационного процесса в современном предприятии
2) Проанализировать систему коммуникаций на основе фирмы ООО «Колизей»
Объектом данной курсовой работы является коммуникация как поведенческая активность субъектов, а предметом – умелое использование эффективных коммуникаций менеджерами для достижения целей организации.
Коммуникацию можно определить как использование слов, букв, символов и аналогичных средств для получения информации об объекте или событии. Это широкое понятие, включающее ряд уточненных терминов: семантика коммуникаций относится к значению слов и символов; синтаксис коммуникаций указывает на взаимосвязи между используемыми символами; прагматика коммуникаций связана с их результативностью и эффективностью при достижении целей.
Коммуникации в
Коммуникации важны для руководителей по следующим причинам:
1. Руководители тратят
большую часть времени на
2. Коммуникации необходимы для эффективности управления;
3. Коммуникации необходимы
также для утверждения
4. Хорошо налаженные
Принято различать четыре основные функции коммуникативности в группе или организации в целом: контроль, мотивация, эмоциональное выражение и передача информации. С помощью коммуникативности осуществляется контроль поведения членов группы. В организациях существует иерархия и формальная соподчиненность, которой работники должны придерживаться. Когда работника, например, просят привести свои действия в соответствие со стратегией компании, коммуникативность выполняет контролирующие функции. В то же время она усиливает мотивацию, доводя до работников информацию о том, что должно быть сделано, как улучшить работу и т.д.
Для большинства людей их работа является первичным источником социального взаимодействия. Коммуникативность, которая осуществляется в группе, является механизмом, с помощью которого члены группы выражают свое отношение к происходящему. Тем самым коммуникативность способствует эмоциональному выражению работников и позволяет реализовывать социальные потребности. Существенное значение имеет и функция коммуникативности, которая связана с ее ролью в процессе принятия решений. Она позволяет предоставить данные, которые необходимы индивидуумам и группам для принятия решений, посредством передачи информации для идентификации и оценки альтернативных решений.
Барьеры коммуникаций
В деятельности организации при коммуникативном потоке существуют различные помехи и барьеры, нарушающие качество сигнала.
К ним относят:
Можно добавить случаи, когда не понятен шифр; когда получатель не увязывает информацию с положением лица, посылающего ее; когда при передаче обнаруживаются так называемые шумы. В обобщенном виде барьеры эффективности коммуникаций можно представить в следующем виде (Таблица 1).
Барьеры эффективности коммуникаций
Барьеры |
Отправитель послания |
Получатель | |
Барьеры при отправлении сообщения |
Неожиданность сообщения; Неадекватность информации; Предубеждение относительно послания; Предупреждение относительно принимающего. |
||
Барьеры восприятия |
Потребности и желания; Ценностные ориентации; Установки и мнения; Ожидания; Внимание к стимулу. | ||
Барьеры понимания |
Семантика и жаргон; Коммуникативные навыки; Длина сообщения; Коммуникативный канал. |
Семантические проблемы; Концентрация; Способность слушать; Знания; Предубеждения; Восприимчивость к новым идеям. | |
Барьеры приема информации |
Личностные характеристики; Ценностные ориентации; Установки и мнения. |
Установки, мнения; Уровень переработки информации; Гибкость изменения установок, поведения; Личностные характеристики. | |
Барьеры действий |
Память; Уровень переработки информации. |
Память и внимание; Уровень переработки информации; Гибкость изменения установок, поведения; Личностные характеристики. |
Таблица 1.
Внутриличностная коммуникация.
Это коммуникация, которая возникает внутри самого индивидуума. Это то, как индивидуум говорит сам с собой. Она является и посылающей, и принимающей информацию стороной, его мысли и чувства облекаются в послание, а мозг действует как канал для обработки этих мыслей и чувств. Обратная связь – это то, что дополняет информацию или отвергает ее.
Межличностная коммуникация.
Коммуникация с другим
человеком называется межличностной.
Это самый распространённый тип
коммуникации. В межличностной коммуникации
мы действуем и как принимающая,
и как посылающая информацию сторона.
Посланием является предоставляемая
информация, каналом ее передачи является
обычно взгляд или звук, а обратной
связью – ответ каждого участника
коммуникации. Интервью часто рассматривается
как тип межличностной
Коммуникация в малой группе.
В малой группе каждый индивидуум
имеет равный шанс участвовать в
обсуждении, может быть легко услышан
и взаимодействовать с другими.
Взаимодействие усложняется, если группа
превышает размер 10-12 человек. Малые
группы состоят из нескольких индивидуумов,
посылающих и получающих информацию.
В связи с этим возникает большая
вероятность недопонимания в
группе. Каналы связи более структурированы,
чем при межличностном общении,
однако каналы обратной связи и возможности
для нее те же. Часто в организации
малые группы называются «командами».
Популярность команд в организациях
не означает, что они полезны в
каждой ситуации. Не все участники
всегда хорошо работают в команде,
некоторые могут лучше
Общественная коммуникация.
В общественной коммуникации выступающий (источник информации) передает послание аудитории (получателям информации)
. Общественная коммуникация
возникает, когда группа
Внутренняя оперативная коммуникация.
Это структурированная коммуникация
в пределах организации, непосредственно
направленная на достижение целей организации.
Структура подразумевает, что коммуникация
является частью деятельности организации.
/Рабочие цели организации соотносят
с ее непосредственной деятельностью,
например производственной или относящейся
к сфере услуг. Примерами такой
коммуникации являются связи между
отделами предприятия, отчеты отдела реализации
продукции или ведомости