Классификация операций процесса исследований управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 16:13, контрольная работа

Краткое описание

Для осуществления управления организацией в условиях динамичной, изменчивой и неопределенной среды, необходимо проведение анализа и оценки среды. А также прогнозирование того, как она будет изменяться во времени, с учетом непредсказуемости некоторых факторов внешней среды: ужесточение конкурентной борьбы, ускорение изменений в окружающей среде, динамизм изменений запросов потребителей, неожиданное появление новых возможностей для бизнеса.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Использование диалектических принципов в исследовании управления……………………………………………………………………4
Диалектический подход в исследовании систем управления……...4
Принципы диалектического подхода к исследованию………….….6
Диалектические методы исследования………………………………7
Классификация операций процесса исследований управления……….….9
Методы систем управления……………………………………...……9
Виды исследования систем управления………………………….…..9
2.3 Классификация систем управления……………………………….…11
2.4 Структуризация видов исследования систем управления…………12
Графические методы ИСУ: диаграмма Исикавы, диаграмма Парето, графики и контрольные карты, круговая диаграмма, сетевые графики, сетевая матрица…………………………………………………………...…20
3.1 Метод "Семь основных инструментов контроля качества”…….....20
3.2 Семь основных инструментов контроля качества………………….21
3.3 Содержание этих методов и возможности их применения……..…22

Заключение………………………………………………………………………26
Список использованной литературы……………………………………...……27

Файлы: 1 файл

контр ИСУ.docx

— 62.82 Кб (Скачать)

Комплексное исследование предусматривает изучение совокупности свойств управленческих элементов в их взаимодействии. Практически всеми исследователями комплексное исследование признаётся более прогрессивным.

При организации и проведении любого исследования необходимо учитывать целый комплекс характеристик.

Научное исследование - это субъективный процесс получения новых научных знаний отдельным индивидом (учёным, исследователем, группой, коллективом).

Методологическими положениями исследования являются научные, обоснованно сформулированные утверждения о принципах, методах, способах и формах исследовательской работы.

Метод - система правил и приёмов изучения явления, способ теоретического исследования и практического осуществления чего-либо.

Путь исследования - совокупность приёмов, операций теоретического или практического исследования действительности, т. е. способ достижения цели.

Методы исследования - это совокупность целенаправленных действий и способов получения новых знаний об управленческих отношениях и системе управления.

Анализ - всесторонний разбор, рассмотрение; метод научного исследования путём рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей чего-либо, как правило, является составной частью любого исследования. Анализ, как функция управления, представляет собой относительно обособленный вид управленческой деятельности, включает в себя творческое изучение, систематизацию, обобщение и оценку информации о структуре, общих и специфический свойствах рассматриваемого объекта. Как правило, это осуществляется с целью определения проблем, а так целесообразных путей развития и совершенствования.

Целью исследования можно назвать новый, желаемый, исследовательский результат, который отражает состояние объекта исследования, выраженный качественно или количественно. В этом случае необходимо учитывать сроки его достижения и количество необходимых ресурсов.

Стратегия исследования - общий план правил и направлений ведения исследовательской работы для достижения конкретных целей познавательной деятельности.

 

    1. Классификация систем управления

 

Возьмем в качестве классификационного признака метод исследования. В этом случае исследования можно классифицировать следующим образом:

- по виду исследования  бывают: теоретические, экспериментальные  и теоретико-экспериментальные исследования;

- по стадиям исследования: поисковые, научно-исследовательские  и опытно-промышленные разработки;

- по месту проведения: лабораторные и промышленные;

- по виду исследуемого  объекта: натурные и модельные;

- по подходу к объекту  исследования: локальные и комплексные;

- по сфере использования  результатов: фундаментальные и  прикладные.

По цели проводимого исследования можно выделить практические (прикладного характера) и научно-практические (образовательные). Есть исследования, которые предназначены для разработки эффективных решений и достижения желаемого результата, а есть исследования, которые ориентированы на перспективу (обновление знаний, повышение образовательного уровня).

Можно строить исследования, основываясь на научном анализе, научной методологии, а можно проводить исследования эмпирического характера, т. е. опираться преимущественно на накопленный опыт и ближайший результат.

Типы исследований классифицируются следующим образом:

- по использованию ресурсов: ресурсоёмкие и незначительные по ресурсоёмкости;

- по времени: продолжительные и непродолжительные;

- по информационному обеспечению: исследование основывается на  внутренней информации или с  привлечением обширной внешней  информации;

- по степени организованности  и участия персонала: индивидуальные  и коллективные;

Так же исследования могут быть спонтанные или специально организованные.

 

      1. Структуризация видов исследования систем управления

 

Всю совокупность методов ИСУ можно представить в виде трех больших групп:

1. методы формализованного  представления систем управления;

2. методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов;

3. частные методы исследования.

К первой группе относятся все методы исследования, основанные на использовании математических, экономико-математических методов, а так же и моделей исследования систем управления. Среди методов формализованного представления систем управления можно выделить такие классы как:

- аналитические (методы классической математики: интегральное, вариационное и дифференциальное исчисления, методы поиска экстремумов функций, методы математического программирования, теории игр и т. д.);

- статистические (методы, включающие теоретические разделы математики: математическую статистику, теорию вероятностей, а так же направления прикладной математики, использующие стохастические представления: теорию массового обслуживания, методы статистических испытаний, выдвижения и проверки статистических гипотез и другие методы статистического имитационного моделирования);

- теоретико-множественные, логические, лингвистические, семиотические представления (эти методы включают в себя разделы дискретной математики, составляющие теоретическую основу разработки разного рода языков моделирования, автоматизации проектирования, информационно-поисковых языков);

- графические (включают теорию графов и разного рода графические представления информации типа графиков, диаграмм, гистограмм и т. д.).

Все более широкое применение находит статистическое имитационное моделирование экономических процессов и ситуаций принятия решений.

Развитие средств автоматизации привело к росту внимания к методам дискретной математики: знание математической логики, математической лингвистики, теории множеств ускоряет разработку алгоритмов, языков автоматизации проектирования сложных технических устройств и комплексов, а так же языков моделирования ситуаций принятия решений в организационных системах.

Для удобства выбора из многообразия применяемых методов формализованного представления систем управления, в реальных условиях на базе математических направлений развиваются прикладные методы и предлагаются их классификации.

Ко второй группе методов ИСУ относятся методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов и экспертов. В основу этих методов легло использование субъективного опыта и нетрадиционных подходов к анализу деятельности организации. Эта группа включает такие методы, как метод «мозговой атаки» (или - КГИ - коллективной генерации идей»), метод экспертных оценок, методы «Дельфи», метод типа «Сценариев» и типа «Дерева целей», метод синектики, морфологические методы и некоторые другие.

К третьей группе относятся частные методы. К группе частных методов прежде всего относится эксперимент или наблюдение.

Наблюдение - это система фиксации и регистрации свойств и связей изучаемого объекта в естественных условиях или в искусственном (специально организованном) эксперименте. Наблюдение непосредственно или опосредованно связано восприятием и отражает объективные связи и отношения изучаемого объекта.

Познавательные возможности метода наблюдения субъективны, результат исследования зависит от характера и интенсивности чувственного восприятия объекта наблюдения, условий наблюдения, качества измерений.

Этапы метода наблюдения:

- регистрация информации;

- классификация научных  фактов (новизна зафиксированных  фактов, объем информации, особенности  свойств и связей);

- сравнение результатов  наблюдения с тем, что известно  в науке.

Основной целью наблюдения в исследовании систем управления является проверка той или иной гипотезы или теории, и эта цель существенно влияет на ход исследования. Наблюдение должно удовлетворять ряду требований, важнейшими из которых являются: планомерность, целенаправленность, активность и систематичность.

Эксперимент - это система познавательных операций, которая осуществляется в отношении объектов, поставленных в искусственные условия, которые способствуют обнаружению, сравнению, измерению объективных свойств, связей, отношений объектов. Эксперимент проводится так же в целях проверки истинности теории в отношении этих свойств, связей, отношений. Эксперимент является базой для развития всех отраслей научного анализа.

 

Существует три основные сферы для:

- для естественных и  технических наук: лабораторный  эксперимент;

- для прикладных наук: производственный эксперимент;

- для управленческих и  экономических наук, психологии, социологии  социальный: эксперимент.

Все познавательные операции эксперимента исходят из гипотез, теорий. Перечислим некоторые из них:

- определение целей эксперимента, обоснование условий, которые способствовали бы наиболее полному и всестороннему проявлению свойств, отношений, связей системы и ее компонентов;

- разработка систем показателей, измерителей, ориентиров (для производственных и социальных экспериментов), технических средств и устройств (для технических экспериментов);

- планирование эксперимента;

- наблюдение, измерение, фиксирование обнаруженных свойств, отношений, связей, тенденций развития; статистическая обработка результатов эксперимента;

- контроль эксперимента;

- предварительная классификация и сравнение статистических данных о результатах эксперимента;

- интерпретация (истолкование) результатов эксперимента.

Эффективность эксперимента в решающей степени определяется глубиной и всесторонностью обоснования условий проведения эксперимента и целей его.

Приступая к исследованиям, исследователь должен определить стоящую перед ним проблему, объект и предмет исследования, а также цель и задачи исследования.

Проблема - это реальное противоречие, требующее своего разрешения. Условиями постановки научной проблемы выступают объективно возникающие противоречия между потребностями в тех или иных действиях и незнанием способов их выполнения, между потребностями в новых знаниях и их недостаточностью.

Проблема, включая в свое содержание достигнутый уровень знаний, опираясь на них, в то же время выражает их недостаточность, необходимость движения вперед (а иногда - указывает и основные направления преодоления этой недостаточности, пути получения нового знания).

После выбора и формулировки проблемы для исследования, следующим этапом работы исследователя является оценка существующей теории разрешения проблемной ситуации для обоснования актуальности исследований.

Актуальность исследования указывает на необходимость и своевременность изучения и решения проблемы для дальнейшего развития теории и практики функционирования исследуемых систем и явлений, характеризует противоречия, которые возникают между общественными потребностями и наличными средствами их удовлетворения, которые могут давать наука и практика в настоящее время.

Объект исследования - это та совокупность связей, отношений и свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации. Он выступает как носитель проблемной ситуации, на которую направлена познавательная деятельность. Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, устанавливают границы научного поиска; в каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования. Выбор предмета исследования:

- ориентирует на тот набор переменных и связей между ними, которые наиболее выпукло выражают центральный вопрос проблемы;

- очерчивают границы (рамки) предпринимаемого исследовательского поиска.

Определение объекта и предмета является необходимым условием целевой ориентации и концентрации исследовательского процесса.

Объект и предмет исследования могут выступать в трех видах:

1) организационные, экономические (материальные) отношения;

2) отношения личностные  и безличностные, общие и общесоциальные, основой которых являются экономические (производственные) отношения;

3) система понятий, категорий, накопленных знаний.

Из предмета исследования вытекают его цели и задачи. Целями исследования могут быть развитие теории или совершенствование практики. Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Четкой постановкой целей исследования достигается:

- одновременная формулировка проблемы и гипотез о возможных решениях ее, чем обеспечивается ориентация дальнейшего хода исследования;

Информация о работе Классификация операций процесса исследований управления