Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 22:26, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследовать сущность стратегического планирования как процесса и анализ его этапов на примере предприятия.
Исходя из цели, требуется решить следующие задачи:
исследовать сущность стратегического планирования;
проанализировать виды и классификацию стратегий развития;
проанализировать методологические аспекты стратегического планирования;
провести оценку экономических показателей деятельности предприятия;
проанализировать положение фирмы на рынке, внешнее и внутреннее окружение;
выявить проблемы и предложить стратегию.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ………………………………………………………………………..5
1.1. Сущность и структура стратегического планирования…………………………5
1.2. Характеристика этапов стратегического планирования……………………….11
2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ………………………………………………………………….20
2.1. Система методологии и логики стратегического планирования……………...20
2.2. Принципы методологии стратегического планирования……………………...25
3. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МЕБЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ИП ЗАМАЛТДИНОВ……………………………………………………………………...31
3.1. Оценка стратегического потенциала предприятия…………………………...31
3.2. Практика стратегического планирования в фирме ИП Замалтдинов
на рынке……………………………………………………………………………….42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………
Ресурсы, которыми может располагать общество, его отдельные подсистемы и структурные элементы в планируемом периоде состоят из двух групп: а) наличных ресурсов; б) ресурсов создаваемых в плановом периоде.
Для текущих планов наибольшее значение имеют наличные ресурсы. В средне срочном стратегическом планировании важность обоих видов ресурсов при мерно одинакова. В стратегическом долгосрочном планировании решающее значение приобретают ресурсы создаваемые в течение планового периода.
После комплексного расчета общественных и личных потребностей и определения ресурсов, которыми будет располагать общество для экономического, социального и духовного развития, а так же хозяйствующие субъекты для обеспечения их нормального функционирования в перспективе, переходят к очень трудной работе -согласованию ресурсов и потребностей, приведению их в оптимальное соответствие между собой. Это заключительная стадия в логике стратегического планирования.21
На
основе искомого соответствия между
потребностями и ресурсами
2.2.
Принципы методологии стратегического
планирования
Под принципами планирования следует понимать объективную категорию науки планирования, выступающую в качестве отправного основополагающего понятия, выражающего совокупное действие ряда законов развития как объекта планирования, и определяющего задачи, направление и характер составления, возможности выполнения плановых заданий, а также проверки их выполнения.
Стратегическое планирование является центральным элементом системы управления обществом, фирмой, для него также общезначимыми являются четыре общих принципа управления, к которым относятся:
Принцип единства экономики и политики при приоритете политики.
Принцип
единства централизма и
Принцип научной обоснованности и эффективности управленческих решений
Принцип сочетания общих и локальных интересов при приоритете интересов более высокого ранга и стимулирование личной и коллективной заинтересованности в выполнении управленческих решений.
Применительно к стратегическому планированию названные принципы имеют следующее содержание.
1.
Принцип единства экономики и
политики при приоритете
2.Принцип
единства централизма и
3.Принцип
научной обоснованности и
а)
действие всей системы законов развития
общества, определяющих содержание и
направление отдельных
б) глубокое изучение и практическое использование в плановой работе достижений современной отечественной и зарубежной науки и техники, в целях своевременного осуществления структурной перестройки экономики. Материализации в хозяйственной практике важнейших направлений научно технического прогресса, экологизации производства, обеспечении его социальной направленности, а также высокий уровень интенсификации и эффективности;
в) на основе широкого использования экономических инструментов ориентировать фирмы, корпорации на своевременное техническое вооружение, конструкцию и обновление производства, восприимчивость к научному прогрессу. Быстрое реагирование на постоянно изменяющиеся потребности общества;
г) обеспечение в процессе стратегического планирования органического единства стратегических и тактических планов, программ и прогнозов;
д.)
повышение степени
е.) постоянное совершенствование технологии разработки всех плановых документов;
ж)
обеспечение комплексного использования
всех других элементов методологии
стратегического планирования.2
4.Принцип
сочетания общих и локальных
интересов при приоритете
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Установлено, что под методом стратегического планирования понимают конкретный способ, прием, с помощью которого решается какая-либо проблема планирования. В стратегическом планировании используются следующие методы разработки планов:
Выявлено, что методологические подходы стратегического планирования могут быть реализованы только с помощью специальных показателей. Разработка стратегических программ и планов невозможна без использования системы показателей, которая должна быть гибкой, адаптивной, способной отражать все изменения в состоянии объекта планирования.
3. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ МЕБЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
ИП ЗАМАЛТДИНОВ
3.1.
Оценка стратегического потенциала предприятия
Предприятие существует с 2003 г. Цель деятельности – получение прибыли.
Основными видами деятельности предприятия являются:
Целью деятельности
фирмы является производство и реализация
конкурентоспособной продукции в соответствии
с потребностями рынка, повышение ее качества
и расширение номенклатуры для получения
прибыли, удовлетворения социальных и
экономических интересов членов трудового
коллектива, собственника имущества. Продукция
фирмы благодаря надежности, долговечности
и комфортабельности известна не только
в нашей области, но и во многих областях
России. Организационная структура комплекса
представлена на рис. 3.1.
Рис. 3.1.
Организационная структура
Исходя из данной схемы можно сделать вывод, что в управленческой структуре фирмы используется принцип функциональной департаментизации, который применяется сейчас на большинстве производственных предприятий. Так учетно-финансовый отдел управляет таким ресурсом как деньги, коммерческий отдел - учетом и продвижением продукции на рынок сбыта, производственная служба занимается непосредственно вопросами производства продукции.
Далее необходимо провести анализ стратегического потенциала и процесса формирования стратегии предприятия. Проведем анализ основных показателей деятельности фирмы и его ассортимент. Для того чтобы охарактеризовать экономическое состояние предприятия, проведем анализ по ряду показателей, характеризующих основные производственные фонды, трудовые ресурсы, финансовый результат деятельности. Технико-экономические показатели «Мебельного салона» за период с 2007 - 2009 г. представлены в табл. 3.1.
Таблица 3.1
Технико-экономические показатели мебельного салона ИП Замалтдинова за 2007 – 2009 гг.
Показатели | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | Темп роста ,% | |
2008 г. к 2007 г. | 2009 г. к 2008 г. | ||||
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. | 53640 | 55960 | 49087 | 104,3 | 87,7 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. | 52080 | 54431 | 47395 | 104,5 | 87,1 |
Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб. | 17008 | 18114 | 18236 | 106,5 | 100,6 |
Численность, чел. | 13 | 13 | 13 | - | - |
Среднегодовая заработная плата, руб. | 5080 | 5470 | 6300 | 107,6 | 115,1 |
Среднегодовая выработка 1 работника, тыс. руб. | 4126,15 | 4304,61 | 3775,92 | 104,3 | 87,7 |
Фондоотдача, тыс. руб. | 3,15 | 3,09 | 2,61 | 98,0 | 84,4 |
Фондоемкость, тыс. руб. | 0,32 | 0,32 | 0,37 | - | 115,6 |
Фондовооруженность, тыс. руб. | 1308,31 | 1393,38 | 1402,77 | 106,5 | 100,6 |
Прибыль до налогообложения, тыс. руб. | 3202 | 614 | 474 | 19,1 | 77,1 |
Чистая
прибыль,
тыс. руб. |
3153 | 207 | 206 | 6,5 | 99,5 |