Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 22:26, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследовать сущность стратегического планирования как процесса и анализ его этапов на примере предприятия.
Исходя из цели, требуется решить следующие задачи:
исследовать сущность стратегического планирования;
проанализировать виды и классификацию стратегий развития;
проанализировать методологические аспекты стратегического планирования;
провести оценку экономических показателей деятельности предприятия;
проанализировать положение фирмы на рынке, внешнее и внутреннее окружение;
выявить проблемы и предложить стратегию.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ………………………………………………………………………..5
1.1. Сущность и структура стратегического планирования…………………………5
1.2. Характеристика этапов стратегического планирования……………………….11
2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ………………………………………………………………….20
2.1. Система методологии и логики стратегического планирования……………...20
2.2. Принципы методологии стратегического планирования……………………...25
3. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МЕБЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ИП ЗАМАЛТДИНОВ……………………………………………………………………...31
3.1. Оценка стратегического потенциала предприятия…………………………...31
3.2. Практика стратегического планирования в фирме ИП Замалтдинов
на рынке……………………………………………………………………………….42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………
Обобщая
рассмотренные особенности
Стратегическое планирование — это такое планирование деятельности организации, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.8
В результате вышеизложенного материала можно сделать следующие выводы: Стратегическое планирование - это управленческий процесс достижения и поддержания стабильного равновесия целей, возможностей и ресурсов организаций и новых рыночных возможностей. Цель стратегического планирования - создание и реформирование бизнеса и продукта компаний, направленные на успешное ее развитие и достижение, поставленных целей. Стратегическое планирование требует соблюдения следующих основных условий:
-
Управление деятельностью
- Тщательная оценка перспектив каждого вида деятельности, изучения показателей рыночного роста и позиций компаний на конкретном рынке.
-
Стратегия. Для каждого
1.2. Характеристика
этапов стратегического
В литературе по стратегическому менеджменту существуют различные подходы к определению этапов процесса стратегического планирования.
Например, Хубулава Н. М.9 представляет процесс стратегического планирования как ряд последовательных, взаимосвязанных этапов (рис. 1.1).
Рис. 1.1.
Процесс стратегического планирования
Несмотря на такое определение этапов стратегического планирования автор считает отправным моментом стратегического планирования - определение видения, миссии и целей предприятия, фирмы.
Многие авторы выделяют следующие этапы процесса стратегического планирования в компании:
Исходя из миссии и целей существования организации строятся стратегии развития, определяется политика организации.
Анализ
окружающей среды необходим при
осуществлении стратегического
анализа, т.к. его результатом является
получение информации, на основе которой
делаются оценки относительно текущего
положения предприятия на рынке.
Анализ окружающей среды предполагает
изучение трех ее составляющих:
Анализ
внешней среды включает изучение
влияния экономики, правового регулирования
и управления, политических процессов,
природной среды и ресурсов, социальной
и культурной составляющих общества, научно-техническое
и технологическое развитие общества,
инфраструктуры и т.п.
Анализ внешней среды представляет собой
процесс, посредством которого разработчики
стратегического плана контролируют внешние
по отношению к организации факторы, чтобы
определить возможности и угрозы для фирмы.
Анализ внешней среды помогает получить
важные результаты. Он дает организации
время для прогнозирования возможностей,
время для составления плана на случай
непредвиденных обстоятельств, время
для разработки системы раннего предупреждения
на случай возможных угроз и время на разработку
стратегий, которые могут превратить прежние
угрозы в любые выгодные возможности.
«С точки зрения оценки этих угроз и возможностей роль анализа внешней среды в процессе стратегического планирования заключается по существу в ответе на три конкретных вопроса:
Угрозы и возможности, с которыми сталкивается организация, обычно можно выделить семь областей. Этими областями являются экономика, политика, рынок, технология, конкуренция, международное положение и социальное поведение.
Экономические
факторы. Текущее и прогнозируемое
состояние экономики может иметь драматическое
влияние на цели организации. Некоторые
факторы в экономической окружающей среде
должны постоянно диагностироваться и
оцениваться. «Изучение экономической
компоненты макроокружения позволяет
понять то, как формируются и распределяются
ресурсы. Совершенно очевидно, что это
является жизненно важным для организации,
так как доступ к ресурсам очень сильно
определяет состояние входа в организацию.
Изучение экономики предполагает анализ
ряда показателей: величины ВНП, темпов
инфляции, уровня безработицы, процентной
ставки, производительности труда, норм
налогообложения, платежного баланса,
норм накопления и т.п. При изучении экономической
компоненты важно обращать внимание на
такие факторы как общий уровень экономического
развития, добываемые природные ресурсы,
климат, тип и уровень развитости конкурентных
отношений, структура населения, уровень
образованности рабочей силы и величина
заработной платы.
Для стратегического управления при изучении
перечисленных показателей и факторов
представляют интерес не значения показателей
как таковые, а в первую очередь то, какие
возможности для ведения бизнеса это дает.
Также в сферу интереса стратегического
управления входит и вскрытие потенциальных
угроз для фирмы, которые заключены в отдельных
составляющих экономической компоненты.
Очень часто бывает так, что возможности
и угрозы идут в жесткой связке.»15
«Анализ экономической компоненты ни в коем случае не должен сводиться к анализу отдельных ее составляющих. Он должен быть направлен на комплексную оценку ее состояния. В первую очередь, это фиксация уровня риска, степень напряженности конкуренции и уровень деловой привлекательности.» 16
Рыночные факторы. Изменчивая рыночная внешняя среда представляет собой область постоянного беспокойства для организаций. В анализ рыночной среды входят многочисленные факторы, которые могут оказать непосредственное воздействие на успехи и провалы организации.
Международные
факторы. Угрозы и возможности могут
возникнуть в результате легкости доступа
к сырьевым материалам, деятельности
иностранных картелей (например, ОПЕК),
изменений валютного курса и политических
решений в странах, выступающих в роли
инвестиционных объектов или рынков.
При помощи анализа внешней среды организация
может создать перечень опасностей и возможностей,
с которыми она сталкивается в этой среде.
Непосредственное окружение анализируется
по следующим основным компонентам: покупатели,
поставщики, конкуренты, рынок рабочей
силы. Анализ внутренней среды вскрывает
те возможности, тот потенциал, на который
может рассчитывать фирма в конкурентной
борьбе в процессе достижения своих целей.
«Внутренняя среда анализируется по следующим
направлениями: