Необходимость стратегического планирования на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 16:29, реферат

Краткое описание

Главная цель данной работы показать, что стратегическое планирование является важнейшей составной частью управления предприятием, и без него вряд ли возможна успешная работа предприятия в условиях современной рыночной экономики. А наличие стратегии не обрекает компанию на успех, однако качественно разработанная стратегия может на порядок повысить конкурентоспособность компании при условии, что управленческая команда действительно занимается ее внедрением.

Оглавление

Введение…………………………………………………….………………….3

1. Сущность стратегического планирования…………………………………5

1.1 История возникновения стратегического планирования, основные понятия………………………………………………………………………….5

1.2 Сущность и основные функции современного стратегического планирования…………………………………………………………………..7

2. Роль стратегического планирования на современном этапе…………….12

2.1 Необходимость стратегического планирования………………………..12

2.2 Преимущества стратегического планирования…………………………14

Заключение……………………………………………………………………..17

Список использованной литературы…………………………………………18

Файлы: 1 файл

МОЙ РЕФЕРАТ.docx

— 43.12 Кб (Скачать)

     • Второй элемент — способность  выявить необходимость изменений  в фирме. Интенсивность изменений  на предприятиях и в организациях в условиях рыночной экономики гораздо  выше, чем в плановой. В условиях монополизма любые изменения направлены на сохранение компании. Сейчас они представлены многообразием переменных параметров, характеризующих компанию: от эффективности производственных затрат до отношения компании к риску, включая номенклатуру, качество продукции и послепродажный сервис. Определение необходимости изменений требует двоякого рода способностей:

     - готовности работников аппарата управления реагировать на тенденции, возникающие из действия известных факторов и данной отрасли;

     - научно-технического потенциала, интеллекта, интуиции, творческих способностей управленцев, позволяющих на основе учета комбинации известных и неизвестных факторов приводить компанию в готовность к действиям в непредвиденных обстоятельствах, находить возможности для повышения ее конкурентоспособности.

     • Третий элемент — способность  разработать стратегию изменений. Поиск рациональной стратегии —  интеллектуальный, творческий процесс  поиска приемлемого варианта функционирования предприятия. В его основе лежит  способность руководителей и  специалистов предвидеть различные  ситуации, из отдельных разрозненных факторов воссоздать будущее событие. Разработчики стратегического плана должны уметь писать различные сценарии, владеть инструментарием прогнозирования.

     • Четвертый — способность использовать в ходе изменений надежные методы. Арсенал средств и методы стратегического  планирования достаточно велик. Он включает: стратегические модели, основанные на методах исследования операций; матрицу  Бостонской консультативной группы (БКГ).

     • Пятый элемент — способность  воплощать стратегию в жизнь. Между стратегией как научно-обоснованным планом и практической деятельностью  работников предприятия существует двусторонняя связь. С одной стороны, любые действия, не подкрепленные  планом, обычно оказываются бесполезными. С другой стороны, процесс мышления, не сопровождающийся практической деятельностью, также бесплоден. Поэтому работники  предприятия, занятые реализацией  стратегии, должны знать технологию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Роль  стратегического  планирования на современном  этапе
    1. Необходимость стратегического планирования

     Современный темп изменений в экономике является настолько большим, что стратегическое планирование представляется единственным способом формального прогнозирования  будущих проблем и возможностей. Оно обеспечивает высшему руководству  фирмы средства создания плана на длительный срок, дает основу для принятия решений, способствует снижению риска  при принятии решений, обеспечивает интеграцию целей и задач всех структурных подразделений и исполнителей фирмы.

     В отечественной практике управления предприятиями стратегическое планирование применяется редко. Однако в промышленности развитых стран оно становится скорее правилом, чем исключением.

     Особенности стратегического планирования:

     • должно дополняться текущим;

     • стратегические планы разрабатываются  на совещаниях высшего руководства фирмы ежегодно;

     • годовая детализация стратегического  плана осуществляется одновременно с разработкой годового финансового плана (бюджета).

     Большинство западных компаний считает, что механизм стратегического планирования должен быть усовершенствован.

     Отсутствие  планирования ставит фирмы в такое  положение, когда они:

     - не понимают будущих задач;

         - не умеют рассматривать хозяйствование как непрерывный процесс, где текущие действия органически связаны с будущими;

     - теряют ориентацию в хозяйственном мире, так как руководствуются только краткосрочными интересами и не понимают общего смысла происходящих событий;

     - не в состоянии определить основные потребности рынка;

     - оказываются в более слабой позиции по сравнению с другими участниками рыночной деятельности.

     На  современном этапе рынок предъявляет особые требования к фирмам. Сложность и высокая подвижность внутрифирменных и рыночных процессов создают новые предпосылки для более серьезного применения планирования.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          2.2. Преимущества и недостатки стратегического планирования

     Применение  планирования деятельности фирм и их деловых отношений создает следующие важные преимущества:

     • делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий;

     • проясняет возникающие проблемы;

     • подготавливает фирму к внезапным изменениям во внешней среде;

     • стимулирует управляющих к реализации своих решений в дальнейшей работе;

     • улучшает координацию действий в организации;

     • создает предпосылки для повышения  образовательной подготовки менеджеров;

     • увеличивает возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией;

     • способствует более рациональному распределению ресурсов;

     • четко формализует обязанности  и ответственность участников фирм;

     • улучшает контроль в организации.

     Заманчиво было бы предположить, что планирование ведет к достижению фирмой такого экономического успеха, который может  быть выражен в высоких величинах  оборота, прибыли, роста и других впечатляющих финансовых показателях. Некоторые специалисты по планированию пытаются найти конкретные примеры, которые могли бы проиллюстрировать  такую взаимозависимость. Однако дальше отдельных предположений дело не идет.

     Напротив, как показывает опыт, быстрый рост и большой успех фирмы очень  часто не связаны с формальным планированием, а, скорее, являются следствием предпринимательского таланта, энергичного  и решительного руководства фирмой. Более того, многие предприятия, в  том числе российские, начинают применять  планирование в тот период своего развития, когда уже прошел этап бурного роста, когда появляются проблемы в закреплении достигнутого успеха, обеспечении стабильности.

     Основное  преимущество стратегического планирования состоит в большей степени  обоснованности плановых показателей, в большей вероятности реализации планируемых сценариев развития событий.

     Наряду  с явными преимуществами стратегическое планирование имеет ряд недостатков, которые ограничивают сферу его  применения, лишают его универсальности  в решении любых хозяйственных задач.

     Недостатки  и ограниченные возможности стратегического планирования:

     1. Стратегическое планирование не  дает и не может дать в  силу своей сущности детального  описания картины будущего. То, что  оно может дать – это качественное описание состояния, к которому должна стремиться фирма в будущем, какую позицию может и должна занимать на рынке и в бизнесе, чтобы ответить на главный вопрос – выживет или нет фирма в конкурентной борьбе.

     2. Стратегическое планирование не  имеет четкого алгоритма составления  и реализации плана. Его описательная  теория сводится к определенной  философии или идеологии ведения  бизнеса. Поэтому конкретный инструментарий  во многом зависит от личных  качеств конкретного менеджера,  а в целом стратегическое планирование – симбиоз интуиции и искусства высшего менеджмента, способность менеджера вести фирму к стратегическим целям. Цели стратегического планирования обеспечиваются за счет следующих факторов: высокого профессионализма и творчества служащих; тесной связи организации с внешней средой; обновления продукции; совершенствования организации производства, труда и управления; реализации текущих планов; включения всех работников предприятия в реализацию целей и задач предприятия.

     3. Процесс стратегического планирования для своего осуществления требует значительных затрат ресурсов и времени по сравнению с традиционным перспективным планированием. Это объясняется более жесткими требованиями к стратегическому плану. Он должен быть гибким, реагировать на любые изменения как внутри организации, так и во внешней среде. Численность работников, занятых стратегическим планированием, выше, чем в перспективном.

     4. Негативные последствия ошибок  стратегического планирования, как  правило, гораздо серьезнее, чем  в традиционном, перспективном. Особенно трагическими бывают последствия неверного прогноза для предприятий, осуществляющих безальтернативную хозяйственную деятельность. Высокая степень риска в перспективном планировании может быть объяснена теми областями производственно-хозяйственной деятельности, в которых принимаются решения о выпускаемой продукции; направления вложений средств; новые возможности осуществления бизнеса и т.п.

     5. Стратегическое планирование должно  быть дополнено механизмами реализации  стратегического плана, т.е. эффект  может дать не планирование, а  стратегическое управление, ядром  которого является стратегическое  планирование. А это предполагает, в первую очередь, создание  на предприятии организационной  культуры, позволяющей реализовать  стратегию, системы мотивации  труда, гибкой организации управления  и т.п. Поэтому создание подсистемы  стратегического планирования на  конкретном предприятии следует  начинать с наведения порядка  в системе управления, с повышения  общей культуры управления, укрепления  исполнительской дисциплины, совершенствования  обработки данных и т.п. В  этом отношении стратегическое планирование  - не панацея от всех управленческих болезней, а всего лишь одно из средств. 
 

  
 
 

     Заключение

     Современный рынок предъявляет особые требования к фирмам. Сложность и высокая  подвижность внутрифирменных и  рыночных процессов создают новые  предпосылки для более серьезного применения планирования.

     Планирование  представляет собой одно из важнейших  условий деятельности организаций  на пути к успеху. Каждый руководитель организации, каждый менеджер должны четко  себе представлять сущность и задачи планирования в организации. Они  также должны знать его особенности  в условиях деятельности конкретной организации и рыночной экономики  в целом.

     Известно, что плановая деятельность широко распространена в мировой экономике. Более того, она имеет весьма существенные особенности  в различных общественных системах, а также различного рода опыт, накопленный в них.

     Важнейшей задачей планирования в организациях является минимизация рисков в ее деятельности. Руководство организаций  с помощью планов, по сути, предпринимает  попытки прогнозирования будущего развития событий. И чем более  точны будут прогнозы, полученные с помощью планирования, тем менее  неожиданными будут различного рода ситуации, связанные с деятельностью организации.

     Риски в деятельности организаций, прежде всего, связаны с вероятностью убытков, размеры которых могут варьироваться  от небольших до таких, которые могут  поставить под угрозу само существование организации.

     В рыночной экономике менеджеры не могут рассчитывать на покрытие убытков  от деятельности организаций со стороны  государства. А потому они должны обладать надежной технологией планирования, постоянно совершенствовать свой опыт в этой сфере деятельности. 

     Список  использованной литературы 

1. Ансофф И. Стратегическое управление. М., Экономика,1999.

2. Виханский О. С. Стратегическое управление: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:Экономист, 2006.

3. Дойль П. Стратегический менеджмент и маркетинг. СПб.: Питер, 1999.

4. Кэмпбел Д., Стоунхаус Дж., Хьюстон Б. Стратегический менеджмент: пер с анг. - М.: ООО «Издательство Проспект», 2003.

5. Голубков  Е.П. Стратегическое планирование  и роль маркетинга в организации.// Маркетинг в России и за  рубежом. – 2000. - № 3.

Информация о работе Необходимость стратегического планирования на современном этапе