Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 13:18, дипломная работа
Оценка эффективности использования рабочего времени имеет большое значение в настоящее время, т.к. исходя из информации, получаемой в результате, решается большинство задач, связанных с организацией труда и его нормированием.
Исследования проводятся с целью определения структуры операций, затрат рабочего времени, рационализации приемов и методов труда, выявления причин невыполнения норм, нерациональных затрат и потерь рабочего времени, получение данных о факторах, влияющих на время выполнения элементов операций, разработки нормативных материалов, оценки качества норм и нормативов, а также для решения других задач.
ВВЕДЕНИЕ
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 7
Понятие и значение правового регулирования рабочего времени
Оценка использования рабочего времени и
производительности труда персонала 21
Планирование использования рабочего времени
руководителей и специалистов 49
2.ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ 53
2.1 Методы оценки эффективности использования рабочего времени
2.2 Влияние интенсивности трудовой деятельности на
экономию рабочего времени 68
МЕРОПРИЯТИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ПЕРСОНАЛА ООО «СИМБИРСКИЕ
ОКНА» 82
3.1 Общая характеристика организации
3.2 Оценка и анализ затрат рабочего времени 89
3.3 Разработка плана мероприятий по улучшению
использования рабочего времени 95
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 98
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Наблюдение за поведением работника в различных ситуациях (на производстве, в быту и т.п.);
Оценка результатов трудовой деятельности – производительности труда, качества выполняемой работы и т.п.;
Метод заданной группировки работников – сравниваются качества претендентов с требованиями должности того или иного ранга. На стадии формирования списка резерва решаются такие задачи, как:
Этап 3. Подготовка кандидатов.
Для формирования резерва, как правило, недостаточно отобрать способных к продвижению сотрудников – важно правильно подготовить их к должности и организовать продвижение.
Для профессиональной подготовки могут быть использованы следующие методы:
Методы профессионального обучения кадров.[26, c.45]
Цели обучения образуют основу для создания детальной учебной программы, само содержание которой зависит от количества и вида учебных целей. Выяснение целей обучения дает возможность ответить на следующие вопросы: когда и в течение какого периода проводится обучение? Каков наиболее подходящий метод обучения? Кто может предложить наиболее оптимальное содержание курсов и, таким образом, обеспечить обучение? Где его лучше проводить? При этом не следует забывать о личностных характеристиках сотрудника, которого предполагается обучать.
Таким образом, хорошее обучение требует индивидуального подхода к потребностям каждого сотрудника. Любой метод имеет свои преимущества и недостатки. Приемы и методы обучения, используемые для выпускников школ и институтов, могут быть совершенно непригодны для людей пожилого возраста. Например, многие руководящие работники, сами поощряющие инициативу выбора наиболее подходящего метода обучения, обнаруживают, «что им самим очень трудно избавиться от сложившихся стереотипов. Они действительно искренне верят, что обучение может происходить только на основе прослушивания лекций специалистов. И это будет происходить до тех пор, пока кто-то не откроет им глаза на то, что существуют намного более разнообразные и эффективные подходы к обучению»[11, c.290].
Если основываться на принятой в мировой практике классификации методов обучения, то все их следует разделить на:
Обучение на рабочем месте характеризуется непосредственным взаимодействием с обычной работой в обычной рабочей ситуации. Такое обучение может осуществляться в различных формах. Определяющим признаком здесь является то, что обучение организовано и проводится специально для данной организации и только для ее сотрудников. Обучение в стенах организации может предусматривать приглашение внешнего преподавателя для удовлетворения конкретных потребностей в обучении сотрудников Вашей организации и в стенах Вашей организации.[43, с.123]
Обучение вне работы включает все виды обучения за пределами самой работы. Такое обучение проводится внешними учебными структурами и, как правило, вне стен организации.[43, с. 125]
Названные методы обучения не исключают друг друга, так как обучение в стенах организации может вестись с отрывом или без отрыва от работы. Кроме того, они могут дополнять друг друга, так как обучение в процессе работы часто совмещается с обучением в других организациях или учебных заведениях.
Каждый метод имеет свои преимущества и недостатки. И главным критерием при выборе того или иного метода является его эффективность для достижения целей обучения каждого конкретного работника.
Рациональное использование персонала предприятия — непременное условие, обеспечивающее бесперебойность производственного процесса и успешное выполнение производственных планов.[27, с.237] Для целей анализа весь персонал следует разделить на промышленно-производственный и непромышленный персонал. К промышленно-производственному персоналу (ППП) относят лиц, занятых трудовыми операциями, связанными с основной деятельностью предприятия, а к непромышленному персоналу относят работников учреждений культуры, общественного питания, медицины и пр., принадлежащих предприятию.
Работники ППП подразделяются на рабочих и служащих.[25, с.368] В составе служащих выделяют руководителей, специалистов и других служащих (конторский учётный и т.п. персонал). Рабочих подразделяют на основных и вспомогательных. В анализе трудовых ресурсов предприятия можно выделить три направления:
А). Анализ использования рабочей силы.
Б). Анализ производительности труда.
В). Анализ оплаты труда.
Источники информации для анализа:
В ходе анализа обеспеченности
трудовыми ресурсами проводят сравнение
фактической численности
Влияние изменения удельного веса основных рабочих в общей их численности на выработку продукции одним работающим определяется по формуле
где УД1, УД0 — удельный
вес основных рабочих в общей их численности
по плану
СВ0 — среднегодовая выработка одного работающего по плану.
Сокращение вспомогательных
рабочих может быть достигнуто за
счёт концентрации и специализации
вспомогательных работ: по наладке
и ремонту оборудования, повышению
уровня механизации и
Численность рабочих Чр определяют исходя из нормы трудоёмкости работ планируемого периода (Т), эффективного (действительного) годового фонда времени рабочего (Тэф) и планируемого коэффициента выполнения норм (Кпп) по формуле:
Чр =
Численность рабочих, занятых на аппаратурных,
агрегатных работах, где действия рабочих
заключаются в основном в управлении
механизированными или
где ni – количество агрегатов на i-й операции;
ЧPi – количество рабочих, необходимое для обслуживания i-го рабочего места;
k3i – коэффициент загрузки рабочих на i-й операции при совпадении профессий;
i – наименование операции.
Численность служащих определяется исходя
из организационной структуры
Численность непромышленного персонала определяется по типовым отраслевым нормативам, по нормам обслуживания.
Анализ профессионального и квалификационного уровня рабочих производится путём сопоставления наличной численности по специальностям и разрядам с необходимой для выполнения каждого вида работ по участкам, бригадам и предприятию в целом. При этом выявляется излишек или недостаток рабочих по каждой профессии.
Для оценки соответствия квалификации рабочих сложности ( ) выполняемых работ по участку, цеху, предприятию сравнивают средние тарифные разряды работ и рабочих, которые можно определить по средневзвешенной арифметической формуле:
, (5)
где Тр – тарифный разряд;
Чр - общая численность рабочих;
ЧPi – численность рабочих i-го разряда;
VPi – объем работ i-го вида;
V – общий объем работ.
Если фактический средний
В ходе анализа квалификации
управленческого персонала
Квалификационный уровень
Ответственным этапом в анализе
использования предприятия
Однако выпуск продукции зависит не столько от численности работающих, сколько от количества затраченного на производство труда, определённого количеством рабочего времени. Поэтому анализ использования рабочего времени является важной составной частью аналитической работы на предприятии.[3, с.416]
Анализ использования рабочего времени осуществляется на основе баланса рабочего времени. Основные составляющие баланса представлены в ПРИЛОЖЕНИИ 1.
Полноту использования трудовых ресурсов можно оценить по количеству отработанных дней и часов одним работником за анализируемый период времени, а также по степени использования фонда рабочего времени. Такой анализ проводится по каждой категории работников, по каждому производственному подразделению и в целом по предприятию.
Фонд рабочего времени (ФРВ) зависит от численности рабочих (Чр), количества отработанных одним рабочим дней в среднем за год (Д), средней продолжительности рабочего дня (t):
ФРВ = ЧР * Д * t , (6)
Если фактически одним рабочим отработанно меньше дней и часов, чем предусматривалось планом, то можно определить сверхплановые потери рабочего времени: целодневные (Дпот) и внутрисменные (tпот):
Дпот = (ДФ – Дпл) * ЧРФ * tпл, (7)
tпот = (tФ - tпл) * Дф * ЧРФ * ч, (8)
ТПОТ = Дпот + tпот, (9)
В ходе анализа необходимо выявить
причины образования
Информация о работе Эффективность использования рабочего времени