Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 16:13, контрольная работа
Для осуществления управления организацией в условиях динамичной, изменчивой и неопределенной среды, необходимо проведение анализа и оценки среды. А также прогнозирование того, как она будет изменяться во времени, с учетом непредсказуемости некоторых факторов внешней среды: ужесточение конкурентной борьбы, ускорение изменений в окружающей среде, динамизм изменений запросов потребителей, неожиданное появление новых возможностей для бизнеса.
Введение…………………………………………………………………………3
Использование диалектических принципов в исследовании управления……………………………………………………………………4
Диалектический подход в исследовании систем управления……...4
Принципы диалектического подхода к исследованию………….….6
Диалектические методы исследования………………………………7
Классификация операций процесса исследований управления……….….9
Методы систем управления……………………………………...……9
Виды исследования систем управления………………………….…..9
2.3 Классификация систем управления……………………………….…11
2.4 Структуризация видов исследования систем управления…………12
Графические методы ИСУ: диаграмма Исикавы, диаграмма Парето, графики и контрольные карты, круговая диаграмма, сетевые графики, сетевая матрица…………………………………………………………...…20
3.1 Метод "Семь основных инструментов контроля качества”…….....20
3.2 Семь основных инструментов контроля качества………………….21
3.3 Содержание этих методов и возможности их применения……..…22
Заключение………………………………………………………………………26
Список использованной литературы……………………………………...……27
Содержание
Введение…………………………………………………………
2.3 Классификация систем управления……………………………….…11
2.4 Структуризация видов исследования систем управления…………12
3.1 Метод "Семь основных инструментов контроля качества”…….....20
3.2 Семь основных инструментов контроля качества………………….21
3.3 Содержание этих методов и возможности их применения……..…22
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………...……
Введение
Все коммерческие организации действуют в конкретной рыночной среде. У всех организаций одна цель – получение прибыли. Одним участникам рынка достижение указанной цели в той или иной мере удается, а другим нет. Это зависит от руководителя данного экономического объекта: умеет ли он правильно ставить цели предприятия, и рассматривает ли он будущее развитие предприятия.
Умение проводить первичный стратегический анализ для организации поможет руководителю наметить основные направления деятельности предприятия, определить цели и задачи предприятия.
Для осуществления управления организацией в условиях динамичной, изменчивой и неопределенной среды, необходимо проведение анализа и оценки среды. А также прогнозирование того, как она будет изменяться во времени, с учетом непредсказуемости некоторых факторов внешней среды: ужесточение конкурентной борьбы, ускорение изменений в окружающей среде, динамизм изменений запросов потребителей, неожиданное появление новых возможностей для бизнеса.
Исследование систем управления — это вид деятельности, направленный на развитие и совершенствование управления в соответствии с постоянно изменяющимися внешними и внутренними условиями. В условиях динамичности современного производства и общественного устройства управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня невозможно обеспечить без исследования путей и возможностей этого развития, без выбора альтернативных направлений. Исследование управления осуществляется в каждодневной деятельности менеджеров и персонала и в работе специализированных аналитических групп, лабораторий, отделов.
1.1 Диалектический подход в исследовании систем управления
Практика научных исследований показывает, что их успех в значительной мере зависит от методологии. Методология может быть различной. Она сознательно выбирается и выстраивается в зависимости от опыта исследователя, его позиций, комплекса знаний, возможностей использования соответствующих приемов и методов, условий получения необходимой информации.
Свое практическое воплощение методология исследования находит в: формулировании рабочих гипотез (цель и исходная идея); выборе соответствующего подхода (ракурс исследования); учете принципов, конкретизирующих подход (пути исследования); выборе необходимых и наиболее эффективных средств и методов исследования; поиск, селекция и использовании фактов (фактология).
В любом исследовании в явном или неявном виде присутствует исходная идея, которая, как правило, отражает отношение исследователя к практике и истине. По этому критерию можно выделить:
- дуалистическую методологию, которая характеризуется признанием или предположением двух сущностей в явлении;
- теологическую, построенную на вере в бога, высшее существо, абсолютную идею и пр.;
- методологию агностицизма, исходной позицией которой является при знание непознаваемости реальной действительности;
- методологию позитивизма, научные критерии которой сводятся к пониманию и оценке пользы;
- методологию экзистенциализма, построенную на преувеличении роли факта в научных выводах;
- материалистическую методологию, которая исходит из материалистической основы всех явлений действительности.
Различными являются и подходы к исследованию. Они не всегда связаны жестко с исходной идеей, но в определенной мере отражают ее выбор и практическую реализацию.
Каждый из подходов предполагает установление определенных связей между явлениями или их сущностями, частями, элементами. Именно это позволяет и понять явление, и составить научное представление о нем.
Но каждое из исследований может ориентироваться при этом на определенный класс зависимостей, на реальный подход в поиске и определении этих зависимостей. По этому критерию можно выделить:
- механистический подход, признающий только причинно-следственные связи явлений;
- метафизический подход, который отдает приоритет связям движения, но движения в виде превращения одного движения в другое с последующим возвращением к исходному;
- организмический подход, акцентирующий те связи, которые действуют в живых организмах, это главным образом связи функциональные;
- диалектический подход, основанный на связях, рождаемых противоречием.
Можно разделить подходы и по критерию аспектности исследования. Здесь следует выделить подходы аспектный, многоаспектный, комплексный, системный, концептуальный. Они различаются полнотой учета факторов и связей, а также оценками целостности, функциональности, научной значимости.
Каждое исследование может быть построено на определенном логическом основании. По этому критерию подходы делятся на преимущественно формально-логические и подходы, построенные на неформальной логике. Во втором случае большая роль в проведении исследования отводится интуиции, оперированию размытыми сущностями, неопределенными понятиями, чувственными представлениями, гипотетическими выводами. Есть такие области, где по крайней мере первоначальное исследование приходится строить на неформальной логике.
Практика проведения исследований показывает, что наиболее эффективным оказывается диалектический подход, в рамках которого хорошо реализуется и материалистическое отношение к истине и практике, и системный подход, и различные логические основания проведения исследования.
Принципы являются средством конкретизации подхода. Они, отражая практику успешного исследования, влияют на его результат, а также выступают в качестве опорных моментов в проведении исследования, критериев промежуточной оценки эффективности, ограничителей позитивного движения к истине и практической значимости.
Принцип объективности, который, быть может, наиболее ярко проявляется в фактологии исследования, построении гипотез, оценках его результатов.
Принцип движения и развития. Все явления необходимо рассматривать с учетом их функционирования и изменения качества, увеличения жизнеспособности, приспособления к условиям.
Принцип противоречивости является важнейшим принципом диалектического подхода. Он предписывает поиск противоречий, как веду щей силы всяких изменений. Он включает в себя и соответствующую оценку альтернатив, действия противоположностей, связей и зависимостей.
Принцип научности, который устанавливает функции исследования, заключающиеся в необходимости описания, объяснения и предвидения явлений. Действительная научность проявляется в возможности предвидеть и на этой основе использовать результаты исследования. Успешное предвидение - это высший уровень эффективности исследования. Все что человек способен проектировать во благо своей жизни, является проявлением возможности предвидения.
Принцип проверяемости практикой дополняет вышеназванный принцип и определяет ориентацию на практическую значимость исследования. Утверждение, что практика является критерием истинности, не пустой звук или отвлеченная мысль. Это реальность любой исследовательской деятельности и один из важнейших принципов диалектического подхода.
Принцип взаимодействия. Диалектический подход построен на учете разнообразия связей, их системности, многовариантности.
Принцип целостности является необходимым и естественным дополнением вышеназванного. Система существует только в рамках определенной целостности, которую надо увидеть, обнаружить, найти границы любого явления, его отделенность от среды. Конечно, целостность всегда относительна, ее нельзя абсолютизировать, но невозможно и игнорировать.
Важным принципом диалектического подхода является и принцип относительности. Он заключается в понимании и поиске ограничений, этапности исследования, сравнительной оценке результатов, определении условий их использования и учета. Принцип относительности позволяет формулировать критерии отбора или оценок.
В успехе любого исследования большую роль играют средства и методы его проведения. Диалектический подход реализуется и в методах исследования. Эти методы проявляются в способах разделения и соединения целого и части, главного и второстепенного, необходимого и случайного, статики и динамики, абстрактного и конкретного и т.д. Полный состав диалектических методов исследования представлен на схеме 3.
Исходной позицией является взаимосвязь противоречия и тождества. Именно на этом методе построены все разновидности анализа. Диалектические методы предполагают любое явление рассматривать в двойственности его свойств и характеристик, находить их противоречия и взаимосвязь (обусловленность, единство, зависимость). Свойства любого явления расщепляются на противоположности и предстают перед исследователем в виде общего и особенного, качества и количества, причины и следствия, содержания и формы и т.д.
2.1 Методы систем управления
Исследование систем управления является важнейшим фактором научного подхода по совершенствованию управления. Все многообразие системных методов исследования принято разделять на три группы:
1. Мeтoды фopмaлизoвaннoгo пpeдcтaвлeния cиcтeм yпpaвлeния. Эта группа ocнoвaна нa иcпoльзoвaнии экoнoмикo-мaтeмaтичecкиx мeтoдoв и мoдeлeй иccлeдoвaния cиcтeм yпpaвлeния. Как правило выделяют такие виды виды классов, такие как статистические, аналитические, теоретико-множественные и графические.
2. Мeтoды, ocнoвaнныe нa выявлeнии и oбoбщeнии мнeний oпытныx cпeциaлиcтoв. В данном случае иcпoльзуется иx oпыт и авторские пoдxoды к aнaлизy дeятeльнocти opгaнизaции. К ним относятся такие методы, как мeтoд «мoзгoвoй aтaки», мeтoд экcпepтныx oцeнoк, мopфoлoгичecкиe мeтoды, мeтoды типa «Дeльфи», «Сценарий», «Дepeво цeлeй», «Дeлoвая игpа» и целый pяд дpyгиx мeтoдoв.
3. Кoмплeкcныe мeтoды: cитyaциoннoe мoдeлиpoвaниe, гpaфoceмиoтикa кoмбинaтopикa, тoпoлoгия и другие. Формирование данных методов шло по пути интeгpaции экcпepтныx и фopмaлизoвaнныx мeтoдoв. Мeтoды иccлeдoвaния инфopмaциoнныx пoтoкoв так же можно отнести к данной группе.
Как правило, исследования системы управления имеют теоретико-эмпирическую направленность. Они направлены на выявление фактического состояния систем, подсистем и элементов, определяют тенденции развития важнейших причинно-следственных связей. Результатом исследований можно считать разработку и реализацию мероприятий по усовершенствованию системы управления.
Информация о работе Классификация операций процесса исследований управления