Этапы стратегического планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 22:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – исследовать сущность стратегического планирования как процесса и анализ его этапов на примере предприятия.
Исходя из цели, требуется решить следующие задачи:
исследовать сущность стратегического планирования;
проанализировать виды и классификацию стратегий развития;
проанализировать методологические аспекты стратегического планирования;
провести оценку экономических показателей деятельности предприятия;
проанализировать положение фирмы на рынке, внешнее и внутреннее окружение;
выявить проблемы и предложить стратегию.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ………………………………………………………………………..5
1.1. Сущность и структура стратегического планирования…………………………5
1.2. Характеристика этапов стратегического планирования……………………….11
2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ………………………………………………………………….20
2.1. Система методологии и логики стратегического планирования……………...20
2.2. Принципы методологии стратегического планирования……………………...25
3. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МЕБЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ИП ЗАМАЛТДИНОВ……………………………………………………………………...31
3.1. Оценка стратегического потенциала предприятия…………………………...31
3.2. Практика стратегического планирования в фирме ИП Замалтдинов
на рынке……………………………………………………………………………….42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………

Файлы: 1 файл

Этапы процесса стратегического планирования .doc

— 429.00 Кб (Скачать)

Таблица 3.7

Динамика  изменения сегмента рынка ИП Замалтдинов

Показатель 2006 г. 2007 г. 2008 г.  2009 г.
Количество  потенциальных клиентов, (К) 1465 1856 1958 2100
Количество  привлеченных клиентов, (Кпр) 856 901 933 960
Количество  предложенных видов мебели, (Бп) 90 98 102 115
Индекс  проникновения на рынок сбыта, % (Ип) 58,4 48,5 47,7 45,7
Коэффициент доверия потребителей, % (Кд) 10,5 10,9 10,9 12,0

     В табл. 3.8 приведены показатели конкурентного преимущества, сформулированные на основе личных суждений и мнения специалистов предприятия экономического профиля.

     Таблица 3.8

Показатели  конкурентного преимущества  мебельного салона ИП Замалтдинов

Показатель Количественная  оценка (0-6) Качественная  оценка
Доля  рынка 2 недостаточная
Реализация  стратегических целей 2 недостаточная
Отличительные особенности продукции 4 существенные
Приверженность  потребителей (доверие) 3 средняя
Динамика  привлечения 3 средняя
Среднее 2,8
Вектор Среднее -5 = 2,8 - 5 = -2,2

     По  результатам табл. 3.8 рассчитан средний балл количественной оценки конкурентного преимущества, равный 2,2. Так как на графике конкурентной позиции ось конкурентного преимущества отрицательная, то рассчитываем показатель, который будет откладываться по оси, как разницу среднего и максимального балла, равного 6.

     Далее проведем анализ показателей финансового положения ИП Замалтдинов. Оценка финансового положения фирмы, в неизменном виде, как  она представлена в методике невозможна, так как фирма не является юридическим лицом и не имеет баланса. Поэтому в работе методика видоизменена. Оценка финансового положения проводиться не будет, в методике предлагается учитывать только наличие кредитов или их отсутствие. Оценка проводится по 6-балльной шкале и основана на данных отчетности ИП Замалтдинов. В табл. 3.9 приведены основные финансовые результаты деятельности ИП Замалтдинов. За 2009 г. ИП Замалтдинов получило прибыль от продаж в размере 1692 тыс. руб. По сравнению с 2008 г. прибыль увеличилась на 163 тыс. руб., или на 10,6%. По сравнению с 2008 г. в 2009 г. сократились как выручка от продаж, так и расходы по обычным видам деятельности. Причем в процентном отношении изменение выручки (87,7%) незначительно опережает изменение расходов (87,1%), что является отрицательной тенденцией.

 

Таблица 3.9

Финансовые  результаты деятельности ИП Замалтдинов  за 2008-2009 гг.

Показатель Значение  показателя, тыс. руб. Изменение показателя
2008 г. 2009 г. тыс. руб. ±, %
Выручка от продажи продукции  55960 49087 -6873 87,7
Расходы по обычным видам деятельности 54431 47395 -7036 87,1
Прибыль от продаж 1529 1692 163 110,6
Прочие  доходы 434 472 38 108,7
Прочие  расходы 1349 1690 341 125,2
Прибыль от прочих операций -915 -1218 -2133 133,1
Чистая  прибыль (убыток) отчетного периода 207 206 -1 99,5
 

     В табл. 3.10 представлена оценка показателей финансового положения ИП Замалтдинов.

     Таблица 3.10

Показатели  финансового положения ИП Замалтдинов

Показатель Количественная  оценка (0-6) Качественная  оценка
Динамика  кредитов и займов 4 Существует  и динамика положительная 
Динамика  выручки 2 Существует  и динамика отрицательная
Чистая  прибыль 4 существует  и динамика положительная
Среднее = вектор 3,33
 

     Рассчитываем  средний показатель финансового  положения, который равен 3,33. Ось  финансового положения на графике  конкурентной позиции ИП Замалтдинов  положительная, поэтому дополнительных вычислений не производим. Далее проведем анализ показателей стабильности внешней среды. Производителями и продавцами мебели в г. Ульяновске являются ИП Замалтдинов и около 30 как крупных, так и малых предприятий. Анализ основных конкурентов был проведен выше, здесь же стоит отметить, что существенным преимуществом перед конкурентами ИП Замалтдинов является то, что цены на мебель ниже. Например, цена комплекта мягкой мебели у ООО «Ульяновск-Мебель» составляет 23700, а в ИП Замалтдинов цена этого же комплекта равна 16900 рублей. Кроме того, транспортные расходы на доставку продукции конкурентов объясняют более высокую ее стоимость. Мебель, произведенная ИП Замалтдинов являются конкурентоспособными и значительно отличаются по стоимости. В табл. 3.11 приведен балльный анализ конкурентной среды рынка по пятибалльной шкале.

     Таблица 3.11

Анализ конкурентной среды рынка мебели в г. Ульяновска

Параметр  сравнения

ИП Замалтдинов ООО «Ульяновск-Мебель» ООО «Барыш-мебель»
Экологическая безопасность 3 5 3
Прочность 3 5 3
Цена 2 3 2
Эстетические  свойства 4 5 3
Сопутствующие услуги 2 4 4
Итого 14 22 17

     По  итогам сравнения видно, что ИП Замалтдинов  значительно отстает конкурентов  по многим показателям. Основным сегментом  потребителей продукции ИП Замалтдинов являются жители г. Ульяновска – 95% всей продукции. В табл. 3.12 представлена оценка показателей стабильности внешней среды.

     Таблица 3.12

Показатели  стабильности внешней среды

Показатель Количественная  оценка (0-6) Качественная оценка
Спрос 4 существует
Темп  инфляции 3 высокий
Разброс цен конкурирующих предприятий 5 весомый
Давление  конкурентов 4 выше среднего
Среднее 4
Вектор Среднее – 6 = 6 – 4 = -2
 

     Оценка  производится также по 6-бальной  шкале. По данным таблицы рассчитывается средний показатель стабильности среды, который уменьшается на 6 баллов, так как ось стабильности на графике конкурентной позиции отрицательная. Проведем также анализ показателей привлекательности рынка мебели г. Ульяновска. В табл. 3.13 представлена оценка показателей привлекательности рынка, рассчитано среднее значение показателя привлекательности рынка, которое оставлено неизменным, так как ось привлекательности на графике конкурентной позиции предприятия положительная.

     Таблица 3.13

     Показатели привлекательности рынка сбыта мебели

Показатель Количественная  оценка (0-6) Качественная  оценка
Скорость  роста 4 существует
Потенциальная прибыльность 5 высокая
Концентрация  конкурентов 4 существует
Среднее 4,3
 

     На  основании анализа табл. 3.8, 3.9, 3.10, 3.11, 3.12, 3.13 можно построить график, конкурентной позиции ИП Замалтдинова на рынке сбыта мебели (рис. 3.5).  

       
 

     Рис. 3.5. Конкурентная позиция ИП Замалтдинов 

     На  каждой из осей соответственно откладываются  средние значения рассчитанных показателей, и строится четырехугольник, характеризующий конкурентную позицию ИП Замалтдинов. Если максимально удаленной от центра координат является сторона в квадранте FS - IS, то компания находится в агрессивном стратегическом состоянии. Если максимально удалена сторона в квадранте IS - ES, то компания находится в конкурентном стратегическом состоянии. Таким образом, ИП Замалтдинов позиционируется в правой оси координат, причем почти симметрично в правых квадрантах. Данное положение характеризуется привлекательностью рынка сбыта, устойчивым финансовым положением ИП Замалтдинов, которое ограничено нестабильной внешней средой. Положение в верхнем правом квадранте говорит об агрессивной конкурентной позиции ИП Замалтдинов на рынке сбыта мебели, что влечет за собой потенциальную способность противостоять конкурентам.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      На  основании проведенного исследования были сделаны следующие выводы:

      Установлено, что стратегическое планирование - это управленческий процесс достижения и поддержания стабильного равновесия целей, возможностей и ресурсов организаций и новых рыночных возможностей. Цель стратегического планирования - создание и реформирование бизнеса и продукта компаний, направленные на успешное ее развитие и достижение, поставленных целей.

      Определено, что стратегическое планирование требует  соблюдения следующих основных условий:

      - Управление деятельностью компании  строится на принципах управления  инвестиционным портфелем. Подразумевается,  что каждое направление деятельности  компании обладает определенным потенциалом получения прибыли, соответственно которому и распределяются ресурсы компаний.

      - Тщательная оценка перспектив  каждого вида деятельности, изучения  показателей рыночного роста  и позиций компаний на конкретном  рынке. 

      - Стратегия. Для каждого бизнеса компанией разрабатывается план достижения долгосрочных целей. Единой оптимальной стратегии для всех компаний отрасли не существует. Каждая из них, учитывая профиль деятельности, цели, возможности, навыки и ресурсы, разрабатывает собственную стратегию.

Информация о работе Этапы стратегического планирования