Классификация операций процесса исследований управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 16:13, контрольная работа

Краткое описание

Для осуществления управления организацией в условиях динамичной, изменчивой и неопределенной среды, необходимо проведение анализа и оценки среды. А также прогнозирование того, как она будет изменяться во времени, с учетом непредсказуемости некоторых факторов внешней среды: ужесточение конкурентной борьбы, ускорение изменений в окружающей среде, динамизм изменений запросов потребителей, неожиданное появление новых возможностей для бизнеса.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Использование диалектических принципов в исследовании управления……………………………………………………………………4
Диалектический подход в исследовании систем управления……...4
Принципы диалектического подхода к исследованию………….….6
Диалектические методы исследования………………………………7
Классификация операций процесса исследований управления……….….9
Методы систем управления……………………………………...……9
Виды исследования систем управления………………………….…..9
2.3 Классификация систем управления……………………………….…11
2.4 Структуризация видов исследования систем управления…………12
Графические методы ИСУ: диаграмма Исикавы, диаграмма Парето, графики и контрольные карты, круговая диаграмма, сетевые графики, сетевая матрица…………………………………………………………...…20
3.1 Метод "Семь основных инструментов контроля качества”…….....20
3.2 Семь основных инструментов контроля качества………………….21
3.3 Содержание этих методов и возможности их применения……..…22

Заключение………………………………………………………………………26
Список использованной литературы……………………………………...……27

Файлы: 1 файл

контр ИСУ.docx

— 62.82 Кб (Скачать)

- определение объема работы, временных и финансовых затрат, материально-технических ресурсов, методического обеспечения для получения ожидаемого результата;

- регулирование взаимоотношений заказчика и исполнителя, обеспечивающее нормативную сторону программы как официального документа и определяющее форму представления результатов исследования.

Цели исследования конкретизируются и развиваются в задачах исследования.

Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, природы, структуры изучаемого объекта.

Вторая - с анализом реального состояния предмета исследования, динамики, внутренних противоречий развития.

Третья - со способностями преобразования, моделирования, опытно-экспериментальной проверкой.

Четвертая - с выявлением путей и средств повышения эффективности, совершенствования исследуемого явления, процесса, т.е. с практическими аспектами работы, с проблемой управления исследуемым объектом.

Важную роль в исследованиях систем управления играет гипотеза.

Гипотеза: предположение о существовании явлений, о причинах их возникновения и характере развития; процесс мысли, заключающийся в определенных предположениях, и его доказательство;· теория, в которой идея обоснована только до уровня предположения значительной степени вероятности.

Специфическими признаками гипотезы являются:

  1. Адекватность и обоснованность (должна объяснять как можно больший круг установленных ранее и вновь выявленных фактов и по возможности не противоречить установленным ранее положениям науки - противоречия должны быть конкретно и детально проанализированы и объяснены).
  2. Принципиальная проверяемость (логическая, с помощью эксперимента, на основе практики).
  3. Полнота, т.е. возможность приложения гипотезы не только к тем явлениям, с которыми была связана потребность в гипотезе, но и к другим - уже известным, но не объясненным в других областях исследования.
  4. Простота.
  5. Достоверность.

В исследовательском проекте выдвижение гипотез является промежуточным звеном между теоретической частью программы и последующими эмпирическими познавательными действиями, направленными на достижение истинного результата, на практическое разрешение проблемы и обогащение научно-технического знания.

 

 

Цель выдвижения гипотез:

а) сузить массу возможных предложений и догадок при решении поставленной проблемы;

б) обеспечить ориентацию движения исследовательского поиска к желаемому результату.

Гипотеза является формой предположения или допущения, в котором содержащееся знание носит вероятностный характер, но пригодный для рассуждения о непонятном, неясном, ставшем предметом исследования.

Это вероятностное знание.

Это достаточно обоснованное знание (но не истинное).

Это знание предполагает разрешение противоречия, лежавшего в основе проблемы.

Это знание содержит качественно новые моменты по сравнению с имеющимися.

Это принципиально проверяемое знание с указанием на способ проверки.

Основные процедуры построения гипотез:

- выдвижение гипотез;

- формулировка (разработка) гипотез;

- проверка гипотез.

Подтвердившиеся гипотезы становятся теорией и законом и используются для внедрения в практику. Не подтвердившиеся либо отбрасываются, либо становятся основой для выдвижения новых гипотез и новых направлений в исследовании проблемной ситуации.

 

 

 

 

 

 

    1. Графические методы ИСУ: диаграмма Исикавы, диаграмма Парето, графики и контрольные карты, круговая диаграмма, сетевые графики, сетевая матрица

3.1 Метод "Семь основных инструментов контроля качества”

 

Качество продукции - совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением. Качество продукции или услуг является одним из важнейших факторов успешной деятельности любой организации или предприятия.

Цель метода “Семь основных инструментов контроля качества” заключается в выявлении проблем, подлежащих первоочередному решению, на основе контроля действующего процесса, сбора, обработки и анализа полученных фактов (статистического материала) для последующего улучшения качества процесса.

Суть метода - контроль качества (сравнение запланированного показателя качества с действительным его значением) - это одна из основных функций в процессе управления качеством, а сбор, обработка и анализ фактов - важнейший этап этого процесса.

Из множества статистических методов для широкого применения выбраны только семь, которые понятны и могут легко применяться специалистами различного профиля. Они позволяют вовремя выявить и отобразить проблемы, установить основные факторы, с которых нужно начинать действовать, и распределить усилия с целью эффективного разрешения этих проблем.

Ожидаемый результат - решение до 95% всех проблем, возникающих на производстве.

 

 

 

3.2 Семь основных инструментов контроля качества

 

Семь основных инструментов контроля качества - набор инструментов, позволяющих облегчить задачу контроля протекающих процессов и предоставить различного рода факты для анализа, корректировки и улучшения качества процессов.

1. Контрольный листок - инструмент  для сбора данных и их автоматического  упорядочения для облегчения  дальнейшего использования собранной  информации.

2. Гистограмма - инструмент, позволяющий зрительно оценить  распределение статистических данных, сгруппированных по частоте попадания  данных в определенный (заранее  заданный) интервал.

3. Диаграмма Парето - инструмент, позволяющий объективно представить  и выявить основные факторы, влияющие  на исследуемую проблему, и распределить  усилия для ее эффективного  разрешения.

4. Метод стратификации (расслаивания  данных) - инструмент, позволяющий произвести  разделение данных на подгруппы  по определенному признаку.

5. Диаграмма разброса (рассеивания) - инструмент, позволяющий определить  вид и тесноту связи между  парами соответствующих переменных.

6. Диаграмма Исикавы (причинно-следственная диаграмма) - инструмент, который позволяет выявить наиболее существенные факторы (причины), влияющие на конечный результат (следствие).

7. Контрольная карта - инструмент, позволяющий отслеживать ход  протекания процесса и воздействовать  на него (с помощью соответствующей  обратной связи), предупреждая его  отклонения от предъявленных  к процессу требований.

 

 

3.3 Содержание этих методов и возможности их применения

 

Контрольные листы (или сбор данных) – специальные бланки для сбора данных. Они облегчают процесс сбора, способствуют точности сбора данных и автоматически приводят к некоторым выводам, что очень удобно для быстрого анализа. Результаты легко преобразуются в гистограмму или диаграмму Парето. Контрольные листки могут применяться как при контроле по качественным, так и при контроле по количественным признакам. Форма контрольного листа может быть разной, в зависимости от его назначения.

Гистограмма – вид столбцовой диаграммы. Служит для обобщения цифровых данных. Может быть использована как средство графического отображения данных контрольного листа. Характер распределения полученных данных может обнаружить суть проблемы. Предназначена для коммуникации непосредственно с людьми, управляющими процессом. Гистограмма отображает зависимость частоты попадания параметров качества изделия или процесса в определенный интервал значений от этих значений.

Гистограмма строится следующим образом:

1. Определяем наибольшее  значение показателя качества.

2. Определяем наименьшее  значение показателя качества.

3. Определяем диапазон  гистограммы как разницу между  наибольшим и наименьшим значением.

4. Определяем число интервалов  гистограммы. Часто можно пользоваться  приближенной формулой:(число интервалов) = Ц (число значений показателей качества)Например, если число показателей = 50, число интервалов гистограммы = 7.

5. Определяем длину интервала  гистограммы = (диапазон гистограммы) / (число интервалов).

6. Разбиваем диапазон  гистограммы на интервалы.

7. Подсчитываем число  попаданий результатов в каждый  интервал.

8. Определяем частоту  попаданий в интервал = (число  попаданий) / (общее число показателей качества)

9. Строим столбчатую диаграмму.

Анализ Парето получил свое название по имени итальянского экономиста Вилфредо Парето, который показал, большая часть капитала (80%) находится в руках незначительного количества людей (20%). Парето разработал логарифмические математические модели, описывающие это неоднородное распределение, а математик М.О. Лоренц представил графические иллюстрации.

Правило Парето - "универсальный" принцип, который применим во множестве ситуаций, и без сомнения - в решении проблем качества. Джозеф Джуран отметил "универсальное" применение принципа Парето к любой группе причин, вызывающих то или иное последствие, причем большая часть последствий вызвана малым количеством причин. Анализ Парето ранжирует отдельные области по значимости или важности и призывает выявить и в первую очередь устранить те причины, которые вызывают наибольшее количество проблем (несоответствий).

Анализ Парето как правило иллюстрируется диаграммой Парето, на которой по оси абсцисс отложены причины возникновения проблем качества в порядке убывания вызванных ими проблем, а по оси ординат - в количественном выражении сами проблемы, причем как в численном, так и в накопленном (кумулятивном) процентном выражении.

В основном, стратификация - процесс сортировки данных согласно некоторым критериям или переменным, результаты которого часто показываются в виде диаграмм и графиков

Мы можем классифицировать массив данных в различные группы (или категории) с общими характеристиками, называемыми переменной стратификации. Важно установить, которые переменные будут использоваться для сортировки.

Стратификация - основа для других инструментов, таких как анализ Парето или диаграммы рассеивания. Такое сочетание инструментов делает их более мощными.

Диаграмма (график) разброса - показывает характер взаимоотношений между двумя переменными. Закономерности взаимосвязи могут как проявляться, так и отсутствовать вообще. Необработанные данные изображаются как функция двух переменных, между которыми затем может обнаружиться взаимосвязь. Например, существует ли зависимость между температурой окружающей среды и числом простудных заболеваний? Если падает температура, растет ли число заболеваний? Чем ближе точки располагаются к диагональной линии, тем более четко существует прямая зависимость двух указанных параметров. Взаимосвязь может быть положительной, отрицательной, либо отсутствовать вообще.

Причинно-следственная диаграмма (диаграмма Исикавы, «рыбий скелет») - демонстрирует отношения между проблемой и ее возможными причинами. Обеспечивает модель установления связей между проблемой и факторами, влияющими на нее. Причинно-следственная диаграмма полезна для устранения причин появления проблем, а также полезна для понимания эффектов воздействия нескольких факторов на процесс. Анализируется четыре основных причинных фактора: человек, машина (оборудование), материал и метод работ. При анализе этих факторов выявляются вторичные, третичные и т.д. причины, приводящие к дефектам и подлежащие устранению. Для анализа дефектов и построения диаграммы необходимо определить максимальное число причин, которые могут иметь отношение к допущенным дефектам. Такую диаграмму еще называют диаграммой «четыре М» по составу основных факторов.

Контрольные карты - специальный вид диаграммы, впервые предложенный В. Шухартом в 1925 г. Контрольные карты имеют вид, представленный на рис. 7. Они отображают характер изменения показателя качества во времени.

Контрольные карты по количественным признакам - это как правило сдвоенные карты, одна из которых изображает изменение среднего значения процесса, а 2-я - разброса процесса. Разброс может вычисляться или на основе размаха процесса R (разницы между наибольшим и наименьшим значением), или на основе среднеквадратического отклонения процесса S. В настоящее время обычно используются x - S карты, x - R карты используются реже.

Карта для доли дефектных изделий (p-карта). В p-карте подсчитывается доля дефектных изделий в выборке. Она применяется, когда объем выборки - переменный.

Карта для числа дефектных изделий (np-карта). В np-карте подсчитывается число дефектных изделий в выборке. Она применяется, когда объем выборки - постоянный.

Карта для числа дефектов в выборке (с-карта). В с-карте подсчитывается число дефектов в выборке.

Карта для числа дефектов на одно изделие (u-карта). В u-карте подсчитывается число дефектов на одно изделие в выборке.

Информация о работе Классификация операций процесса исследований управления