Принципы и этапы стратегического планирования развития муниципального хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 04:01, контрольная работа

Краткое описание

Неравномерность экономического развития территорий и усиливающаяся социальная дифференциация населения, глобальные и локальные социально-экономические изменения побуждают искать новые методы и варианты ответов на складывающиеся вызовы времени. Процессы, связанные с нехваткой природных ресурсов, переоценка нравственно-этических ценностей оказывают преобразующие действия на социальные, нравственные, технологические, экономические и иные отношения между людьми, вынуждают не только отдельные страны, но территории разного уровня более активно реагировать на возникающие проблемы. Стратегический план развития территории – более не мода, а потребность.

Оглавление

Введение 3
Стратегическое планирование социально-экономического развития
муниципального хозяйтсва как система 5
Принципы и этапы стратегического планирования развития муниципального хозяйства 15
Заключение 20
Список использованных источников и литературы 22

Файлы: 1 файл

Стратегическое развитие муниципального хозяйства 39.doc

— 390.00 Кб (Скачать)

 

ПЛАН

с.

 

Введение              3

  1. Стратегическое планирование социально-экономического развития

муниципального хозяйтсва как система      5

  1. Принципы и этапы стратегического планирования развития муниципального хозяйства                                                                          15

Заключение           20

Список использованных источников и литературы    22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Неравномерность экономического развития территорий и усиливающаяся  социальная дифференциация населения, глобальные и локальные социально-экономические изменения побуждают искать новые методы и варианты ответов на складывающиеся вызовы времени. Процессы, связанные с нехваткой природных ресурсов, переоценка нравственно-этических ценностей оказывают преобразующие действия на социальные, нравственные, технологические, экономические и иные отношения между людьми, вынуждают не только отдельные страны, но территории разного уровня более активно реагировать на возникающие проблемы. Стратегический план развития территории – более не мода, а потребность.

Наличие стратегии позволяет  сделать механизм управления городским хозяйством более прозрачным, дает возможность жителям, представителям всех хозяйствующих, финансовых, научных структур принимать участие в выборе решений и их успешной реализации. Стратегический план, раскрывая основные цели и ориентиры развития города на определенный период времени, вселяет уверенность горожан в благополучном исходе преобразований, в будущем своего города. Стратегический план, содержащий принципы городского развития хозяйства, дает ориентиры предпринимателям, потенциальным внутренним и внешним инвесторам, помогает им принимать оперативные решения с учетом видения перспективы.

При этом отсутствие достаточных теоретических разработок, раскрывающих содержание, методы и направленность стратегий развития территорий, позволяющих обеспечивать единство экономических и нравственно-культурных подходов, формировать на основе идей гражданского общества и партнерских отношений действенные механизмы для проведения реальной модернизации экономики и общества определи необходимость и актуальность исследования процессов разработки и содержания стратегических планов территорий1.

Целью работы является изучение основных этапов разработки стратегического плана социально-экономического развития муниципального хозяйтсва.

Данная цель обусловила постановку следующих практических задач:

  1. Выявить и рассмотреть основные элементы стратегического планирования на муниципальном уровне;
  2. охарактеризовать принципы и этапы стратегического планирования;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Стратегическое планирование социально-экономического развития муниципального хозяйства как система

 

В конце ХХ века под  влиянием развивающегося процесса глобализации территории оказались в эпицентре  конкурентной борьбы за инвестиции, рабочую силу, материальные и финансовые ресурсы. Это стало прямым следствием их превращения в самостоятельные субъекты экономической жизни и потребовало выработки собственной социальной и экономической политики.

Необходимость стратегического планирования развития муниципальных хозяйств была вызвана, прежде всего, невозможностью в краткосрочной и среднесрочной перспективе решить сложные социальные и экономические проблемы, а также сделать более предсказуемыми риски предпринимательской деятельности. Насущность применения стратегических инструментов планирования в России в полной мере проявилась в 1990-х годах. Ее определили2:

  • введение рыночных отношений, усиливших неопределенность в развитии городов, что потребовало регулирования этого процесса;
  • качественные изменения факторов, на которые могла воздействовать городская власть, поскольку планирование социально-экономического развития города согласно законодательству было передано в ведение местных органов власти (реформа местного самоуправления);
  • актуализация комплексного решения проблем в рамках единой стратегии развития города, так как традиционная практика разработки городских и региональных программ для решения возникающих проблем без увязки их между собой не давала желательных результатов;
  • необходимость формирования механизма разрешения усиливающихся противоречий и разногласий между различными ведомствами, предприятиями и организациями в городе, конфликтов как между самими городами (особенно крупными и крупнейшими), так и между городами и окружающими их территориями;
  • демократизация общества, включение жителей города в процесс принятия решений относительно его развития, в соответствии с процедурами стратегического планирования, позволяющими внедрять принципы согласования интересов различных групп населения, бизнеса и власти в плановый документ и предусматривающие участие городского сообщества в процессе разработки и реализации планов.

Многие города в это  время обратились к зарубежному  опыту стратегического планирования, что объяснялось сходством ряда происходивших при этом на Западе и в России процессов:

  • реструктуризация производства (ликвидация устаревших отраслей первичного и вторичного секторов экономики), сопряженная со снижением занятости в отраслях промышленности;
  • стремление продвинуться в решении городских классических проблем, в т.ч.: улучшение инфраструктуры города (транспортной, инженерной, сферы услуг);
  • видение города как точки экономического роста, развитие которого позволило бы распространить на окружающие территории экономические импульсы;
  • усиление социальных конфликтов и проблем, из них традиционно: рост безработицы, поляризация доходов и возможностей населения, дифференциация социальных статусов населения.

Определенную роль в  инициации разработки стратегических планов в российских городах (например, в Санкт-Петербурге) сыграла настоятельная необходимость привлечения заемных средств международных финансовых институтов.

Стратегическое планирование в  современных условиях - это самостоятельная  функция управления, особый вид управленческой деятельности, состоящий в разработке стратегических решений, предусматривающих выдвижение таких целей и стратегий поведения объектов управления, реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование в перспективе, быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды3.

Возможность адаптироваться в случае изменений отличает систему  стратегического планирования от системы  обычного долгосрочного планирования, с которой ее часто ошибочно ассоциируют. В отличие от текущего, стратегическое планирование предполагает учет влияния внешней среды на современное и будущее состояние муниципального образования, его сильных и слабых сторон (недостатков и преимуществ) и активное использование этой информации для определения стратегии развития4.

Стратегическое планирование отличается от оперативного тем, что  его реализация ведет к изменению  организации, изменению системы  деятельности, которой занимается организованная общность людей. Оперативное планирование представляет собой способ функционирования принятой (существующей) в организации стратегии.

Следует отметить, что  если необходимость в стратегическом проекте порождается внешними изменениями, то он является реактивным. Многие городские  стратегии в России, разработанные  в 2008 - 2010 годах, имеют понятную антикризисную направленность, что относит их скорее к реактивному (защитному) виду стратегических планов. Противоположностью реактивных проектов являются проекты наступательные5. Источником таких проектов выступают изменения во внутренней среде территории, в частности, новые знания и компетенции населения, появление людей с новыми цивилизационными ценностями, инновационные процессы и т.п.

С позиций системного анализа стратегическое планирование социально-экономического развития муниципального хозяйтсва является частью более крупной системы управления социально-экономическим развитием территорий, включающей несколько уровня управления: федеральный, региональный и местный. Будучи функцией управления, стратегическое планирование является фундаментом, на котором строится вся система управленческих функций, или основой функциональной структуры системы управления.6

Предмет нашего исследования можно также рассматривать как  часть системы планирования на местном  уровне, включающей три основных вида планирования бюджетное, территориальное планирование и, собственно, планирование социально-экономическое развития. Основанием выделения в данном случае выступают видовые отличия объекта планирования.

В бюджетном планировании главный объект - муниципальные финансы. Основные документы бюджет и среднесрочный финансовый план (их наличие обязательно согласно Бюджетному кодексу РФ), а также разного рода документы финансового обоснования проектов и направлений перспективного развития, планы капитального строительства за счет бюджетных средств, программы муниципальных заимствований, программы приватизации муниципального имущества.

Если объект планирования - пространственное развитие территории, то речь идет о территориальном планировании. Основные документы: генеральный план, схема территориального планирования, правила землепользования и застройки, схема функционального зонирования, в некоторых городах имеет место комплексный подход, предусматривающий и программу инвестиционного освоения градостроительных решений. Без стратегического видения социально-экономического развития территории крайне сложно разрабатывать документы территориального планирования. Схемы территориального планирования и генеральные планы поселений и городских округов должны являться проекцией «на территорию» стратегии социально-экономического развития территории.

Основой для бюджетного и территориального планирования выступает  социально-экономическое планирование. Основные документы - программы социально-экономического развития, рассчитанные на средне- и долгосрочный горизонт, вплоть до стратегического плана. Объект социально-экономического планирования наиболее сложен: это вся система муниципальной экономики и социальной сферы. Тем более это относится к стратегическому планированию, которое фактически интегрирует все три вида планирования.

Однако в целом конкретные вопросы системного применения всех трех видов планирования в российской муниципальной практике проработаны  слабо7.

Структурно система  стратегического планирования состоит  из управляющей и управляемой подсистем, (границы между ними весьма условны), в единстве образующих субъект стратегического планирования, а также механизма их взаимодействия, включающего совокупность полномочий, принципов, методов, правил, норм, процедур, регламентирующих порядок стратегического планирования и осуществления связанных с этим управленческих действий по отношению к объекту управления.

Под управляющей подсистемой  системы стратегического планирования можно понимать ту ее часть, которая  разрабатывает стратегические планы, принимает и транслирует стратегические управленческие решения, обеспечивает выполнение стратегического плана, а под управляемой ту, которая их воспринимает и реализует на практике. В условиях иерархичности системы стратегического планирования большинство ее звеньев, в зависимости от конкретной ситуации, могут принадлежать то к управляющей, то к управляемой подсистеме. Управляющая система носит в общем случае многоуровневый характер. Применительно к муниципальному образованию ее ядром выступают органы муниципального управления. Муниципальные органы власти имеют возможность самостоятельно определять приоритеты развития подведомственной территории, поскольку одним из предметов ведения местного самоуправления является комплексное социально-экономическое развитие территории муниципального образования. Согласно ст. 17 п.6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ к числу полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения отнесено принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования. Вместе с тем, в управляющую систему входит и государственная компонента в лице органов регионального, а в ряде случаев — федерального управления, представители других субъектов управления и хозяйствования, имеющие стратегические интересы в развитии территории. На стратегии территорий оказывают влияние стратегические планы и программы общенационального масштаба, а также ожидания и намерения субъектов социально-экономического развития в территории, воплощаемые в их прогнозах, концепциях, программах и планах.

Субъект стратегического  планирования представлен двумя субъектами отличными по составу и функциям8:

- субъекты-заказчики  (население, органы местного самоуправления, бизнес сообщество, общественные  организации, органы управления  регионального и иных уровней  и т.п.);

Информация о работе Принципы и этапы стратегического планирования развития муниципального хозяйства