Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 04:01, контрольная работа
Неравномерность экономического развития территорий и усиливающаяся социальная дифференциация населения, глобальные и локальные социально-экономические изменения побуждают искать новые методы и варианты ответов на складывающиеся вызовы времени. Процессы, связанные с нехваткой природных ресурсов, переоценка нравственно-этических ценностей оказывают преобразующие действия на социальные, нравственные, технологические, экономические и иные отношения между людьми, вынуждают не только отдельные страны, но территории разного уровня более активно реагировать на возникающие проблемы. Стратегический план развития территории – более не мода, а потребность.
Введение 3
Стратегическое планирование социально-экономического развития
муниципального хозяйтсва как система 5
Принципы и этапы стратегического планирования развития муниципального хозяйства 15
Заключение 20
Список использованных источников и литературы 22
ПЛАН
с.
Введение 3
муниципального хозяйтсва как система 5
Заключение 20
Список использованных источников и литературы 22
Введение
Неравномерность экономического развития территорий и усиливающаяся социальная дифференциация населения, глобальные и локальные социально-экономические изменения побуждают искать новые методы и варианты ответов на складывающиеся вызовы времени. Процессы, связанные с нехваткой природных ресурсов, переоценка нравственно-этических ценностей оказывают преобразующие действия на социальные, нравственные, технологические, экономические и иные отношения между людьми, вынуждают не только отдельные страны, но территории разного уровня более активно реагировать на возникающие проблемы. Стратегический план развития территории – более не мода, а потребность.
Наличие стратегии позволяет сделать механизм управления городским хозяйством более прозрачным, дает возможность жителям, представителям всех хозяйствующих, финансовых, научных структур принимать участие в выборе решений и их успешной реализации. Стратегический план, раскрывая основные цели и ориентиры развития города на определенный период времени, вселяет уверенность горожан в благополучном исходе преобразований, в будущем своего города. Стратегический план, содержащий принципы городского развития хозяйства, дает ориентиры предпринимателям, потенциальным внутренним и внешним инвесторам, помогает им принимать оперативные решения с учетом видения перспективы.
При этом отсутствие достаточных теоретических разработок, раскрывающих содержание, методы и направленность стратегий развития территорий, позволяющих обеспечивать единство экономических и нравственно-культурных подходов, формировать на основе идей гражданского общества и партнерских отношений действенные механизмы для проведения реальной модернизации экономики и общества определи необходимость и актуальность исследования процессов разработки и содержания стратегических планов территорий1.
Целью работы является изучение основных этапов разработки стратегического плана социально-экономического развития муниципального хозяйтсва.
Данная цель обусловила постановку следующих практических задач:
В конце ХХ века под влиянием развивающегося процесса глобализации территории оказались в эпицентре конкурентной борьбы за инвестиции, рабочую силу, материальные и финансовые ресурсы. Это стало прямым следствием их превращения в самостоятельные субъекты экономической жизни и потребовало выработки собственной социальной и экономической политики.
Необходимость стратегического планирования развития муниципальных хозяйств была вызвана, прежде всего, невозможностью в краткосрочной и среднесрочной перспективе решить сложные социальные и экономические проблемы, а также сделать более предсказуемыми риски предпринимательской деятельности. Насущность применения стратегических инструментов планирования в России в полной мере проявилась в 1990-х годах. Ее определили2:
Многие города в это
время обратились к зарубежному
опыту стратегического
Определенную роль в инициации разработки стратегических планов в российских городах (например, в Санкт-Петербурге) сыграла настоятельная необходимость привлечения заемных средств международных финансовых институтов.
Стратегическое планирование в современных условиях - это самостоятельная функция управления, особый вид управленческой деятельности, состоящий в разработке стратегических решений, предусматривающих выдвижение таких целей и стратегий поведения объектов управления, реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование в перспективе, быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды3.
Возможность адаптироваться в случае изменений отличает систему стратегического планирования от системы обычного долгосрочного планирования, с которой ее часто ошибочно ассоциируют. В отличие от текущего, стратегическое планирование предполагает учет влияния внешней среды на современное и будущее состояние муниципального образования, его сильных и слабых сторон (недостатков и преимуществ) и активное использование этой информации для определения стратегии развития4.
Стратегическое планирование отличается от оперативного тем, что его реализация ведет к изменению организации, изменению системы деятельности, которой занимается организованная общность людей. Оперативное планирование представляет собой способ функционирования принятой (существующей) в организации стратегии.
Следует отметить, что если необходимость в стратегическом проекте порождается внешними изменениями, то он является реактивным. Многие городские стратегии в России, разработанные в 2008 - 2010 годах, имеют понятную антикризисную направленность, что относит их скорее к реактивному (защитному) виду стратегических планов. Противоположностью реактивных проектов являются проекты наступательные5. Источником таких проектов выступают изменения во внутренней среде территории, в частности, новые знания и компетенции населения, появление людей с новыми цивилизационными ценностями, инновационные процессы и т.п.
С позиций системного анализа стратегическое планирование социально-экономического развития муниципального хозяйтсва является частью более крупной системы управления социально-экономическим развитием территорий, включающей несколько уровня управления: федеральный, региональный и местный. Будучи функцией управления, стратегическое планирование является фундаментом, на котором строится вся система управленческих функций, или основой функциональной структуры системы управления.6
Предмет нашего исследования можно также рассматривать как часть системы планирования на местном уровне, включающей три основных вида планирования бюджетное, территориальное планирование и, собственно, планирование социально-экономическое развития. Основанием выделения в данном случае выступают видовые отличия объекта планирования.
В бюджетном планировании главный объект - муниципальные финансы. Основные документы бюджет и среднесрочный финансовый план (их наличие обязательно согласно Бюджетному кодексу РФ), а также разного рода документы финансового обоснования проектов и направлений перспективного развития, планы капитального строительства за счет бюджетных средств, программы муниципальных заимствований, программы приватизации муниципального имущества.
Если объект планирования
- пространственное развитие территории,
то речь идет о территориальном
Основой для бюджетного
и территориального планирования выступает
социально-экономическое
Однако в целом конкретные вопросы системного применения всех трех видов планирования в российской муниципальной практике проработаны слабо7.
Структурно система стратегического планирования состоит из управляющей и управляемой подсистем, (границы между ними весьма условны), в единстве образующих субъект стратегического планирования, а также механизма их взаимодействия, включающего совокупность полномочий, принципов, методов, правил, норм, процедур, регламентирующих порядок стратегического планирования и осуществления связанных с этим управленческих действий по отношению к объекту управления.
Под управляющей подсистемой
системы стратегического
Субъект стратегического планирования представлен двумя субъектами отличными по составу и функциям8:
- субъекты-заказчики
(население, органы местного
Информация о работе Принципы и этапы стратегического планирования развития муниципального хозяйства