История развития менеджмента в системе управления организацией

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 09:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть и проанализировать историю развития техники управления.
Задачи исследования вытекают из поставленной цели:
- изучить основные периоды развития науки управления;
-проанализировать использование исторических подходов к технике управления на современном этапе;
- определить какие методы управления актуальны в настоящее время.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
1 Исторические аспекты развития теории и практики управления…………5
1.1 Понятие управления, основные функции управления……..………..10
1.2 Объект и предмет техники управления……………………………....16
2 Эволюция становления техники управления….……………………………10
2.1 «Революционный путь» развития техники управления…………...19
2.2 Исторические взгляды на технику управления…………………….23
3 Использование исторических подходов к технике управления на современном этапе……………………………………………................................................23
Заключение……………………………………………………………………...45
Список использованных источников…………………………………………47

Файлы: 1 файл

Курсовая ПЕРЕДЕЛАНАЯ.docx

— 84.65 Кб (Скачать)

 

 

    1. Понятие управления, основные функции управления

 

Управление является важным ресурсом общества. По мнению Питера Дракера, исторические успехи человечества на 80% определяются не природными ресурсами и технологиями, а эффективностью управления.

Вопросы, связанные с управлением, интересовали людей на всех исторических этапах существования человечества с самого зарождения общественной организации, волнуют людей на современном этапе и будут волновать на протяжении всего развития человеческой цивилизации независимо от того, о каком уровне управления идет речь, поскольку, что может быть интереснее и полезнее, чем эффективное воздействие на поведение человека, группы, народа. В настоящий момент нет недостатка в управленческой литературе и каждый управленец, руководитель в целях обеспечения эффективности управления вооружается положениями, разработанными в рамках управленческих отраслей знания на основе теории управления[5].

Теория техники управления - это отрасль научного знания, изучающая процессы управления в социальных и социально-экономических системах, систему принципов, методов и технологий управления, содержание, форму и эволюцию управленческих отношений, эффективность принятия управленческих решений и управления вообще[14].

В социологической и управленческой литературе сложились различные подходы к управлению.

Управление как наука представляет собой систему знаний в виде концепций, теорий, принципов, способов, форм и школ управления.

Управление как искусство  - это способность умело и эффективно применять на практике теоретические основы управления, разработанные в рамках научного знания.

Управление как функция  может рассматриваться как целенаправленное воздействие на сознание и поведение  людей, осуществляемое с целью направить  их действия на достижение желаемых целей.

Управление как процесс - это совокупность управленческих действий, направленных на достижение поставленных целей.

Управление как аппарат - совокупность структур и людей, обеспечивающих использование и координацию всех ресурсов социальных систем для достижения определенных целей.

В наиболее общем виде управление представляет собой воздействие  субъекта управления на его объект. Обозначенные элементы являются подсистемами единой системы управления. Г. В. Атаманчук, в зависимости от субъекта управляющего воздействия, выделил следующие типы управления:

  • государственное управление (субъект управления - государство),
  • общественное управления (субъект управления - общество и его структуры),
  • менеджмент (субъект управления - предприниматель, собственник).

Наиболее распространенные определения понятия «управление»:

1) определение цели и  результата ее достижения с  помощью необходимых и достаточных  способов, средств и воздействий;

2) функция организованных  систем разнообразной природы  (биологических, социальных, технических), которая обеспечивает сохранение  их определенной структуры, поддержание  режима деятельности, реализацию  их программ и целей деятельности;

3) создание и осуществление  воздействий, обеспечивающих желаемое  функционирование объекта, приводящее  к определенной цели;

4) процесс организации  целенаправленного воздействия  на некоторую часть среды, называемую  объектом управления, в результате  чего удовлетворяются потребности  субъекта, взаимодействующего с  этим объектом;

5) процесс формирования  целей и способов их достижения;

6) использование причинно-следственных  отношений, при котором поведение  системы приводит к желаемому  результату (система достигает цели  или решает задачу);

7) воздействие на объект, улучшающее функционирование или  развитие данного объекта;

8) управление – процесс  целенаправленного воздействия  субъекта управления на объект  управления для достижения определенных  результатов деятельности[13].

Субъект управления – физическое или юридическое лицо, которое  осуществляет властное воздействие. В  процессе управления лежат: властные полномочия субъекта управления, его организационно-распорядительные, экономические и морально-этические  рычаги воздействия.

Объект управления – то, на что направлено властное воздействие  объекта управления. Объектом управления могут быть физические и юридические  лица, социальные, социально-экономические  системы и процессы.

Основные этапы процесса формирования научной теории:

• наблюдение за совершающимися процессами и анализ их с помощью  известных из других наук методов;

• синтез знаний и создание теоретических основ науки (принципы, зависимости, законы и закономерности);

• формализация и систематизация происходящих процессов, составление  их типологии;

• разработка прикладных научных  основ для анализа и синтеза  наблюдаемых процессов;

• создание методологии  исследования процессов заданной типологии;

• накопление статистических данных об результативности предложенной методологии и ее корректировка.

Особенности процесса управления: Управление – целенаправленный процесс, выполняемый непрерывно во времени  и пространстве, требующий глубокого  анализа, разработки и постановки определенных целей. Чем точнее результат соответствует  установленной цели, тем выше качество управления.

Рассмотрение управления как системы не может быть полным и глубоким без изучения ее функциональной составляющей. Под функцией управления следует понимать особый вид специализированной управленческой деятельности, выделившейся в процессе разделения управленческого труда, которая осуществляется специальными приемами и средствами.

В отечественной и зарубежной теории и практике управления не сложилось единого подхода к классификации функций управления.

Так А. Фаойль, основатель школы  административного управления, выделил  следующие функции: планирование, организовывание, руководство, координацию и контроль. Представитель той же школы Л. Гьюлик расширил и уточнил классификацию, предложив семь функций: планирование, организация, работа с персоналом, оперативное руководство, координирование, контроль и отчетность, составление бюджета. Американский специалист в области управления Р. Фалмер в качестве основных функций выделяет планирование, организацию, исполнение (руководство) и контролирование. Г. Кунц и С. О'Доннел - планирование, организацию, комплектование штатов, руководство и лидерство, контроль.

Рассмотрим в качестве основных функций управления следующие[23]:

    • целеполагание (миссия - цель);
    • планирование;
    • организация;
    • мотивация;
    • координирование;
    • контроль;
    • оценка.

Целеполагание как важнейшая  функция управления предполагает наличие  хорошо сформулированной цели, которая  должна быть: измерима, достижима (реальна), ориентирована на определенные интервалы времени, взаимосвязана с главной целью организации и другими под целями, адресна и контролируема.

Функция планирования реализуется через план, который представляет собой целенаправленный комплекс мероприятий, содействующих достижению поставленных целей в соответствии с задачами развития самой организации, ее потенциалом.

Функция организации непосредственно связана с реализацией разработанного плана. Она характеризуется, прежде всего, распределением ответственности и полномочий между руководителями и исполнителями, а также установлением взаимосвязей между различными направлениями деятельности. Таким образом, важным моментом в организации является четкость функциональных обязанностей каждого исполнителя и закрепление ответственных лиц за конкретным участком работы.

Эффективность предпринимаемых действий зависит всецело от уровня и характера мотивации к развитию сотрудниками организации, поэтому формирование позитивной мотивации у сотрудников, направленной на достижение профессионального роста и благополучия организации, является одним из важных условий.

Главная задача координирования - достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей, коммуникаций между ними. С помощью различных форм связей устанавливается взаимодействие между всеми элементами системы управления, маневрирование ресурсами, обеспечивается единство и согласование всех стадий процесса управления, а также действии руководителя, его управленческой команды и персонала организации.

Под функцией контроля следует понимать вид управленческой деятельности, благодаря которому можно удержать организацию на нужном пути, сравнивая показатели ее деятельности с установленными стандартами или планами. Функция контроля осуществляется по двум направлениям:

- контроль за выполнением работ, намеченных планом;

- меры по коррекции всех значительных отклонений от плана.

Главные инструменты выполнения этой функции - наблюдение, учет и анализ. В общем процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи, так как по его данным производится корректировка ранее принятых планов. Эффективно поставленный контроль обязательно должен быть ориентирован на результат, быть объективным, своевременным, экономичным и простым.

Функция оценки в системе управления призвана обеспечить сравнение реальных результатов деятельности с поставленными целями и установление обратной связи со всеми участниками процесса (сотрудниками, группой, руководителем и т. д.).

Накопленный к концу двадцатого века мировой опыт в области управленческой деятельности свидетельствует о  том, что в мире складывается новая культура управленческой деятельности, в основе которой - использование инновационных методов в процессе достижения социального результата. Возрастает значение не только целевых ориентиров, но и используемых способов, приемов, операций, процедур подготовки и принятия управленческих решений, организации контроля за их выполнением. Особую важность это имеет для России, которая сравнительно недавно ступила на новый для нее путь рыночных отношений, не пройдя длительного этапа социализации рынком. Процессу трансформации подверглись все сферы общественной жизни» в том числе и система управления, которая с вхождением в мировое управленческое поле и приобщением к мировой управленческой культуре должна преодолеть сложившиеся стереотипы в управлении, ставшие неэффективными в новых социально-экономических и политических условиях. Специфика выше обозначенных управленческих проблем и направлений находится в исследовательском поле социологической науки, а психологическая составляющая данной проблематики позволит получить комплексное и наиболее глубокое знание о природе социального управления, его закономерностях функционирования и развития.

 

    1. Объект и предмет техники управления

 

Для реализации процесса управления необходим механизм реализации техники управления.

Механизм техники управления – это среда, в которой реализовывается управленческая деятельность. Такой средой для управления является система управления и техника управления.

Две трактовки понятия  «управление»:

1)как процесс управления организацией – управленческая деятельность;

2)как механизм управления.

Объект техники управления – это управление как процесс и как механизм.

Для определения предмета теории техники управления необходимо рассмотреть процесс формирования научной теории.

Предмет техники управления – управленческие отношения, в которых выражаются социальные, экономические, политические отношения и интересы, проявляющиеся в воздействии на общество или его отдельные элементы с целью их упорядочения, сохранения специфики, развития и совершенствования; а также тенденции развития практики управления, методы и технологии управления.

Основные этапы развития техники управления:

Первый этап:

Развития техники управления: изучение генезиса механизма управления и основных этапов его становления, возникновение механизма управления и мировоззренческое философское обобщение модели механизма управления.

Необходимо проанализировать исторические тенденции мирового развития науки управления; аспекты управления и сравнительные характеристики типов цивилизации. На этом этапе  анализируется эволюция школ научного управления и вклад различных  школ в теорию управления.

Содержание первого этапа  составляют философские и исторические основы техники управления.

Второй этап:

Определение понятия управления, системы управления, цели и функции теории управления, понятия управленческого решения и управляющие воздействия, а также основные свойства организационного управления.

Третий этап:

Формулирование на основе познания объективных законов в теории управления соответствующих правил и рекомендаций для практической деятельности руководителей и органов управления. Знание законов, принципов управления помогает разработать методы управления и стиль управления организацией.

Четвертый этап:

Изучения и исследования техники управления: методика выработки и принятия решения, планирование организации, контроль, система коммуникаций и мотивации управленческой деятельности.

Информация о работе История развития менеджмента в системе управления организацией