Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 04:01, контрольная работа
Неравномерность экономического развития территорий и усиливающаяся социальная дифференциация населения, глобальные и локальные социально-экономические изменения побуждают искать новые методы и варианты ответов на складывающиеся вызовы времени. Процессы, связанные с нехваткой природных ресурсов, переоценка нравственно-этических ценностей оказывают преобразующие действия на социальные, нравственные, технологические, экономические и иные отношения между людьми, вынуждают не только отдельные страны, но территории разного уровня более активно реагировать на возникающие проблемы. Стратегический план развития территории – более не мода, а потребность.
Введение 3
Стратегическое планирование социально-экономического развития
муниципального хозяйтсва как система 5
Принципы и этапы стратегического планирования развития муниципального хозяйства 15
Заключение 20
Список использованных источников и литературы 22
- субъекты-исполнители
(специальные ораны, созданные
для исполнения решений
Объектом стратегического
планирования социально-экономического
развития территории традиционно выступает административно-
1) местное (городское) хозяйство, включающее всю инфраструктуру, обеспечивающую жизнедеятельность муниципального образования;
2) производственная сфера, в которую входят все отрасли материального производства (в т.ч. АПК, включающий сельское и лесное хозяйство, территорию и природные ресурсы как источник богатства), производящие валовой продукт;
4) социальная сфера, в состав которой входят все отрасли воспроизводства и духовного развития населения муниципального образования;
5) финансово-экономическая сфера,
6) управленческая сфера,
В состав каждой из них
входит несколько подсистем,
В состав управляющей подсистемы стратегического планирования социально-экономического развития территории включаются также такие механизмы ее воздействия на управляемую, как:
- планирование, прогнозирование и
программирование (в т.ч., процедуры
разработки стратегии и
- организующее воздействие (
- координация (нормативное
- мотивация (разработка системы
стимулов, побуждающих к достижению
поставленных стратегических
- контроль (непрерывное наблюдение (мониторинг) процесса реализации стратегических планов, оценка результативности) и пр.12
Примером двустороннего взаимодействия, могут выступить показатели реализации стратегического плана, являющиеся важнейшим механизмом обратной связи, необходимым для динамической настройки и улучшения системы социально-экономического развития территории. Указанные выше механизмы воздействия и взаимодействия в известной степени коррелируют с классическими функциями управления, описанными теорией менеджмента и образуют функциональную подсистему стратегического планирования.
К подсистемам обеспечения системы стратегического планирования социально-экономического развития территорий относятся кадровая (наличие и компетенции кадрового состава организационных структур стратегического планирования, доступность и степень участия представителей научного сообщества и т.д.), финансовая (муниципальные финансы, бюджетное встраивание стратегических программ), информационная (статистическая информация социально-экономического развития территории, нормативно-правовое основы стратегического планирования, методическое обеспечение, ресурсные (электронные) центры стратегического планирования, базы данных, система коммуникаций в процессе разработки стратегий, PR и работа со СМИ в целом и т.д.) и прочие системы.
Целевая подсистема заслуживает отдельного внимания. Помимо целей социально-экономического развития территории, которые будут подробно рассмотрены нами в параграфе, посвященном элементам стратегического плана, следует обозначить цели управляющей системы стратегического планирования. На муниципальном уровне они включают:
• выработку общего понимания происходящих в экономике изменений и единой позиции по отношению к ним;
• определение вектора развития социо-экономики муниципального образования;
• выяснение в результате дискуссий и обмена информацией наиболее вероятного поведения государственных, муниципальных, общественных и частных организаций, действующих в сфере экономической политики;
• определение формата совместной работы по укреплению экономического потенциала жителей города и местных предприятий;
• содействие субъектам экономической политики в принятии ими конкретных решений, позволяющих повысить целенаправленность и скоординированность действий.
Как видим, среди мотивов доминирует потребность в лучшей координации и нацеленности действий различных субъектов, работающих в сфере экономической политики. С одной стороны, стратегия должна помочь местному бизнесу получить представление о деятельности властей в сфере экономики, приоритетных направлениях, которые будут поддерживаться и стимулироваться. С другой стороны, стратегия должна нацелить работу многочисленных институтов, занятых реализацией экономической и социальной политики. То есть стратегическое планирование рассматривается как средство координации усилий и достижения взаимопонимания.
Как указывалось выше
принципы и процедуры стратегического
планирования являются механизмами
взаимодействия управляющей и управляемой
подсистем системы
В общем виде стратегическое управление городами предполагают следование принципам целенаправленности (прописание целевых ориентиров и их обеспеченность ресурсами), социальности (первостепенность интересов населения, обеспечение определенного качества жизни), комплексности, эффективности (достижение желаемого результата при минимуме затрат), минимизации риска, баланса интересов (между текущими задачами и задачами развития, между отраслями и территориями), легитимности (соответствие законам и соблюдение процедур утверждения), демократичности (отрытости), профессионализма, принципа «первого руководителя» (участие первых лиц города), партнерства, единства объекта стратегического управления, единства субъекта стратегического управления, трактовки стратегического плана как единства целей и средств достижения 13.
Для разработки стратегий города используют схожие подходы, перенимая друг у друга схемы построения стратегии. В основе большинства западных подходов лежит теория конкурентности М.Портера и активное участие в разработке стратегии города высших учебных заведений.
В муниципальных структурах применяются следующие алгоритмы стратегического планирования14.
Многоступенчатое планирование, используемое агентствами городского развития США. В Канаде получила распространение методология метрополитенского планирования, предложенная Ф. Хейвудом, состоящая из 6 ступеней.
Коротко эту схему можно сформулировать как «Обзор - анализ — план». Последствием принятия такой методологии стал триединый процесс диалога, в котором участвовали политики, определяющие цели и приоритеты, население, на чью жизнь стратегические планы оказывают непосредственное воздействие, и специалисты-профессионалы, призванные собрать и проанализировать информацию и сделать соответствующие рекомендации.
Алгоритм стратегического
планирования, разработанный экспертами
РНЦГМ и Института социально-
1. Анализ внутренних
закономерностей развития
2. Анализ стартовых условий развития города, обусловленных факторами местного характера:
1) качество жизни населения (продолжительность жизни населения и состояние общественного здоровья, уровень жизни и образ жизни);
2) величина и
эффективность использования
- базовые ресурсные потенциалы развития (природно-ресурсный, экономико-географический, демографический);
- потенциалы, обеспечивающие развитие города (трудовой, производственный, научно-инновационный, социально-инфраструктурный, бюджетный, инвестиционный, экспортно-импортный);
-потенциалы готовности
к социально-экономическим
3) экологическая
обстановка на территории
4) экономическая ситуация (структура экономики, институциональные преобразования в экономической сфере, функционирование рыночных механизмов и инфраструктурное обеспечение, формирование конкурентной среды и благоприятного хозяйственного климата; выявление основных тенденций в указанных направлениях развития экономической сферы);
5) состояние системы
городского самоуправления (правовое
обеспечение деятельности, диспропорции
в организационных структурах
управления, уровень профессиональной
подготовки персонала,
3. Анализ внешних факторов,
определяющих перспективное
4. Разработка системы
государственных минимальных
1) система минимальных
муниципальных социальных
2) предложения
по системе муниципальных
5. Интегральная оценка
исходной социально-
6. Выявление и систематизация предпосылок и ограничений перспективного развития города (на основе результатов исследований пп. 1, 3, 5).
Информация о работе Принципы и этапы стратегического планирования развития муниципального хозяйства