Категории отбора персонала. Принцип равных возможностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 17:21, контрольная работа

Краткое описание

Исходный этап в процессе управления персоналом - отбор кадров. От того, как проведен отбор, и какие люди отобраны для работы в организации, зависит вся последующая деятельность в процессе управления человеческими ресурсами.

Отбор персонала - процесс изучения психологических и профессиональных качеств кандидата с целью установления его пригодности для выполнения обязанностей, а также выбор из совокупности претендентов наиболее подходящего с учетом соответствия его квалификации, специальности, личных качеств и способностей характеру деятельности, интересам организации и самого работника.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………3

1. Категории отбора персонала………………………………………...4

1.1 Отбор персонала…………………………………………………….4

1.2. Технология отбора персонала……………………………………..5

2. Принцип равных возможностей……………………………………..8

2.1 Процесс отбора персонал…………………………………………...8

2.2Предварительная отборная беседа………………………………….9

Заключение……………………………………………………………..15

Список литературы…………………………………………………….16

Файлы: 1 файл

контрош управление персоналом.docx

— 41.76 Кб (Скачать)

   Федеральное агентство по образованию

   ГОУ ВПО «Самарский государственный  университет»

   Представительство в г. Сызрани 
 

      Контрольная работа по дисциплине 

Управление  персоналом.

По  теме:

   «Категории отбора персонала. Принцип равных возможностей.» 
 
 

                Выполнил: студент 5курса

                   Факультет: Экономики и управления

                           Специальности ГМУ

                            Группа:.

                   Проверил:  
               
               
               

   Сызрань  – 2012 
 

     Оглавление 

Введение…………………………………………………………………3

1. Категории отбора персонала………………………………………...4

1.1 Отбор персонала…………………………………………………….4

1.2. Технология отбора персонала……………………………………..5

2. Принцип равных возможностей……………………………………..8

2.1 Процесс отбора персонал…………………………………………...8

2.2Предварительная  отборная беседа………………………………….9

Заключение……………………………………………………………..15

Список  литературы…………………………………………………….16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Исходный  этап в процессе управления персоналом -  отбор кадров. От того, как проведен отбор, и какие люди отобраны для работы в  организации, зависит вся последующая деятельность в процессе управления человеческими ресурсами.

     Отбор персонала - процесс изучения психологических и профессиональных качеств кандидата с целью установления  его пригодности для выполнения обязанностей, а также выбор из совокупности претендентов наиболее подходящего с учетом соответствия его квалификации, специальности, личных качеств и способностей характеру деятельности, интересам организации и самого работника.

     Ошибки  при подборе кадров - особенно когда  речь идет об отборе кандидатов на руководящие  должности - обходятся слишком дорого. Потери, которые несут предприятия  от аварий, травматизма и брака  в результате того, что были допущены ошибки при отборе новых работников, - это только часть тех расходов, которые приходится нести организации.

     Цель  отбора – набрать работников с  нужной квалификацией, необходимыми личностными  качествами, способных решать поставленные задачи максимально эффективно.

     Объектом  исследования является отбор кадров, предметом -принципы, которые применяются в организации для удовлетворения спроса при отборе квалифицированных кадров, способных выполнить задачи, поставленные перед организацией, и решение которых будет способствовать осуществлению намеченных целей. 

     1.Категории  отбора персонала.

     1.1. Отбор персонала. 

     Отбор персонала - это процесс изучения психологических и профессиональных качеств работника с целью  установления его пригодности для  выполнения обязанностей на определенном рабочем месте или должности  и выбора из совокупности претендентов наиболее подходящего с учетом соответствия его квалификации, специальности, личных качеств и способностей характеру  деятельности, интересам организации  и его самого.

     Отбор персонала необходимо отличать от подбора персонала. В процессе отбора происходит поиск людей на определенные должности с учетом установленных требований социального института, видов деятельности. При подборе - осуществляется поиск, идентификация требований различных должностей, видов деятельности под известные возможности человека, накопленный им профессиональный опыт, стаж и способности.

     Работники отделов кадров анализируют эффективность  отбора, используя расчетный коэффициент, так называемый коэффициент отбора, который определяется следующим  образом: 

       

     Для разных профессий величина коэффициента отбора разная: менеджеры -около 1/4, профессионально-технические работники - 1/1, клерки - около 1/4, квалифицированные рабочие - около 1/1, чернорабочие -почти 1/2. Если коэффициент отбора близок к 1/1, то процесс отбора короток и прост. При его величине 1/2 отбор становится трудным, но, с другой стороны, чем он ниже, тем разборчивее может вести себя организация. Меньший коэффициент означает, что организация наймет на работу соответствующих ее критериям работников.  

1.2. Технология отбора персонала 

     Отбор работников, отвечающих по своим профессиональным, деловым и личностным качествам  требованиям организации, требует  комплексного подхода.

     Отбор кадров не должен рассматриваться как  просто нахождение подходящего человека для выполнения конкретной работы; отбор должен быть увязан с философией и практикой управления и с  содержанием программ, реализуемых  в сфере управления персоналом данной организации.

     Необходимо  принимать во внимание не только уровень  профессиональной компетентности кандидатов, но и (что не менее важно) то, как  новые работники будут вписываться  в культурную и социальную структуру  организации. Организация больше потеряет, чем приобретет, если наймет на работу технически грамотного человека, но не способного устанавливать хорошие  взаимоотношения с товарищами по работе, с клиентами или поставщиками или подрывающего установленные  нормы и порядки.

     Комплексный подход к отбору новых работников предполагает решение, по меньшей мере, семи основных задач:

     1.Определение  потребности в персонале с  учетом основных целей организации. 

     2.Получение  точной информации о том, какие  требования к работнику предъявляет  вакантная должность. 

     3.Установление  квалификационных требований, необходимых  для успешного выполнения работы.

     4.Определение  личностных и деловых качеств,  необходимых для эффективного  выполнения данной работы, которые  могут рассматриваться в качестве  критериев при оценке кандидатов.

     5.Поиск  возможных источников кадрового  пополнения и выбор адекватных  методов привлечения подходящих  кандидатов.

     6.Определение  того, какие методы отбора кадров  позволят лучше всего оценить  пригодность кандидатов к работе  в данной должности. 

     7. Обеспечение оптимальных условий  для адаптации новых работников  к работе в организации. 

     Независимо  от типа организации и имеющихся  вакансий следует тщательно планировать  процесс отбора, готовиться к его  проведению. Если речь идет о конкурсном отборе, когда количество претендентов превышает число имеющихся вакансий, то процесс отбора строится таким  образом, чтобы каждый из его этапов выполнял функцию сита, последовательно  отсеивая кандидатов, которые по тем  или иным критериям уступают другим участникам конкурса. При этом важно, чтобы к тому моменту, как кандидаты  подойдут к наиболее сложным и  требующим значительных затрат времени  и денег процедурам отбора (например, таким как собеседование, медицинский  осмотр), в числе претендентов остались лишь те кандидаты, которые по всем формальным характеристикам полностью  устраивают работодателя.

     При проведении отбора важно так спланировать работу занятых этим работников компании, чтобы у них было достаточно времени  для спокойной работы с каждым кандидатом без отвлечений на другие задачи, и внимательного ознакомления со всей предоставленной информацией  о кандидате (резюме, рекомендации, документы, стандартная форма и  др.). Для проведения отбора должно быть выделено специальное помещение, отвечающее необходимым требованиям: хорошая  вентиляция и освещение, наличие  необходимого количества столов, стульев, средств оргтехники и др.

     Анализ  работы является центральным звеном комплексного подхода к отбору кадров.

     Анализ  работы позволяет:

     • разработать должностные инструкции;

     • определить требования к должности;

     •  установить критерии, используемые в процессе отбора на соответствующие вакансии.

     Должностные инструкции определяют основное содержание работы, которая должна выполняться  работником, занимающим данную должностную  позицию: что собой представляет данная работа, какие виды деятельности и обязанности она включает в  себя, ответственность и полномочия, место работника в формальной структуре организации, квалификационные требования к работнику.

     Требования  к должности указывают на то, какими качествами должен обладать человек, чтобы  успешно выполнять данную работу: опыт, технические знания и навыки, физические характеристики, состояние  здоровья и внешность, мотивация, интеллектуальные способности, формальные характеристики, личные и деловые качества, а также  другие специальные требования, такие  как, например, ненормированный рабочий  день, возможность переезда в другой город или частые командировки. Очевидно, что найти идеального или абсолютно  подходящего по всем характеристикам  кандидата бывает довольно сложно или  вообще невозможно. Поэтому требования к должности должны быть реалистичными  и допускать определенную степень  гибкости.

     Требования  к должности могут служить  основой для подготовки плана  интервью с кандидатом на вакантную  должность. Отдельные вопросы интервью при этом должны быть увязаны с  должностными инструкциями и требованиями к должности и направлены на то, чтобы выяснить, обладает ли кандидат качествами, необходимыми для успешной работы. Это дает ориентиры для  выработки критериев, используемых при оценке кандидатов и при принятии решения о приеме на работу.  

     2.2 Принцип равных возможностей.

     2.1.Процес  отбора персонала.

     В процессе отбора кандидатов происходит знакомство с претендентами, производится сбор и обработка информации о  них, оценка качеств и составление  достоверных «портретов», сопоставляются фактические качества с требованиями должности. В результате следует  назначение и утверждение кандидатов на должности, заключение с ними трудовых договоров.

     Отбор производится в несколько этапов. На предварительном этапе отбора происходит первичное выявление кандидатов, способных выполнить требуемые функции. Круг претендентов максимально сужается и формируется резерв, с которым и производится в дальнейшем более тщательная работа (анализ анкет, резюме, характеристик, рекомендаций).

     Недостатком первичного этапа является то, что  с помощью оценки документов можно  получить ограниченное количество информации.

     Основными правилами окончательного отбора претендентов являются: выбор наиболее подходящих для организации работников; обеспечение превышения ожидаемого эффекта над затратами; сохранение стабильности персонала и одновременно приток новых людей; улучшение морально-психологического климата; удовлетворение ожиданий привлеченных сотрудников.

     В деле организации отбора претендентов часто допускаются следующие  ошибки: недостаток системности в организации отбора, отсутствие надежного перечня требуемых от претендента качеств; ложная интерпретация внешности кандидата и его ответов на поставленные вопросы, умение красиво говорить; ориентация на формальные заслуги; суждение о человеке по одному из качеств; нетерпимость к негативным чертам, которые есть у всех; излишнее доверие к тестам; неточный учет отрицательной информации. 

     2.2.Предварительная отборочная беседа.

     Работа  на этой ступени может быть организована различными способами. Иногда предпочтительно, чтобы кандидаты приходили в  отдел кадров или на место работы. Специалист отдела кадров или линейный руководитель проводит с ними беседу на общих правилах беседы, принятых в организации.

     Кадровое  собеседование является наиболее универсальным  способом оценки персонала. Среда, в  которой ведется кадровое интервью, должна совпадать со средой, в которой  человек будет работать, чтобы  обеспечить его совместимость с  будущими коллегами.

Информация о работе Категории отбора персонала. Принцип равных возможностей