Необходимость стратегического планирования на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 16:29, реферат

Краткое описание

Главная цель данной работы показать, что стратегическое планирование является важнейшей составной частью управления предприятием, и без него вряд ли возможна успешная работа предприятия в условиях современной рыночной экономики. А наличие стратегии не обрекает компанию на успех, однако качественно разработанная стратегия может на порядок повысить конкурентоспособность компании при условии, что управленческая команда действительно занимается ее внедрением.

Оглавление

Введение…………………………………………………….………………….3

1. Сущность стратегического планирования…………………………………5

1.1 История возникновения стратегического планирования, основные понятия………………………………………………………………………….5

1.2 Сущность и основные функции современного стратегического планирования…………………………………………………………………..7

2. Роль стратегического планирования на современном этапе…………….12

2.1 Необходимость стратегического планирования………………………..12

2.2 Преимущества стратегического планирования…………………………14

Заключение……………………………………………………………………..17

Список использованной литературы…………………………………………18

Файлы: 1 файл

МОЙ РЕФЕРАТ.docx

— 43.12 Кб (Скачать)
 
 

             
     
     
     

    РЕФЕРАТ

по  дисциплине: «Стратегическое  планирование»

на  тему «Необходимость стратегического планирования на современном этапе» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                         

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ростов-на-Дону, 2011

          
 

      СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение…………………………………………………….………………….3

1. Сущность стратегического планирования…………………………………5

1.1 История возникновения стратегического планирования, основные понятия………………………………………………………………………….5

1.2 Сущность и основные функции современного стратегического планирования…………………………………………………………………..7

2. Роль стратегического планирования на современном этапе…………….12

2.1 Необходимость стратегического планирования………………………..12

2.2 Преимущества стратегического планирования…………………………14

Заключение……………………………………………………………………..17

Список использованной литературы…………………………………………18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Стратегическое  планирование - это одна из функций  управления, которая представляет собой  процесс выбора целей организации  и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для  всех управленческих решений, функции  организации, мотивации и контроля, ориентировано на выработку стратегических планов. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления организацией.

     В процессе развития стратегического  планирования создано большое число  методов и моделей стратегического  анализа, формальных способов решения  задач. Так популярность формального  стратегического планирования пришлась на конец 70-х - начало 80-х годов, когда оно воспринималось как средство решения любых проблем фирмы. Однако в 80-х годах формальные методы стратегического планирования показали свою ограниченность в новых условиях.

     В настоящее время стратегическое планирование заняло своё место в  ряду функций управления предприятием. Во многом оно приобрело новое содержание. Сегодня, наряду с формальными, количественными методами, стратегическое планирование использует творческий интуитивный подход. Не являясь универсальным способом достижения успеха в бизнесе, оно в то же время создает основу для успешной деятельности фирмы.

     Совершенно  очевидно, что в современной быстроменяющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий.

     Главная цель данной работы показать, что стратегическое планирование является важнейшей составной  частью управления предприятием, и  без него вряд ли возможна успешная работа предприятия в условиях современной рыночной экономики. А наличие стратегии не обрекает компанию на успех, однако качественно разработанная стратегия может на порядок повысить конкурентоспособность компании при условии, что управленческая команда действительно занимается ее внедрением. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Сущность стратегического планирования
    1. История возникновения стратегического планирования, основные понятия

     Понятие «стратегия» вошло в число  управленческих терминов в 50-е годы, когда проблема реакции на неожиданные  изменения во внешней среде приобрела  большое значение. Вначале смысл  этого понятия был неясен. Словари не помогали, они все еще определяли стратегию как «науку и искусство развертывания войск для боя».

     В то время многие управляющие, а также  некоторые ученые сомневались в  полезности нового понятия. На их глазах в течение полувека американская промышленность великолепно обходилась без всякой стратегии, и они задавали вопрос, зачем она вдруг стала нужна и какая от нее польза фирме.

     По  своему существу стратегия есть набор  правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности. Существует четыре различные группы.

     1. Правила, используемые при оценке результатов деятельности фирмы в настоящем и в перспективе.

     2. Правила, по которым складываются  отношения фирмы с ее внешней  средой, определяющие: какие виды  продукции и технологии она  будет разрабатывать, куда и  кому сбывать свои изделия,  каким образом добиваться превосходства  над конкурентами. Этот набор  правил называется стратегией бизнеса.

     3. Правила, по которым устанавливаются  отношения и процедуры внутри  организации. Их нередко называют организационной концепцией.

     4. Правила, по которым фирма ведет  свою повседневную деятельность, называемые основными оперативными  приемами.

     Термин  «стратегическое планирование»  был введен в обиход в период 60—70-х гг. для того, чтобы обозначить разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Необходимость фиксации такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях ведения бизнеса. Ведущей идеей, отражающей сущность перехода от оперативного управления к стратегическому, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение, для того чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения.

     Можно указать на несколько конструктивных определений, которые были предложены авторитетными разработчиками теории стратегического управления. Шендел и Хаттен рассматривали его как «процесс определения и (установления) связи, организации с ее окружением, состоящий в реализации выбранных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с окружением посредством распределения ресурсов, позволяющего эффективно и результативно действовать организации и ее подразделениям». По Хиггенсу, «стратегическое планирование — это процесс управления с целью осуществления миссии организации посредством управления взаимодействием организации с ее окружением». Существует еще целый ряд определений, которые делают упор на те или иные аспекты и особенности стратегического управления или же на его отличия от «обычного» управления.

     Стратегическое  планирование состоит из ряда взаимосвязанных  этапов. Сначала проводится исследование внешней и внутренней среды организации, потом определяются основные ориентиры фирмы. На следующей ступени, в рамках стратегического анализа, фирма сравнивает результаты первого и второе этапов, определяет возможные варианты стратегий, затем выбирает один из вариантов и формулирует собственную стратегию. На последнем этапе фирма подготавливает окончательный стратегический план, исходя из ранее проведенных разработок, предложений нижестоящих уровней. 

     1.2. Сущность и основные функции современного стратегического планирования

     Будучи  функцией управления, стратегическое планирование является фундаментом, на котором строится вся система управленческих функций, или основой функциональной структуры системы управления. Стратегическое планирование является инструментом, с помощью которого формируется система целей функционирования предприятия и объединяются усилия всего коллектива предприятия по ее достижению.

     Стратегическое  планирование представляет собой набор  процедур и решений, с помощью  которых разрабатывается стратегия  предприятия, обеспечивающая достижение целей функционирования предприятия. Логика этого определения такова: деятельность аппарата управления и  принимаемые на ее основе решения  формируют стратегию функционирования предприятия, которая позволяет  фирме достичь своих целей.

     Процесс стратегического планирования является инструментом, с помощью которого обосновываются управленческие решения в области хозяйственной деятельности. Его важнейшая задача обеспечить нововведения и организационные изменения, необходимые для жизнедеятельности предприятия. Как процесс, стратегическое планирование включает четыре вида деятельности (функции стратегического планирования). К ним относятся: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и регулирование, организационные изменения.

     1. Распределение ресурсов. Данный  процесс включает планирование распределение ресурсов, таких как материальные, финансовые, трудовые, информационные ресурсы и т.д. Стратегия функционирования предприятия строится не только на расширении бизнеса, удовлетворении рыночного спроса, но и на эффективном потреблении ресурсов, постоянном снижении издержек производства. Поэтому эффективное распределение ресурсов между различными сферами бизнеса, поиск комбинаций их рационального потребления является важнейшей функцией стратегического планирования.

     2. Адаптация к внешней среде.  Адаптацию следует интерпретировать  в широком смысле слова как  приспособление предприятия к  изменяющимся рыночным условиям  хозяйствования. Рыночная среда  по отношению к субъектам хозяйствования  всегда содержит благоприятные  и неблагоприятные условия (преимущества  и угрозы). Задача данной функции  — приспособить хозяйственный  механизм предприятия к этим  условиям, т.е., воспользоваться преимуществами  в конкурентной борьбе и предотвратить  различные угрозы. Разумеется, эти  функции выполняются также и  в текущем управлении предприятием. Однако эффективность оперативного  управления будет достигнута  лишь в том случае, если конкурентные  преимущества и барьеры будут  предвидены заранее, т.е. спланированы. В этом отношении задача стратегического  планирования состоит в том,  чтобы обеспечить для предприятия  новые благоприятные возможности  посредством создания соответствующего  механизма адаптации предприятия к внешней среде.

     3. Координация и регулирование.  Данная функция предполагает  согласование усилий структурных  подразделений фирмы (предприятий,  производств, цехов) для достижения  цели, предусмотренной стратегическим  планом. Стратегия предприятия включает  сложную систему взаимосвязанных  целей и задач. Декомпозиция  этих целей и задач предусматривает  их деление на более мелкие  компоненты и закрепление за  соответствующими структурными  подразделениями и исполнителями.  Этот процесс происходит не  спонтанно, а на плановой основе  в стратегическом плане. Поэтому  все компоненты стратегического  плана должны быть увязаны  по ресурсам, структурным подразделениям  и исполнителям и функциональным  процессам. Эта увязка обеспечивается  системой формирования показателей планирования, а также наличием на предприятии в аппарате управления соответствующего подразделения или исполнителя, отвечающих за координацию. Объектами координации и регулирования являются внутренние производственные операции.

     4. Организационные изменения. Эта  деятельность предусматривает формирование  организации, которая обеспечивает  слаженную работу персонала управления, развитие мышления менеджеров, учет  прошлого опыта стратегического  планирования. В конечном счете, данная функция проявляется в проведении различных организационных преобразований на предприятии: перераспределение функций управления, полномочий и ответственности работников аппарата управления; создания системы стимулирования, способствующей достижению цели стратегического плана и т. п. Важно, чтобы эти организационные изменения проводились не как реакция предприятия на сложившуюся ситуацию, что характерно для ситуационного управления, а были результатом организационного стратегического предвидения.

     Стратегическое  планирование как обособившийся  вид управленческой деятельности предъявляет  к работникам аппарата управления ряд  требований, предполагает наличие пяти элементов:

     • Первый элемент — умение смоделировать  ситуацию. В основе этого процесса лежит целостное представление  ситуации, которое включает способность  понять закономерности взаимодействия потребностей и потребительского спроса покупателей, конкурентов с качеством  их продукции и потребностей собственной  фирмы, т.е. ее способности удовлетворять  потребности клиентов. Таким образом, важнейшей частью стратегического  планирования является анализ. Однако сложность и противоречивость исходных данных порождают сложность и  изменчивость аналитической работы, выполняемой в рамках стратегического  планирования, затрудняют возможность  моделирования ситуации. В этой связи  роль аналитика трудно переоценить: чем больше его способность к  абстракции, тем яснее выявляются связи между компонентами, породившими ситуацию. Способность двигаться от конкретного к абстрактному и в обратном направлении является важным условием компетентности в вопросах стратегии. Используя эту способность при выработке стратегического плана, можно выявить необходимость и возможность изменений в фирме.

Информация о работе Необходимость стратегического планирования на современном этапе